Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме.
Контрольная по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме."
Автор работы: Ольга
Страниц: 23 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Для того, чтобы организация была конкурентоспособной, чтобы снизить затраты и улучшить качество выпускаемых товаров и услуг, большое внимание надо уделять не только технологии производства, но и качеству персонала. Повышение конкурентоспособности напрямую зависит от рядовых членов организации, которые заинтересованы в успехе так же, как и менеджеры, ведь повышение качества продукции влияет на уровень продаж, а значит и на получаемое работниками вознаграждение. Это обстоятельство решающим образом влияет на формирование основных направлений работы с членом организации, тактики применения индивидуального подхода.
Применение различных стилей управления предполагает знание основ психологии, менеджмента организации. Из управленца (менеджера) может сформироваться лидер, как официально признанный, так и неформальный. Здесь большое значение играет коммуникативная составляющая данного индивида. Лидер может появиться как в формальной организации, так и в неформальной, наличие последней является неотъемлемой частью любой формальной организации. При столкновении потребностей, мотивов и предоставляемых условий в каждой организации возникают конфликтные ситуации, которые могут перерасти в конфликт.
Безусловно, описать все переменные влияющие на организацию, невозможно. На практике каждый менеджер сам определяет критерии отбора значимых переменных, сознательно отказываясь от второстепенных. Задача общего менеджмента - дать наиболее универсальные, но, в то же время, действенные модели организации, систем управления и контекста (ситуации). Поэтому, цель данной работы рассмотреть понятия стилей управления, лидерства, формальных и неформальных организаций, конфликта, а также раскрыть суть данных понятий.
Стили управления. Лидерство
Стиль управления манера поведения, привычная для руководителя по отношению к подчинённым, оказывающая на них влияние и побуждающая их достижению целей организации.
Стили управления бывают:
1. Автократичное руководство или авторитарный стиль управления. Дуглас МакГрегор назвал теорией «Х»; её положения:
Люди изначально не любят трудиться и любыми возможными путями избегают ситуаций, связанных с выполнением трудовых приемов.
Честолюбие у таких людей совершенно отсутствует, поэтому они избегают ответственности, предпочитая быть «ведомыми».
Большего всего люди хотят защищённости.
Такие люди начинают трудиться только по принуждению, под угрозой наказания и под жестким контролем.
Теория «Х» описывает модель поведения руководителя по отношению к работнику, для которого характерны природная лень, низкая квалификация, тяжелый физический труд, неудовлетворенность работой. Все это отличало работников начала ХХ века, которых к работе надо было принуждать. Научно-техническая революция, развитие машинного производства изменили отношение человека к труду. Улучшение условий и содержания труда, вытеснение физического труда умственным сделали работу источником удовлетворения.
2. Демократичное руководство теория «Y»; её положения:
Труд является естественным процессом жизнедеятельности. При создании определенных условий, люди не только принимают на себя ответственность, но и стремятся к ней.
Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
Часто встречается способность к творческому решению проблем, при этом интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично.
Теория «Y» утверждает, что добровольность выполнения работы делает ненужными принуждение и контроль. Человек, способный управлять своей деятельностью, будет вознагражден достижением поставленной цели, поэтому усилия менеджеров следует направлять на раскрытие потенциала человека, его профессиональных навыков и творческих способностей.
На смену модели «экономического» человека, который ради высокого заработка готов терпеть плохие условия труда, продолжительный рабочий день, высокую интенсивность и монотонность труда, пришла модель «социального» человека. Поэтому для эффективного управления во главу угла должны быть поставлены интересы, потребности и ожидания работника, а также групповые нормы и ценности коллектива. Этот стиль руководства построен на участии работников в принятии решений. В свою очередь работники получили возможность осознать собственную роль в успехах организации за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов.
3. Либерально-попустительский стиль управления, его суть состоит в том, что руководитель уклоняется от принятия решений и ответственности.
Лидер человек, эффективно осуществляющий руководство группой. Лидерство в той или иной профессиональной группе можно определить как выражение групповых интересов, мнений и настроений, которые учитывает и генерирует руководитель, направляя всю работу на достижение конечного результата.
Типы лидерства: организатор, специалист, интеллектуал.
Феномен универсального лидерства заключается в том, что все три модели лидерства не противоречат, а дополняют друг друга [3].
Менеджер должен быть лидером; это необходимо, для того чтобы:
Завоевать психологический (не формальный) авторитет в коллективе.
Чтобы выработать свой стиль управления.
Чтобы создать эффективную мотивацию работников.
Влияние лидера на людей происходит по следующим направлениям:
Благодаря признанию его личного авторитета.
За счёт признания его личных качеств.
Модели восприятия лидера:
1. «Один из нас».
2. «Лучший из нас» лидер является примером для всей группы.
3. «Воплощение добродетели» считается, что лидер является носителем норм морали.
4. «Оправдания ожиданий» лидер всегда должен быть верен своему слову, и не допускать отклонения от курса поведения, одобренного группой.
Лидерство искусство влиять на людей, вдохновлять их на то, чтобы они по доброй воле стремились к достижению тех целей, которые не являются их личными целями.
Власть возможность влиять на поведение людей. Различают пять форм власти:
1. Власть, основанная на принуждении.
2. Власть, основанная на вознаграждении.
3. Экспертная власть работник надеется, что руководитель обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.
4. Эталонная власть власть примера.
5. Законная (традиционная) власть исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, а его долг выполнять их.
Чтобы обладать властью, лидер должен:
1. Хорошо знать подчинённых.
2. Уметь хорошо анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдалённые перспективы тех или иных действий.
3. Понимать психологические особенности окружающих и умело использовать их в официальных и не официальных контактах.
4. Обладать обширными знаниями и эрудицией.
Американский исследователь Лайкерт разработал принципы поддержания отношений: лидеры должны обеспечить максимальную возможность того, чтобы все действия в рамках определённой организационной структуры рассматривались, как взаимодополняющие, и были направлены на формирование и поддержание личного достоинства и значимости сотрудников.
Типы организационных структур (по типу управленческого стиля):
1. Эксплуататорские или авантюрные организационные структуры.
2. Благожелательный авторитарный тип.
3. Консультативная форма организации.
4. Организация, основанная на участии.
Лайкер подразделял лидеров-руководителей на:
1. Тех, кто акцентирует внимание на производстве.
2. Тех, кто акцентирует внимание на работниках.
Содержание работы
Введение 2
Стили управления. Лидерство 3
Формальная и неформальная организация 8
Конфликты в организации 14
Заключение 21
Литература 23
Использованная литература
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1983. 142 с.
- Дятлов А.Н., Плотников М.В. Общий менеджмент: Курс лекций. М.: Просвещение, 2004. 268 с.
- Зеленина Т.А. Вхождение личности в организацию //Менеджмент организации: взаимодействие и эффективное управление. 2006. №11. С.35-42.
- Тебекин А.В. Менеджмент организации: учебник/ А.В. Тебекин. Б.С. Касаев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2007. 416 с.
- Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно - практическое пособие . 2-е изд . М.: «Бизнес -школа «Интел -Синтез », 1997. 326 с.