Психологические аспекты принятия управленческих решений.
Реферат по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Психологические аспекты принятия управленческих решений."
Автор работы: Ольга
Страниц: 14 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Тема данного реферата является актуальной потому, что менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает управленческие решения или реализует их через других людей в любых ситуациях. Научно-технический прогресс, ускорение темпа жизни современного человека, информационные перегрузки, загрязнение окружающей среды оказывают серьезное влияние на состояние здоровья и жизнедеятельности людей в целом и руководителей в частности, мешая сконцентрироваться и принять адекватное ситуации решение. А ведь в случае с управленческим решением ошибка может стать фатальной и повлечь за собой негативные последствия не только для самого руководителя, но и для коллектива в целом. И потому так важно при принятии управленческого решения учитывать психологические особенности данного процесса.
Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Целью данного реферата является анализ психологических аспектов принятия управленческих решений.
Предмет исследования реферат является процесс принятия управленческих решений.
Объект исследования реферата - руководитель в процессе принятия управленческого решения.
1 Основы принятия управленческих решений
1.1 Сущность и характерные особенности принятия решений
Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений - часть каждодневной работы управляющего. Принятие решений - это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, - эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги.
В области принятия существуют четыре роли руководителя - предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений.
Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.
Решение - это выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
Управленческое решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на сомом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Наиболее эффективных управленческих решений можно достичь только при использовании всесторонней информации, в том числе психологической.
1.2 Принципы и этапы принятия управленческих решений
Управленческое решение - это обдуманный вывод о необходи¬мости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации, либо, наоборот, воздержаться от них. Его при¬нятие составляет саму суть управленческой деятельности.
Объектом решения всегда являются те или иные проблемы, то есть сложные теоретические вопросы или практические ситуации, характеризующиеся невозможностью в данных условиях полу¬чить желательный результат или разрывом между тем, что есть и что должно быть .
Сущность задачи принятия решения состоит в определе¬нии плана действий по разрешению конкретной проблемы. Формирование и принятие решений по выявленным пробле¬мам является ключевым элементом реализации всех функций менеджмента. Период от обнаружения проблемы до ее разре¬шении называют циклом управлении.
Организационные решения представляют выбор, который должен сделать руководитель в конкретной ситуации, чтобы выполнить свои должностные обязанности. Различают запро¬граммированные и незапрограммированные решения.
В основе запрограммированных решений лежат типовые (запрограмми¬рованные) процедуры применения определенных действий по разрешению проблем, имевших место в практике организации или менеджера, принимающего решение.
Незапрограммированное решение требует разработки процедуры принятия ре¬шения, когда проблемы или способы их разрешения являются новыми (отсутствует прецедент или опыт), они внутренне не структурированы или их проявление сопряжено с неизвестны¬ми ранее факторами.
Основными элементами процесса принятая решения явля¬ются: диагностика проблемы и постановка целей принимаемого решения, формулирование ограничений и критериев оценки вы¬бора альтернативы при принятии решения, определение аль¬тернативных вариантов возможного решения, их оценка и вы¬бор рационального решения. Процесс принятия рациональною решения с учетом указанных основных элементов может быть представлен упрощенным алгоритмом, приведенным на рис. 1.
2 Психологические аспекты принятия управленческих решений
2.1 Психофизиологические аспекты принятия управленческих решений
Для понимания сущности управленческого решения необходимо рассматривать все его основные аспекты. Можно выделить экономический, социально-психологический, информационно-технологический, организационный и юридический аспекты принятия решений.
Особенность социально-психологического заключается в том, что решение необходимо рассматривать как логико-мыслительный акт выбора, т.е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы и зависящая от индивидуально-психологических особенностей субъекта. Кроме того, социально-психологический аспект проявляется в механизме управления персоналом, оперировании рычагами воздействия на человека: потребностями, интересами, мотивами и стимулами, установками и ценностями.
При принятии решения следует учитывать два существен¬ных аспекта:
принимать решение, как правило, легко (человек всегда принимает решение о направлении своих действий), трудно принять хорошее решение;
принятие решения является психологическим процессом, в силу этого человеческие решения не всегда логичны, так как поведением людей движут иногда логика, иногда чувства. По¬этому способы принятия решения могут меняться и широких пределах (от спонтанных до в высшей степени логичных). В силу этого процесс принятия решений может быть основан на различных подходах. Различают три подхода: интуитивный, основанный на суждениях и имеющий рациональный характер .
2.2 Психологический механизм принятия решений
Менеджер принимает управленческое решение на основе информации о сложившейся ситуации. В то же время особенности восрпиятия информации каждым человеком порождают психологические трудности ее подготовки.
Удерживаемые в памяти факты в ряде случаев обретают субъективный характер под влиянием их эмоциональной окраски. Поэтому менеджеры зачастую вносят в передаваемую информацию субъективную оценку, даже не подозревая об этом, тем самым как бы подсказывая то или иное управленческое решение. Повторная потеря части информации происходит при отображении того, что менеджер видел или слышал, при изложении на бумаге. В то же время выяснение подлинной картины события является важнейшим условием принятия обоснованных управленческих решений. Собственное видение проблемной ситуации формируется в сознании менеджера на основе анализа правок, отчетов, служебных записок. Для ускорения диагностики проблемной ситуации форма подачи информации должна быть приспособлена к особенностям мышления менеджера.
Условия эффективности управленческих решений обоснованность, своевременность, выполнимость и другие имеют не только организационную, но и социально-психологическую сторону. Так, обоснованность управленческих решений не должна вызывать сомнений у исполнителей.
Менеджеру нужно не только самому видеть преимущество данного управленческого решения, но и убедить в этих преимуществах своих подчиненных. Для эффективного управленческого решения важное значение имеет соответствие динамике событий во времени. Чтобы обеспечить это условие, менеджеру следует найти благоприятный момент для принятия управленческого решения и с учетом морально-психологического климата в коллективе проводить целенаправленную психологическую подготовку к новому управленческому решению. Увеличение времени на подготовку срочного управленческого решения сокращает время на его реализацию, т.е. заведомо наносит ущерб его эффективности.
Содержание работы
Введение 3
1 Основы принятия управленческих решений 4
1.1 Сущность и характерные особенности принятия решений 4
1.2 Принципы и этапы принятия управленческих решений 5
2 Психологические аспекты принятия управленческих решений 7
2.1 Психофизиологические аспекты принятия управленческих решений 7
2.2 Психологический механизм принятия решений 8
Заключение 13
Список литературы 14
Использованная литература
- Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: ТК Велби, 2007. 176 с.
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. М.: Экономистъ, 2003. 528 с.
- Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Организационное поведение: Учебное пособие. Пенза Пенза: Изд-во ун-та, 2004. 142 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2006. 336 с.
- Основы менеджмента: Учебное пособие/ В.И. Гончаров. Мн.: Современная школа, 2006. - 281 с.