Основы менеджмента-2004
Учебник по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Основы менеджмента-2004"
Автор работы: Александр
Страниц: 224 шт.
Год:2004
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:
управление; control; management; government; govern; administration; системный подход; ситуационный подход; активный эксперимент; пассивный эксперимент; система; сложная система; классификация систем; социально-экономические системы; экономическая внешняя среда; технологическая внешняя среда; политическая внешняя среда; социальная внешняя среда; внешние цели; миссия; стратегии концентрированного роста; стратегия усиления позиции на рынке; стратегия развития рынка; стратегия развития продукта; стратегии интегрированного роста; стратегия обратной вертикальной интеграции; стратегия вперед идущей вертикальной интеграции; стратегия ограниченного роста; стратегии диверсифицированного роста; стратегия центрированной диверсификации; стратегия горизонтальной диверсификации; стратегия конгломеративной диверсификации; стратегии сокращения; стратегия ликвидации; стратегия "сбора урожая"; стратегия структурного сокращения; стратегия сокращения расходов; управление предприятием; системный подход.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА 8
Лекция 1. Система менеджмента 8
Основные понятия науки менеджмента 8
Управление и менеджмент: сходства и различия 10
Предмет науки менеджмента 11
Методы науки менеджмента 12
Система: основные понятия 13
Понятие социально-экономической системы 16
Внешняя среда предприятия 18
Цели предприятия 19
Предприятие как система 27
Системный подход 30
Контрольные вопросы к теме №1: 31
ТЕМА 2. ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА 32
Лекция 2. Принципы менеджмента 32
Принципы Гаррингтона Эмерсона 32
Принципы Анри Файоля 33
Принципы российского бизнеса 35
Кибернетические принципы менеджмента 36
Принципы управления корпорацией IBM 37
Современные принципы менеджмента 38
Контрольные вопросы к теме №2: 40
ТЕМА 3. ПРОЦЕСС И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 41
Лекция 3. Процесс и функции менеджмента 41
Понятие процесса управления 41
Содержательная сторона процесса управления 42
Информационная сторона процесса управления 43
Технология процесса управления 46
Функция менеджмента 48
Контрольные вопросы к теме №3: 51
ТЕМА 4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 52
Лекция 4. Прогнозирование и планирование как функции менеджмента 52
Понятие прогнозирования 52
Прогнозирование сбыта 54
Понятие планирования 58
Виды планов 59
Среда планирования 61
Метод ключевых событий 63
Метод поэтапного планирования 64
Диаграммы Гантта 64
Метод ПЕРТ 65
Метод отдельных приращений 68
Планирование непредвиденных обстоятельств 69
Контрольные вопросы к теме №4: 70
ТЕМА 5. МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 71
Лекция 5. Мотивация как функция менеджмента 71
Понятие мотивации 72
Теория потребностей А. Маслоу 74
Теория потребностей Д. Мак-Клелланда 76
Теория ERG 77
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга 77
Теория человеческого фактора Дугласа Мак-Грегора 79
Концепции Эдгара Шеина 80
Теория Z Улияма Оучи 82
Теория ожиданий Виктора Врума 83
Теория справедливости 87
Модель Портера-Лоулера 91
Процесс мотивации и стимулирования 93
Контрольные вопросы к теме №5: 101
ТЕМА 6. ОРГАНЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 103
Лекция 6. Организация как функция менеджмента 103
Понятие организационной деятельности 104
Принципы организационной деятельности 105
Нормы управляемости 107
Теория Грайкунаса 108
Взаимоотношение полномочий 111
Понятие организационной роли 114
Параметры организационной роли 117
Восприятие роли исполнителем 120
Подходы к проектированию и перепроектированию
роли 123
Контрольные вопросы к теме №6: 130
ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА 132
Лекция 7. Организационные структуры менеджмента 132
Понятие организационной структуры менеджмента 132
Линейные структуры менеджмента 135
Штабные структуры менеджмента 137
Функциональные структуры менеджмента 139
Региональные структуры менеджмента 140
Продуктовые структуры управления 141
Потребительские структуры менеджмента 142
Проектные структуры менеджмента 144
Матричные структуры менеджмента 146
Контрольные вопросы к теме №7: 147
ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 149
Лекция 8. Организационная культура 149
Понятие организационной культуры 149
Факторы, определяющие культуру организации 153
Дифференциация организационной культуры 157
Контрольные вопросы к теме №8: 159
ТЕМА 9. КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 160
Лекция 9. Контроль и анализ как функции
менеджмента 160
Понятие и этапы контроля 160
Информационная сторона контроля 162
Требования, предъявляемые к системам контроля 163
Типы нормативов, используемых при контроле 164
Виды управленческого контроля 165
Контроль либерального и авторитарного руководителя 166
Место анализа в управленческом цикле 166
Анализ внутренней среды предприятия 168
Анализ внешней среды 169
Анализ инвестиций 170
Контрольные вопросы к теме №9: 172
ТЕМА 10. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР 174
Лекция 10. Современный менеджер 174
Направления изучения руководителя и его
деятельности 174
Деятельность руководителя 175
Личностные качества руководителя 177
Управление временем 182
Контрольные вопросы к теме №10: 189
ТЕМА 11. РЕШЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 191
Лекция 11. Решения в менеджменте 191
Понятие управленческого решения 192
Классификация управленческих решений 194
Требования, предъявляемые к управленческим
решениям 197
Решение как мыслительный процесс 199
Процесс принятия и реализации решений 201
Классификация методов обоснования решений 209
Контрольные вопросы к теме №11: 217
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 218
ЛИТЕРАТУРА 221
Использованная литература
- Автоматизация поискового конструирования (искус-ственный интеллект в машинном проектировании)./ Под ред. А.И. Половинкика. - М.: Радио и связь, 1981.
- Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. - Мн.: ТетраСистемс, 2000.
- Бигель Дж. Управление производством. Количественный подход.- М.:Мир, 1973.
- Брасс А.А. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - Мн.: ИП Экоперспектива, 1999.
- Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции : Пособие. - Мн.: ООО Мисанта, 2002.
- Вентцель Е. С. Исследование операций. - М: Наука, 1980.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998.
- Генкин Б.М., Кононова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Генкина Б.М.-Мн.,Высш.шк.,1996.
- Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). - М.: Экономика, 1990.
- Десслер Г. Управление персоналом/ Пер. с англ.М: "Издат-во БИНОМ", 1997.
- Киллен К. Основы управления.- М.:Экономика,1981.
- Кови С.Р. Семь навыков эффективных людей. Возврат к Этике Характера / Пер. с англ. - М.: Вече, Персей, АСТ, 1998.
- Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
- Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, т.1,2 , 1981.
- Ладанов И. Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировки). - М.: Элник, 1995.
- Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь - М.: Наука, 1987
- Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова.-М.:ИНФА-М., МГАЭиУ, Новосибирск, 1998.
- Менеджмент и рынок: германская модель. Учебное пособие/ Под ред. проф. У.Рора и проф. С. Долгова - М.: Издательство БЕК, 1995.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992
- Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 2001.
- Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник ля вузов/ Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прыкина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
- Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов.-М.:Финстатинформ,1997.
- Основы теории вычислительных систем. Под ред. С.А.Майорова - М.: Высшая школа, 1978.
- Планкетт Г. и др. Выработка и принятие управленческих решений. - М.: Экономика, 1984.
- Пуанкаре А. О науке - М: Наука, 1983.
- Растригин Л.А. Современные принципы управления сложными объектами. - М.: Советское радио. - 1980.
- Роджерс Ф. Дж. IBM. Взгляд изнутри: человек - фирма - маркетинг: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.
- Саати Т.Л. Математические методы исследования операций. - М.: Воениздат, 1963.
- Санталайнен Т. и др.Управление по результатам. - М:Прогресс, 1988.
- Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
- Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.
- Теория системного менеджмента: Учебник / Под общ. ред. В.Г. Янчевского, Р.С. Седегова, В.Н. Кривцова, - Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001
- Управление персоналом предприятия: Учебник/ Под ред. Кибанова А.Я.-М.:1997
- Управление персоналом: от фактов настоящего к возможностям будущего: Учебное пособие. А. Брасс, В. Глушаков, В. Кривцов, Р Седегов - Мн., Уп Технопринт, 2002
- Юдин Д.Б. Математические методы управления в условиях неполной информации. - М.: Советское радио,1974.
- Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. Р.И.Столпер. - Мн.: Парадокс, 1996