Ситуативный подход в управлении дошкольным образовательным учреждением
Курсовая по предмету:
"Менеджмент - Антикризисное управление"
Название работы:
"Ситуативный подход в управлении дошкольным образовательным учреждением"
Автор работы: Елена Рабощук
Страниц: 17 шт.
Год:2013
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Понятие дошкольного воспитания и обучения. История развития ситуативного подхода
Дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования конкурентоспособного поколения.
Поворот дошкольных организаций в сторону ребенка, с его запросами и индивидуальным развитием, возможен только при реализации новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.
К современной дошкольной организации предъявляются такие требования, что повышение уровня управления становится объективной необходимостью и существенной стороной ее дальнейшего функционирования и развития.
Исследователи рассматривают дошкольную организацию как сложную социально-педагогическую систему, поэтому и управление должно носить системный характер.
Цель дошкольной организации как образовательной системы – создать условия для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребёнка на уровне его индивидуальных возможностей. Дошкольная организация – часть социума в своём микрорайоне, оно связано с ним, испытывает на себе его влияние и само влияет на него.
Руководитель дошкольной организации должен уметь видеть:
- связи между частями системы, уметь охарактеризовать их как: внутренние и внешние, общие и частные, прямые и обратные, непосредственные и опосредованные, постоянные и временные, существенные и несущественные, глубинные и поверхностные, доминирующие и не доминирующие;
- уметь рассматривать дошкольную организацию как систему и видеть все богатство связей между частями;
- уметь сделать выбор тех связей, которые позволили бы добиться поставленной цели минимальным числом связей.
В начале 1920-х гг. Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) впервые был сформулирован «закон ситуации». Она аргументировала, что действенность в управлении дошкольными образовательными учреждениями зависит от владения необходимыми знаниями; утверждала, что разные обстоятельства требуют разных знаний. Наилучшие руководители становятся такими не потому, что они одарены какими-то особыми лидерскими качествами, а потому, что они отвечают требованиям времени.
Ситуативный подход считается едва ли не самым крупным научным результатом в этой области за последние два десятилетия. Он возникнул, по мнению многих авторов в конце 60-х гг., и не является сводом конкретных принципов и процедур управления, а выступает как общая методология и способ мышления в области организационных проблем и путей их решения. Его главное утверждение развивает один из главных тезисов ситуативного подхода, согласно которому любая организация — это открытая система, которая находиться в постоянном взаимодействии (материальном, энергетическом, информационном) с внешней средой.
Проблемы управления организацией являлись объектом исследования во все времена. В XXI веке «наука управления» стала развиваться еще активнее. (А. Файоль, Ф. Тейлор, А.К. Гастев, М.П. Керженцев, О.А. Ерманский и др.).
Сегодня есть круг профессионально подготовленных управленцев, накопивших значительные научные управленческие знания. Однако, по мнению ученых (Т.П. Афанасьева, В.С. Лазарева, С.И. Самыгина и др.) проблема состоит не в недостатке управленческого знания, не в содержании, а в его нацеленности, организованности и в технологиях его осуществления.
Применительно к дошкольному образовательному учреждению (в дальнейшем ДОУ) используются оба понятия. Заведующий ДОУ руководит образовательным процессом, управляет функционированием и развитием ДОУ. В нашем исследовании мы будем употреблять понятие « управление».
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие дошкольного воспитания и обучения. История развития ситуативного подхода 4
2. Характеристика ситуативного подхода в управлении дошкольным образовательным учреждением 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 16
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 18
Использованная литература
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление / В.Г. Афанасьев – М., 2005. – 68 с.
- Басовский Л.Е. Менеджмент / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра, 2003 – 154 с.
- Кальней В.А. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель-ученик: методическое пособие для учителя / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 89 с.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть 1. М.,2002.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть 2. М.,2003.
- Коротков Э.М. «Управление качеством образования» / Э.М. Коротков. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 139 с.
- Поташник М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования / М.М Поташник, А.М. Моисеев. – М.: Новая школа, 1997. – 113 с.
- Поздняк Л.В. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ / Л.В. Поздняк, Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - №5. - 2006. – С. 8.
- Розанова В. Психология управления. М.,2007.
- Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента / Ф. Тейлор. – М.: Республика, 1992.-146с.
- Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.
- Шаш Н.Н. Обучение персонала. Ситуационный менеджмент/Н.Н. Шаш. – М.:ИД « Равновесие», 2007. – 347с.