развивающие игры в практике работы современной начальной школы
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"развивающие игры в практике работы современной начальной школы"
Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 39 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования развивающих игр в практике работы начальной школы
1.1. Понятие «развивающие игры» в педагогике и психологии
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре [1, 255].
Одной из форм, которая вызывает любопытство, увлечение детей, повышает результативность обучения, усиливает желание учить, есть игра. Она естественная деятельность творческого характера, через которую ребенок познает мир и свободно обнаруживает себя. Игры есть одной из наиболее эффективных форм интерактивности. Игровая деятельность сложный предмет научного исследования, тем не менее, история ее научно-педагогического объяснения относительно новая систематические исследования в области педагогики игры начали осуществляться лишь с начала ХХ столетие. Проблемам игры посвятили свои работы известные ученые Ф. Фребель, М. Монтессори, П.Ф. Лесгафт, Л.В. Артемова, Р.И. Жуковская, А.С. Макаренко и прочие.
Игровая деятельность связана со многими актуальными научными проблемами. Ее исследовали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и прочие, социологи Н.В. Андриенкова, М.П. Лукашевич и прочие, культурологи О.С. Найден. Ученые-специалисты в околице педагогических проблем младшего школьного возраста (О.Я. Савченко, М.С. Вашуленко, Г.С. Тарасенко, О.Н. Хорошковская) непременно рассматривали игру как средство реализации разнообразнейший задач учебно-воспитательной работы [1, 125].
Включая в учебно-воспитательный процесс игровые элементы, мы стимулируем познавательные возможности учеников. Игра захватывает детей. В игровой деятельности определяются и оказываются личные интересы учеников, степень сформированности учебных умений и привычек. Игра есть одним из средств воспитания и обучение. Как отмечают Э.Печерска и Т.Полтавцева, ее значение не только в потому, что она создает условия духовного, интеллектуального роста, а и в содействии усвоению привычек общения с окружением [35, 144].
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования развивающих игр в практике работы начальной школы 6
1.1. Понятие «развивающие игры» в педагогике и психологии 6
1.2. Возможности использования развивающих игр в процессе обучения младших школьников 10
Выводы по Главе 1 15
Глава 2. Методические основы использования развивающих игр в начальной школе 16
2.1. Виды развивающих игр, их характеристика и использования в начальных классах 16
2.2. Методы использования развивающих игр в обучении младших школьников 26
Вывод по Главе 2 31
Заключение 33
Список использованных источников 37
Введение
Актуальность. Игровая деятельность связана со многими актуальными научными проблемами. Ее исследовали психологи: Выготский Л.С., Смирнова Е.О., Эльконин Д. Б. , Фрадкина Ф. И. , Пиаже Ж. ; социологи: Лукашевич М.П.; культурологи: О.С. Найден; педагоги: Барташников И. А., Бондаревская Е. В., Беспалько В. П., Вакарчук Н., Кудыкина Н. В., Мельник А. О., Мещанова Г., Никитин Б. П. и др. Ученые-специалисты в околице педагогических проблем младшего школьного возраста (Савченко О.Я., Вашуленко М.С.) непременно рассматривали игру как средство реализации разнообразнейших задач учебно-воспитательной работы.
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Игра это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению. Нередко случается, что учитель под влиянием признания учебной игры переоценивает ее возможности. Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние. Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию, если учитель хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков. Учитель, с помощью игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. Это, конечно, нужно, но этого мало.
Объект исследования. Процесс использования развивающих игр в обучении младших школьников.
Предмет исследования. Условия использования развивающих игр в практике работы в современной начальной школе.
Цель исследования. Использование развивающих игр в практике работы современной начальной школы.
Цель исследования позволила поставить задачи исследования:
1) раскрыть содержание понятия «развивающие игры» в педагогике и психологии;
2) классификация развивающих игр, дать им характеристику;
3) раскрыть возможности возможности использования развивающих игр в начальных классах;
4) охарактеризовать методы использования развивающих игр в обучении младших школьников.
При написании работы использовались методы: теоретический анализ научной литературы и других источников по психологии, педагогике.
Работа имеет структуру: введение, две главы, заключение, список литературы составляет 44 наименований.
Использованная литература
- Барташнікова І. А., Барташніков О. О. Розвиток уваги та навиків навчальної діяльності Тернопіль, Богдан, 1998. -125 с.
- Барташнікова І. А., Барташнікв О. О. Розвиток уяви та творчих здібностей у дітей Тернопіль, Богдан, 1998. 130 с.
- Барташнікова І. А., Барташніков О. О. Серія Інтелектуальна ігротека, Львів, Оксарт, 1996. 110 с.
- Барташников А.А., Барташников И.А. Учись мыслить: игры и тесты для детей 7 - 10 лет. Харьков: Фолио, 1998, 480 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. - № 4. С. 11-17.
- Былеева Л.В., Таборко В.А. Игра?.. Игра! М.: Мол. гвардия, 1988. 223 с.
- Вакарчук Н. Ігри-подорожі в початковій школі // Початкова школа. 2002. № 7. С. 27-30.
- Вашуленко М. С. Україська мова і мовлення в початковій школі: Метод. посіб./М.С. Вашуленко/ Освіта, 2006 - 268 c.
- Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1981. 115 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически очерк. М., 1967.
- Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 96 с., ил.
- Гайштут О. Захоплююча математика: Подорож по шахівниці Київ, Учитель, 1996. 265 с.
- Геллер Е.М. Наш друг игра. Мн., 1967. 96 с.
- Генденштейн Л., Мадишева О. Енциклопедія розвиваючих ігор Київ-Харків, Грейлин, Гімназія, 1999. 450 с.
- Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М: Просвещение, 2000. 176 стр.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.:Просвещение, 1996. 433 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М. Н. М., 1972. Гл. 4, 8. С. 167-171.
- Зверева Н. М., Касяьн А. А. Методологические знания в содержании образования // Педагогика. 1993. - № 1. С. 9 12.
- Кевля Ф. И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. М.-Вологда: ВГПУ, 1999. 157 с.
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. 1999. - № 4. С. 10-12.
- Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. М.: Просвещение, 2000 г. 448 стр.
- Кудикіна Н. Педагогічне керівництво інтелектуальними іграми у позаурочному навчально-виховному процесі // Початкова школа. 2004. № 4. С.10-13.
- Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для первого кл. четырёхлет. нач. шк. К.: Рад. шк., 1989. 142 с. (Б-ка учителя нач. классов).
- Лукашевич М. П., Туленков М. В. Соціологія: Навч. посібник /За заг. ред. М. В. Туленкова. К.: МАУП, 1998. 266 с.
- Мельник А.О. Передумови використання ігрової діяльності в процесі вивчення зарубіжної літератури // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. 2004. № 6. С.44-45.
- Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989. С. 32 43.
- Мєщанова Г. Експериментальний курс Розвиваючі ігри, - Рідна школа, 1996, № 6. С. 25.
- Нікітін Б. П. Сходинки творчості або Развиваючі ігри (Переклад з російської) Київ, Радянська школа, 1991. 170 с.
- Найден, О.С. Початкова семантика украинських народних ляльок та перехiд их обрядових функцiй в iгровi Нар. творчисть та етнография N 1. 1986. 234 стр.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И, Третьякова. М.: Просвещение, 1994. 278 с.
- Печерська Е., Полтавцева Т. Музичні ігри осередок виховання дружних стосунків у колективі // Початкова школа. 2003. № 5. С.24-27.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.-Л., 1932.
- Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» М.Просвещение, 1992г. 346 стр.
- Роль гри у навчанні і вихованні молодших школярів: Засідання "За круглим столом" // Початкова школа. - 1997. - № 6. - С. 39-45
- Савченко О. Я. Сучасний урок у початкових класах Київ, Магістр, 1997. 190 с.
- Самерсова , Н . В . Педагогические условия формирования экологической культуры личности: метод. рекомендации / Н . В . Самерсова ; Респ. экол. центр детей и юношества. Минск: Мэджик Бук, 2007. - 64 с.
- Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 368 с.
- Соловьева Т. А. Основы технологии развития интеллекта младшего школьника в учебном процессе // Начальная школа. 1997. № 12. С. 17.
- Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. / Канд. дисс. М., 1948.
- Щербень П. Дидактичні ігри у навчально-виховному процесі // Початкова школа. - 1997. - С. 18-21.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве. // Вестник МГУ. Психология. 1978. №3.
- Якиманская И. С. Развивающее обучение М., 1997. 154 с.