Этика
Учебник по предмету:
"Этикет"
Название работы:
"Этика"
Автор работы: Евгений
Страниц: 108 шт.
Год:2000
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Вопрос 1.
Происхождение и содержание терминов "этика", "мораль", нравственность"
1. Происхождение терминов
2. Содержание терминов
1. Термин "этика "происходит от древнегреческого слова "этос" - дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления, его природу.
Аристотель ввел термин "этический" для обозначения душевных качеств, свойств характера человека - этических добродетелей.
Этические добродетели следует отличать от:
• природных аффектов - свойств тела (страх и т. п.);
• дианоэтических добродетелей - свойств ума (память и т. п.).
Этикой Аристотель называл:
• совокупность этических добродетелей;
• особую науку, область философского знания.
Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон):
• moralis - моральный (этический);
• moralitas - мораль (этика);
• моральная философия (этика как область знания).
Важнейшим условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:
• согласовании интересов людей, их действий;
• определении обязанностей людей перед другими членами общества;
• соблюдении определенных норм поведения и т. д.
В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое обоснование. Первая систематическая работа - "Никомахова этика" была написана Аристотелем в IV в. до н. э.
Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде практических моральных наставлений и философских дискуссий.
2. В общекультурной лексике слова "этика", "мораль, "нравственность" взаимозаменяемы. В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл:
• этика - наука, область знания;
• мораль (нравственность) - предмет, изучаемый этикой.
Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики:
• мораль - субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей;
• нравственность - объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди).
Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий.
Несмотря на то, что этика - устойчивая система знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны. Большинство этических проблем носит дискуссионный характер.
Вопрос 2.
Предмет этики
1. Мораль. Концепции ее происхождения
2. Варианты скульптуры морали
1. Этика - наука, область знания, предметом которой является мораль.
Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются:
• гармонизация структуры общества;
• согласование интересов членов общества, их действий;
• определение взаимных обязанностей членов общества и т. д.
В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование.
Мораль - это:
• совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);
• универсальная форма отношений людей в обществе.
Выделяют три типа теорий происхождения морали.
Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о:
• божественном происхождении морали (религиозная мораль);
• "априорной сущности" морали (идеи И. Канта);
• "абсолютной идеальной заданное™ морали" (Платон) и др.
Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей. Сле¬довательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.
Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:
• биологическую заданность нравственных свойств людей;
• эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).
Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.).
Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:
• теорию антропосоциогенеза;
• диалектика-материалистическую теорию этики;
• теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.
2. Структура маралы. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали:
• нормативный (изучение морали как системы предписаний);
• философский;
• личностный (изучение морального сознания индивида);
• биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне);
• социологический (изучение роли морали в обществе);
• психологический (изучение психологических механизмов морали).
Элементами структуры морали являются:
• сознание (убеждения; намерения и пр.);
• деятельность (поступки);
• взаимоотношения между сознанием и деятельностью;
• нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.);
• нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;
Содержание работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Вопрос 1. 10
Происхождение и содержание терминов "этика", "мораль", нравственность" 10
1. Происхождение терминов 10
2. Содержание терминов 10
Вопрос 2. 11
Предмет этики 11
1. Мораль. Концепции ее происхождения 11
2. Варианты скульптуры морали 11
Вопрос 3. 12
Структура этического знания. Основные категории 12
1. Структура этики. Моральное сознание и практика 12
2. Законы морали 12
3. Категории этики 12
Вопрос 4. 13
Мораль и другие сферы общественной жизни 13
1. Связь морали с формами общественного сознания 13
(экономикой, политикой, правом, религией и др.) 13
2. Мораль и общественные отношения. Функции морали 13
Вопрос 5. 14
Духовная и практическая стороны морали 14
1. Моральное сознание 14
2. Моральное практика 14
3. Признаки морали 14
Вопрос 6. 15
Свойства морали 15
1. Императивность морали 15
2. Нормативность морали 15
3. Оценочность морали 15
Вопрос 7. 16
Функции морали 16
1. Воспитательная 16
2. Ценностно-ориентирующая 16
3. Коммуникативная 16
4. Познавательная 16
5. Регулятивная 16
6. Гуманизирующая 16
Вопрос 8. 17
Моральная регуляция 17
1. Компоненты системы моральной регуляции 17
2. Моральная регуляция 17
Вопрос 9. 18
Противоречия в морали 18
1. Безличность законов морали. Свобода воли и всеобщность морали. 18
2. Универсальность моральных правил 18
3. Незаинтересованность моральных мотивов 18
4. Моральное единство людей 18
5. Свободная причинность 18
Вопрос 10. 20
Природа человека 20
1. Разумность поведения человека 20
2. Целесообразность поведения человека 20
3. Специфические свойства человека 20
Вопрос 11. 21
Происхождение морали 21
1. Формирование морали в первобытном обществе 21
2. Нравственные отношения в классовом обществе 21
Вопрос 12. 22
Моральная регуляция в половом обществе 22
1. Родоплеменная община 22
2. Патриархальная община 22
Вопрос 13. 23
Мораль в рабовладельческом обществе. Античная философия 23
1. Мораль классового общества 23
2. Философия античной эпохи 23
Вопрос 14. 24
Индивидуалистически ориентированные 24
этические учения античной эпохи 24
1. Софизм 24
2. Абсолютизм 24
3. Гедонизм 24
4. Киники 24
Вопрос 15. 25
Субъективно-идеалистически 25
ориентированные этические учения античности 25
1. Софизм 25
2. Абсолютизм 25
3. Гедонизм 25
4. Киники 25
Вопрос 16. 27
Этический субъективизм в эпоху античности 27
1. Эпикурейство 27
2. Эвдемонизм. Демокрита 27
3. Стоицизм 27
Вопрос 17. 29
Корпоративная мораль Средневековья 29
1. Христианская мораль Средневековья 29
2. Сословно-корпоративный характер средневековой морали 29
Вопрос 18. 30
Философско-этическая мысль Средневековья 30
(официальная этическая доктрина) 30
1. Августин Блаженный 30
2. Фома Аквинский 30
3. Ансельм Кентерберийский 30
Вопрос 19. 32
Философско-этическая мысль Средневековья 32
(субъективистские этические учения) 32
1. Иоанн Скот Эриугена 32
2. Пьер Абеляр 32
3. Сигер Брабантский 32
4. Майстер Экхарт 32
Вопрос 20. 33
Философско-этическая мысль эпохи Возрождения (итальянские гуманисты) 33
1. Этика и философия Возрождения 33
2. Лоренцо Валла 33
3. Пико делла Мирандола 33
4. Николо Макиавелли 33
5. Джордано Бруно 33
Вопрос 21. 35
Мораль буржуазного общества, ее особенности 35
Вопрос 22. 36
Развитие этической мысли Нового времени 36
1. Буржуазная этика 36
2. Этические взгляды Монтеня 36
Вопрос 23. 37
Развитие этической мысли Нового времени 37
(представители английской школы этики) 37
1. Томас Гоббс 37
2. Ф. Бекон, А. Смит 37
Вопрос 24. 38
Этическая мысль Нового времени. 38
Этический рационализм Спинозы 38
Вопрос 25. 39
Этическая мораль Нового времени. 39
Французские материалисты 39
1. Клод-Адриан Гельвеций 39
2. Поль-Генрих-Дитрих Гольбах 39
3. Жан-Жак Руссо 39
Вопрос 26. 40
Развитие этической мысли Нового времени. 40
Этическая система И. Канта 40
1. Эмпирический мир. Мир ноуменов 40
2. Классификация императивов 40
3. Формулировка категорического императива 40
Вопрос 27. 42
Развитие этической мысли Нового времени. 42
Этическая концепция Ф. Гегеля 42
Вопрос 28. 43
Развитие этической мысли Нового времени. 43
Моральная концепция Л. Фейербаха 43
Вопрос 29. 44
Развитие этической мысли Нового времени. 44
Пессимистическая концепция А. Шопенгауэра 44
1. «Мир как представление» 44
2. «Мир как воля» 44
3. Нравственность 44
Впрос 30. 45
1. «Мораль рабов» 45
2. «Вторичное переживание» 45
3. Мораль «сверхчеловека» 45
4. Добро и зло, хорошее и плохое 45
Вопрос 31. 47
Развитие этической мысли Нового времени. 47
Теория утилитаризма Д. Милля 47
1. Принцип пользы 47
2. Нравственные санкции. Уровни нравственности. Счастье 47
Вопрос 32. 49
Этика ХХ в. Марксистская этическая теория 49
1. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса 49
2. Мораль социалистического общества 49
Вопрос 33. 50
Этическая мысль XX в. Швейцер 50
1. Эгоистический и моральный периоды жизни. Подвижничество 50
2. «Благоговение перед жизнью». Этика 50
Вопрос 34. 52
Русская этическая мысль 52
XIX - XX вв. Этические взгляды Ф.М. Достоевского 52
Вопрос 35. 53
Русская этическая мысль XIX - XX вв. Л.Н. Толстой 53
1. Смысл жизни человека 53
2. Непротивление злу насилием 53
Вопрос 36. 54
Русская этическая мысль XIX-XX вв. 54
1. Революционные демократы 54
2. Идеалистическая филосовско-этическая мысль (философия «всеединства» и экзистенциальная философия) 54
Вопрос 37. 56
Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени 56
1. Прагматизм 56
2. Неопозитивизм 56
3. Экзистенциализм 56
4. Психоанализ 56
Вопрос 38. 58
Развитие этической мысли Нового и Новейшего времени. 58
Религиозные этические учения 58
1. Неотомизм 58
2. Неопротестантизм 58
3. Христианская этика С.Л. Франка 58
4. Христианская этика К.С. Льюиса 58
5. Христианский модернизм 58
Вопрос 39. 59
Учителя человечества. Конфуций 59
1. Человеколюбие 59
2. Ритуал 59
3. Сыновняя почтительность 59
4. Исправление имен 59
5. Воспитанность 59
6. Благородный муж 59
Вопрос 40. 61
Учителя человечества. Будда 61
1. Путь к просветлению 61
2. «Средняя дорога», «Благородные истины» 61
Вопрос 41. 62
Учителя человечества. Моисей 62
Декалог. Его особенности 62
Вопрос 42. 64
Учителя человечества. Иисус Христос 64
1. Богочеловек 64
2. Основные положения христианства. Заповеди Божьи 64
3. Важнейшие христианские добродетели 64
Вопрос 43. 66
Учителя человечества. Мухаммед 66
1. Возникновение ислама 66
2. Устои мусульманского вероучения 66
3. Особенности этики Корана 66
Вопрос 44. 67
Проблема нравственного прогресса 67
1. «Прогрессивистский» взгляд на развитие морали 67
2. Скептический взгляд на развитие морали 67
Вопрос 45. 69
Категории морали. Ценности 69
1. Ценности. Высшее благо 69
2. Различные подходы к пониманию иерархии ценностей 69
Вопрос 46. 70
Категории морали. Идеал 70
1. Определение идеала, данные И. Кантом, В.Ф. Гегелем и др. 70
2. Идеал с точки зрения современной этики 70
3. Личный идеал. Функции идеала. Социальный идеал 70
Вопрос 47. 71
Категории этики. Идеал единства. Конфликт поколений 71
1. Идеал единства 71
2. Идеализм 71
3. Смена идеалов. Нравственный конфликт поколений 71
Вопрос 48. 73
Категории этики (добро и зло). Добро 73
1. Понятие добра. Доброта. Добродетель. Релятивизм 73
2. Польза 73
Вопрос 49. 74
Категории этики (добро и зло). Зло 74
1. Зло. Виды зла 74
2. Религиозные теории происхождения зла 74
Вопрос 50. 76
Категории этики (добро и зло). Противоречия в понимании добра и зла 76
1. Взаимоопределенность добра и зла 76
2. Противоречия в понимании добра и зла 76
Вопрос 51. 77
Категории этики (добро и зло). Проблема конструктивности зла 77
1. Выбор между добром и злом 77
2. Конструктивность зла 77
Вопрос 52. 78
Категории этики. Моральный долг 78
1. Императивность морали 78
2. Моральный долг 78
Вопрос 53. 79
Категории этики. Совесть 79
1. Понятие совести 79
2. Формирование совести 79
3. «Чистая совесть» 79
Вопрос 54. 80
Категории этики. Стыд. Вина 80
1. Стыд 80
2. Вина 80
Вопрос 55. 82
Категории этики. Свобода 82
1. Моральная свобода и необходимость 82
2. Моральные действия 82
3. Свободный выбор 82
4. Воля 82
Вопрос 56. 84
Категории этики. Моральная ответственность 84
1. Понятие ответственности 84
2. Условия моральной ответственности 84
3. Перед кем ответствен человек? 84
Вопрос 57. 85
Категории этики. Добродетель и порок 85
1. Понятие добродетели и пороков 85
2. Учение Аристотеля о добродетелях 85
3. Христианская этическая концепция. Внутренний конфликт 85
4. Классификация добродетелей 85
5. Учение В.С. Соловьева о добродетелях 85
Вопрос 58. 87
Категории этики. Счастье. Представление людей о нем 87
1. Счастье. Представление людей о счастье 87
2. Эвдемоническое направление этики. Характер этической категории счастья 87
3. Счастье и страдание 87
Вопрос 59. 89
Категории этики. Счастье. Смысл жизни 89
1. Условия достижения счастья 89
2. Счастье и смысл жизни 89
3. Система ценностей, задающих смысл жизни 89
Вопрос 60. 91
Нравственный опыт. Правда и ложь 91
1. Понятие правды, истины 91
2. Обман, хитрость, клевета, ханжество 91
3. Честность, доверие 91
Вопрос 61. 92
Нравственный опыт (справедливость). Понятие справедливости 92
1. Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая 92
2. Развитие представлений о справедливости 92
Вопрос 62. 94
Нравственный опыт. Справедливость в отношениях людей 94
1. Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом 94
2. Справедливость в отношениях людей 94
Вопрос 63. 95
Нравственные принципы общения 95
1. Нравственные принципы общения. Культура общения 95
2. Воспитание нравственной культуры общения 95
Вопрос 64. 97
Нравственный опыт. Милосердие 97
1. Понятие милосердия. Заповедь милосердной любви 97
2. Любовь и долг 97
3. Любовь, милосердие и справедливость 97
4. Самосовершенствование 97
Вопрос 65. 98
Нравственные ценности. Личные отношения: любовь, семья, дружба 98
1. Личные отношения 98
2. Любовь 98
3. Семья 98
4. Дружба. Товарищеские и приятельские отношения 98
Вопрос 66. 100
Нравственный опыт. Удовольствие. Польза 100
1. Понятие удовольствия. Гедонизм 100
2. Польза. Успех. Эффективность. Прагматизм 100
Вопрос 67. 102
Нравственный опыт. Совершенствование 102
1. Понятие совершенства. Перфекционистские этические взгляды 102
2. Духовность. Путь совершенствования 102
Вопрос 68. 103
Профессиональная этика 103
1. Понятие профессиональной этики. 103
Содержание и предмет профессиональной этики 103
2. Экономическая этика 103
Вопрос 69. 105
Прикладная этика. Разумный эгоизм 105
1. Эгоизм. Альтруизм. Эгоцентризм 105
2. Разумный эгоизм. Принцип взаимополезности 105
3. Ограничения эгоизма 105
Вопрос 70. 106
Прикладная этика. Государство и насилие. Проблема смертной казни 106
1. Насилие. Государство 106
2. Смертная казнь. Этические аргументы «за» и «против» 106
Использованная литература
- Этика (конспект лекций). - М.: "Издательство ПРИОР", 2000. - 160 с. Автор-составитель: Широкова И. Г.
- ISBN 5-7990-0461-2