10 задач по логике.
Контрольная по предмету:
"Логика"
Название работы:
"10 задач по логике."
Автор работы: Ольга
Страниц: 22 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Решение ЗАДАЧИ № 4:
Определение это логическая операция раскрытия содержания понятия или предания смысла любому термину.
При определении следует помнить несколько важных правил:
1) определение должно быть соразмерным, т.е. объемы определяемых и определяющих должны совпадать;
2) определение не должно содержать в себе логического круга;
3) определение не должно быть отрицательным;
4) определение должно быть ясным.
К возможным ошибкам при определении следует отнести:
1) слишком широкое определение;
2) слишком узкое определение;
3) определение содержит в себе объемы пересекающихся понятий;
4) в определении содержится тавтология, которая нередко приводит к логической замкнутости, к логическому кругу;
5) логический круг;
6) определение неясное и отрицательное, и не дает возможности прояснить суть того или иного понятия.
В данном определении не выполняется правило 1 (объем определяющего понятия больше объема определяемого понятия) определение дано не правильно. Ошибка определения слишком широкое определение.
Изобразим с помощью круговой схемы:
где А определяемое понятие;
В определяющее понятие.
Дадим правильное определение.
«Анализ - метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные элементы».
Содержание работы
Задача 1.
Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий. Назовите отношения, в которых попарно состоят эти понятия, и обоснуйте, почему в каждом случае имеет место именно такое. А не другое отношение.
А лес;
В дерево;
С лесная поляна;
D дерево, стоящее на лесной поляне.
Задача 2.
Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение термину). Произведите какие-либо обобщения и ограничения данного понятия. Опишите использованный вами способ выполнения этих операций. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий.
Обстоятельство.
Задача 3.
Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину). Установите правильно ли произведено деление понятия, сопоставленного тому термину, к которому относится глагол «делиться». Для каждого правила деления обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами делимого понятия и членов деления.
Террористы делятся на левых радикалов, исламских фундаменталистов и террористов-одиночек.
Задача 4.
Установите правильно ли дано определение термину. Для каждого правила обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношение между множеством предметов, обозначаемых данным термином, и объемом понятия, содержанием которого является определяющая (правая) часть данного определения.
Анализ процедура расчленения исследуемого объекта на части.
Задача 5.
Установите отношение между простыми суждениями А и В при помощи таблицы истинности. К какому типу относится непосредственное умозаключение, посылкой которого является А, а заключением В? Исходя из установленного отношения обоснуйте правильнсть или неправильность такого умозаключения.
А все красивые вещи стоят дорого;
В все дорогие вещи красивы.
Использованная литература
- Задача 6.
- Произведите отрицание простого реляционного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
- Есть люди, которые доверяют любому незнакомому человеку больше, чем своим близким родственникам.
- Задача 7.
- Установите отношение между сложными суждениями А и В при помощи таблицы истинности.
- А ни днем, ни ночью пограничники не теряют бдительности;
- В если пограничники потеряли бдительность днем, то уж тем более они потеряют ее ночью.
- Задача 8.
- Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
- Либо Х и Y знают друг друга, либо же Х не знает Y и Y не знает Х.
- Задача 9.
- Установите правильность или неправильность простого категорического силлогизма. Для каждого общего правила силлогизма обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Если силлогизм является неправильным, изобразите с помощью круговой схемы такое отношение между множествами S, P и M, при котором обе посылки силлогизма будут истинными, а заключение ложным. Подберите какие-нибудь понятия, отношения между объемами которых будут соответствовать данной схеме.
- То, что некоторые преступники не оставляют отпечатков пальцев на месте преступления, следует из того, что многие преступники беспалы, а тот, кто беспал, не оставляет отпечатков пальцев.
- Задача 10.
- Установите правильность или неправильность умозаключения из сложных суждений, используя табличный или сокращенный табличный способ решения задачи.
- Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим кодексом. Данное физическое лицо не подлежит уголовной ответственности. Следовательно, оно невменяемо и не достигло возраста, установленного настоящим кодексом.
- Список использованной литературы:
- В.И.Кириллов, А.А.Старченко, «Логика», - М., Инфра, 2004;
- В.И.Курбатов, «Логика», - Ростов-на Дону, 2006;
- Н.И.Кондаков, «Логический словарь», - М., Дело, 2005;
- В.Зегерт, «Элементарная логика», - М., ЮИТИ-ДАНА, 2007;
- В.И.Свинцов, «Логика», - М., ИНФРА-М, 2003.