Задачи
Контрольная по предмету:
"Логика"
Название работы:
"Задачи"
Автор работы: Настя
Страниц: 21 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Составим по каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия.
А- однопосылочное умозаключение, посылка и заклю¬чение которого совместимы по истине это умозаключение, и посылка и заклю¬чение которого одновременно являются истинными.
В однопосылочное умозаключение, посылка и заключение которого совместимы по лжи - это умозаключение, и посылка и заклю-чение которого одновременно являются ложными.
С однопосылочное умозаключе¬ние, посылка и заключение которого частично совмес¬тимы это умозаключение, и посылка и заклю-чение которого совместимы по истине и несовместимы по лжи.
Д однопосылочное умозаключение, посылка и заключение которого противоположны это умозаключение, и посылка и заклю¬чение которого несовместимы по истине и совместимы по лжи.
Е - правильное умозаключение - это умозаключение, в котором заключение является верным.
2. Рассмотрим отношения, в которых состоят эти понятия.
Отношения между понятиями А и С.
Зададим понятия на предметной области - формы мышления (прямоугольник на схеме). Понятие С подчиняется А.
Всякий элемент класса С является элементом класса А. То есть любое однопосылочное умозаключе¬ние, посылка и заключение которого частично совмес¬тимы является однопосылочным умозаключением, посылка и заклю¬чение которого совместимы по истине.
Существуют элементы класса А не входящие в класс С. В предметной области существуют элементы не входящие ни в А , ни в С существуют другие формы мышления, не являющиеся умозаключениями.
Отношения между понятиями В и Д также являются подчинением и объясняются аналогично.
Отношения между понятиями С и Д.
Данные понятия находятся в отношении соподчинения. Они не имеют общих элементов. При этом в предметной области есть элементы не входящие ни в С, ни в Д.
Отношения между понятиями А и В.
Данные понятия находятся в отношении перекрещивания.
Содержание работы
1. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий. Назовите отношения, в которых попарно состоят эти понятия, и обоснуйте, почему в каждом случае имеет место именно такое, а не другое отношение
2. Сопоставьте указанному термину некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение термину). Произведите какие-либо обобщения и ограничения данного понятия. Опишите использованный вами способ выполнения этих операций. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий
3. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину), Установите, правильно ли произведено деление понятия, сопоставленного тому термину, к которому относится глагол «делиться». Для каждого правила деления обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами делимого понятия и членов деления
4. Установите, правильно ли дано определение термину. Для каждого правила определения обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношение между множеством предметов, обозначаемых данным термином, и объемом понятия, содержанием которого является определяющая (правая) часть данного определения
5. Установите отношение между простыми суждениями А и В при помощи таблицы истинности. К какому типу относится непосредственное умозаключение, посылкой которого является А, а заключением - В? Исходя из установленного отношения обоснуйте правильность или неправильность такого умозаключения
6. Произведите отрицание простого реляционного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания
Любые два логически истинных суждения находятся в отношении эквивалентности.
7. Установите отношение между сложными суждениями А и В при помощи таблицы истинности
А - Если X сдаст логику и Y сдаст, то и Z сдаст. В Если X сдаст логику, а Z не сдаст, то и Y не сдаст.
8. Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания
Если все суждения в этой контрольной работе заменить на противоречащие им суждения, то все правильно ре¬шенные задания превратятся в неправильно решенные, а все неправильно решенные задания превратятся в правильно решенные.
9. Установите правильность или неправильность простого категорического силлогизма. Для каждого общего правила силлогизма обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Если силлогизм является неправильным, изобразите с помощью круговой схемы такое отношение между множествами S, Р и М, при котором обе посылки силлогизма будут истинными, а заключение сложным. Подберите какие-нибудь понятия, отношения между объемами которых будут соответствовать данной схеме
10. Установите правильность или неправильность умозаключения из сложных суждений, используя табличный или сокращенный табличный способ решения задачи
Если данное умозаключение правильное, то его посылки совместимы по истине или его заключение является логически истинным суждением. Посылки данного умо¬заключения несовместимы по истине. Следовательно, оно неправильное, или его заключение не является логически истинный суждением.
Использованная литература
- Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики.- М., 2000
- Волков В.В., Ганжа Р.М. Методические рекомендации по логике: для слушателей ФЗО М.: Академия ФСБ России, 2006