Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Особенности проявления страхов у старших дошкольников и пути их преодоления

Особенности проявления страхов у старших дошкольников и пути их преодоления

Волгоградский государственный педагогический университет

Дипломная по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Особенности проявления страхов у старших дошкольников и пути их преодоления"




Автор работы: Витача
Страниц: 62 шт.



Год:2004

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Беспокойство, тревога, страх - такое же неотъемлемое эмоциональное состояние нашей психики как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль, однако при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них пленяется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича". Устойчивые страхи это страхи, с которыми не может спрвиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.

Ларош Фуко сказал: "мы обещаем, согласно своим надеждам, а поступаем согласно страхам». Нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть изменения под действием страха. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере. Страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражений других чувств - исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, чувство полноты жизни. Вместо них развивается удрученность, тревожность, пессимизм. Изменяется волевая сфера личности, человек становится не способным справиться со своими чувствами, контролировать их. В некоторых случаях человек настолько устает от своих страхов, что отказывается от любых проявлений инициативы, внешне производит впечатление равнодушного и безразличного. Страх уродует и мышление. Оно становится более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги, или вялым заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Вто-ростепенные детали заслоняют главные, а самовосприятие лишается цен-ности и непосредственности, уменьшается познавательная активность, любознательность и любопытство. При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это говорит уже не только о тревожности, но и о мнительности. Описанные психические изменения, происходящие с человеком под влиянием страха, приводят к развитию трудно переносимой социально-психологической изоляции, из которой нет лёгкого выхода, несмотря на желания быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески насыщенной жизнью. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Надо сказать, что педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он "боится всего", "очень раним", «мнителен», "повышено чувствителен» и т.д. Это, как правило, не вызывает сильного беспокойства у взрослых.

Однако Б. И. Кочубей и Е. В.Новикова, 1988, утверждают, что если страхи болезненно заострены, или сохраняются длительное время, то это служит признаком, сигналом неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, что тревожность - это один из предвестников невроза и, что работа по ее преодолению это работа по психопрофилактике невроза, именно это и определяет актуальность данной темы. Поскольку страх - явление неоднородное и по своему содержанию, и по силе, и по причинам, вызвавшим его, и возникает он у детей разного возраста и связан то с реальными событиями, то рождается как бы из ничего, то родителям необходимо знать, где - это естественная реакция организма, а где это уже отклонение от нормы, в какой момент надо начинать бить тревогу, обращаться к врачу, начать перестраивать взаимоотношения в семье.

Проблемой детских страхов занимался А. И. Захаров. Он выделяет предпосылки для формирования страха. Он утверждает, что в детстве страх одна из самых распространенных реакций. Причину Захаров видит в том, что инстинкт самосохранения выражен очень активно, а жизненный опыт еще отсутствует. Он отмечает, что дети боятся оставаться одни в комнате, заболеть, смерти, того, что их накажут и т. д.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости изучения проблемы детских страхов с целью поиска путей их предупреждения и методов коррекции.

Объект исследования дети 6-летнего возраста.

Предмет исследования особенности проявления страхов у здоровых детей дошкольного возраста и пути их коррекции.

Целью нашей работы являлось изучение уровней и особенностей проявления страхов у дошкольника и разработка системы коррекционной работы с ними.

Гипотеза: Для дошкольников характерны проявления таких видов страхов как страх темноты и смерти. Общий уровень тревожности повышен.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме тревожности и страхов в детском возрасте.

2. Подобрать методики исследования страхов у детей дошкольного возраста.

3. Провести исследования и выявить уровень тревожности и стра-хов.

4. Разработать и апробировать программу коррекционны занятий по преодолению страхов у дошкольников.

Содержание работы

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы детских страхов, их видов и специфики

1.1. Подходы к исследованию страхов в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Анализ проблемы детских страхов в концепции А. И. Захарова

Глава II. Экспериментальное изучение особенностей проявления страхов у дошкольников

2.1. Описание методик и организация углубленного исследования страхов

2.2. Анализ результатов диагностического исследования

Глава III. Коррекция страхов у старших дошкольников

3.1. Подходы по коррекции детских страхов

3.2. Комплекс психокоррекционных игр для дошкольников, испытывающих страхи

3.3. Динамика состояния тревожности и страхов у детей в ходе коррекционной работе

Заключение

Литература

Приложения

Использованная литература

  1. Волосова Е. Эмоциональная жизнь ребенка // Дошкольное воспита-ние. 1990. № 7.
  2. Гарбузов В. И. Нервные дети. М.. 1990. С. 157 160.
  3. Гаспаров Е. Страхи у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1991. № 4.
  4. Горюнова Н. В. Детские страхи. Как их преодолеть? // Здоровье. 1990. 3 7. С. 2 3.
  5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Изд-во ле-нинградского университета, 1988.
  6. Джайнот Х. Д. Родители и дети. М.: Знание. 1988. С. 83 91.
  7. Запорожец А. В. Психология. М.: Просвещение, 1965. С. 143 150.
  8. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб: Респекс, 1995.
  9. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Гиппократ. 1995.
  10. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. 2 изд., доп. М.: Просвещение, 1993
  11. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986
  12. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.. 1986.
  13. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980
  14. Контеров П. Ф. О детском страхе // народное образование. 2000. № 3.
  15. Лебединская В. В., Никольская О. С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.. 1990.
  16. Лендерт Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Меж. пед. академ, 1994.
  17. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: педагогика. 1988.
  18. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Б., Бонк И. А. Тактильная память. «Эйдос», Москва, 1994.
  19. Матюгин И. Ю., Чакаберия В. И. Как научиться забывать не-нужное. М.: «Эйдос», 1994.
  20. Овчарова Р. В. Практический психолог в начальной школе. М. Т. Ц. «Сфера», 1996.
  21. Орлова Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просве-щение, 1991.
  22. Островская О. Детские страхи // Дошкольное воспитание. 1987.№ 10.
  23. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Валюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.
  24. Рейнуотер Дж. Это в наших силах. М.: Прогресс, 1992.
  25. Самоукова И. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. М.: Новая школа, 1995.
  26. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
  27. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского университета, 1983.
  28. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  29. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.
  30. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
  31. Фромм А. Страхи // Азбука для родителей.3 изд., сокр. М., 1994.
  32. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.
  33. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М.: Знание. 1981.
  34. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детских садов //под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985.


Другие похожие работы