Использование произведений русского народного творчества в эколого-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Использование произведений русского народного творчества в эколого-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Автор работы: Татьяна
Страниц: 114 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
3.1 Констатирующий эксперимент
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам . Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
• Соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Содержание работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Экологическое воспитание - ведущее направление в дошкольной педагогике 8
1.2 Организация системы экологического образования в детском саду 13
1.3 Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ 14
1.4 Подготовка и переподготовка педагогических кадров 22
1.5 Экологическое просвещение родителей 25
1.6 Сотрудничество детского сада с другими учреждениями 29
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
2.1 Элементы устного народного творчества на занятиях по экологическому воспитанию 35
2.2 Народный календарь и экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста 38
2.3 Роль произведений русского народного творчества в экологическом воспитании старших дошкольников 44
ГЛАВА 3. ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРНОГО МАТЕРИАЛА В ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
3.1 Констатирующий эксперимент 65
3.2 Формирующий эксперимент 78
3.3 Контрольный эксперимент 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
Приложение 1 97
Приложение 2 100
Приложение 3 105
Приложение 4 113
Приложение 5 114
Использованная литература
- Абраменкова В.В.Социальнаяпсихология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии, 2002. - № 1. - С. 3-16.
- Актуальные проблемы экологии и природопользования (выпуск 3, часть. Сб. науч. трудов. - М.: РУДН, 2003.
- Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.
- Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
- Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников //Дошкольное воспитание, 1998. - N 2. - С. 34-39.
- Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребёнок в детском саду, 2002. - N 5. - С. 80-82.
- Бауэр В.Э.Влияние чувственного опыта на эффективность развития детей // Школа, 2000. - № 6. - С.25-27.
- Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу. – Рязань.: Горизонт, 1983.
- Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.
- Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.
- Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М.: Просвещение, 1972.
- Вестник экологического образования в России, 1996. №2.
- Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.
- Дерябо С.Д.Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М.: РГСУ, 1999.
- Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание, 2005. - N 7. - С. 3-9.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников: методическое пособие / ред. С. Н. Николаева . - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.
- Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание, 2005. - N 7. - С. 70-73.
- Карпенкин Б.М. Народный календарь Подмосковья. - М.: Перспектива, 1999.
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарий занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Кудрявцев В.Т., Алиева Т.А.Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание, 1997. - № 4. - С.64-68
- Королёва А. Земля – наш дом // Дошкольное воспитание, 1998. - N 7. - С. 34-36.
- Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. М., 1983.
- Культура и экология. М., 1996.
- Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы // Отв. Редактор Курнешева Л.Е. - М.: Школьная книга, 2006.
- Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. - М.: Перспектива. 2007.
- Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.
- Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л., Экология: учебник для 5-6 классов. - М.: Устойчивый мир, 1999.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования у детей : учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высш. пед. учебн. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2002.
- Осеннева М. Знакомство детей с русским фольклором // Дошкольное воспитание, 2000. - №11. – С.43-57.
- Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей // Дошкольное воспитание, 1994. - №9.- С.7-24.
- Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание, 2002. - N 10. - С. 40-49.
- Павлова Л. Фольклор: Педагогика раннего детства // Дошкольное воспитание, 1990. - №4 – С. 63-81.
- Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание, 1990. - №2. – С. 6-35.
- Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание, 2005. - N 7. - С. 90-96.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. - М., 2002.
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.
- Ридигер О. Н. Проблемы школьного экологического образования // Биология, 2002. - №27-28. – С. 25-35.
- Ридигер О.Н. Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе. -М.: РУДН, 2003.
- Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. - М.: Аст-Пресс Школа, 2005.
- Самкова В.А., Шурхал Л.И., Экология. Природа. Человек. Культура: учебное пособие для 6 классов. - М.: Новый учебник, 2004.
- Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.
- Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / О. А. Соломенникова; ред. Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Черноиванова Н.Е. Культурно-экологическое образование дошкольников средствами фольклора // Под ред. Р.М. Чумичевой. Ставрополь, 1998.
- Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.
- Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.
- Шпотова Т. В. Времена года: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей шестилетнего возраста / Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова. - М.: Просвещение, 2006.
- Экология большого города. Альманах. - М.: Прима-Пресс, 1997.