Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Психология межэтнических отношений.

Психология межэтнических отношений.

МГУ

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Психология межэтнических отношений."




Автор работы: Елена
Страниц: 46 шт.



Год:2012

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

1.1. Понятие межэтнических отношений

Термины «межгрупповое поведение» и «межгрупповое взаимодействие» трактуются как наблюдательный компонент межгрупповых отношений, но не включают психологических процессов и явлений, которые непосредственно не наблюдаются, но играют важную роль в жизнедеятельности индивидов и групп [2, 115]. В контексте изучения проблемы межгруппового обращения следует обратиться к утверждению Т. Стефаненко, которая рассматривала межэтнические отношения не только как отношения между группами (соперничество или сотрудничество). По ее мнению, сюда следует включить и отношение к группе, которые проявляются в представлениях о них - от положительных образов до предрассудков. Отношения между группами могут возникать и без непосредственного взаимодействия между ними, что не раз оказывалось в эмпирических исследованиях. Очевидно, что межгрупповые отношения - это отношения между группами, в том числе между этническими общинами, т.е. отношения, объектом и субъектом которых является группы. Однако многие социальные психологи под межгрупповыми отношениями понимают прежде всего - и даже исключительно - отношения между индивидами как представителями конкретных групп. Такой точки зрения придерживался британский социальный психолог А. Тешфел. Все отношения между людьми он располагал на континууме, полюса которого составляют межличностные и межгрупповые отношения между представителями конкретных групп [2, 116]. Ю. Арутюнян называл межэтнические отношения разновидностью социальных связей между структурными элементами общества, объектом и субъектом которых является этнические группы. Исходя из этого, исследователь предлагал понимать «межэтнические отношения» в широком и узком смысле. В широком смысле слова межэтнические отношения понимаются как взаимодействия народов в различных сферах - политике, культуре и так далее, в узком смысле - как межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в различных сферах общения - трудовой, семейно-бытовой, а также соседской, дружественной и других видах неформального общения [3, 10]. В советской науке для обозначения этой сферы отношений преимущественно применяли термин «межнациональные отношения», в постсоветской социологии, кроме того, стало распространенным понятие «этнонациональные отношения», которое, кстати, не имеет четкого толкования. За рубежом это направление исследования определяется как «социология расовых и этнических отношений». Впрочем, эти дефинитивные разногласия не имеют принципиального характера, то же в западном и постсоветском, в том числе и российском, научных подходах понимание сущности и содержания проблемы межэтнических отношений в целом совпадает. Характер межэтнических отношений - дружественный, нейтральный или вражеский - зависит, в первую очередь, от условий макросреды, системы социальных отношений, развития государства. Кроме того, межэтнические отношения зависят и от условий, складывающихся в микросреде - в конкретных территориальных коллективах, сообществах. В микросреде имеют значение такие факторы, как социальная структура контактирующих этносов, ее динамика, историческое прошлое и современная ситуация общения, например, степень заинтересованности в контактах, традиции общения, а также культурные факторы [4, 163]. Межэтнические отношения - один из важнейших структурных элементов этнонациональной ситуации. Они отражают результаты влияния ее (этнонациональной ситуации) формирования. Понятие «этнонациональная ситуация" включает, кроме межэтнических отношений, механизм пополнения этнических образований, количественный и качественный состав этнонациональных групп, динамику внутренних процессов в этих группах, уровень социального удовольствия и связанные с ним действия представителей национальных меньшинств и этнических групп, направленные на улучшения своего социально-экономического положения и политико-правового статуса в обществе страны проживания [4, 166]. Отношения, которые складываются между людьми разных национальностей, так же как и между народами в целом, являются результатом совместных социальных условий. Межнациональные отношения складываются под влиянием сложных взаимодействий объективных обстоятельств, прежде всего социально-политических, экономического положения контактирующих национальностей и субъективных факторов - восприятия объективных обстоятельств людьми, их ассоциаций, сопоставлений [4, 168]. В социологии есть четкое разграничение понятий «межэтнические отношения» и «этнические отношения». Первое понятие имеет более узкий смысл, отражая отношения между отдельными народами, складывающиеся в процессе взаимодействия, а также отношения между различными этническими группами и лицами, принадлежащими к отдельным обществам. Второе - шире, потому что оно, как правило, включает как межэтнические отношения в указанном смысле, так внутренние аспекты этнических отношений, складывающихся внутри отдельного этносоциального организма. В конце концов, сам феномен межэтнических отношений можно представлять в «широком смысле этого слова, то есть как взаимодействие этнических групп, народов в различных общественных сферах» и, в «узком смысле, как межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в определенных сферах общения - в быту, трудовом коллективе, неформальных объединениях и т.д.»[1, 387]. Интересны исследования межэтнических отношений с философских позиций относительно различных контекстов анализа проблем соотношения этносов (В. Антонович, Г. Грушевский, В. Гнатюк, Г. Драгоманов, Г. Костомаров и др.). В современной философской науке утверждается мнение о том, что соотношение этносов в социально-историческом пространстве детерминируется не только субъектно-рефлексивным, но и системно-ценностным контекстом, который отражает соотношение ценностных миров различных этносов, дистанцию между этими мирами и между отдельными их компонентами. В ракурсе культуры и ее ценностей систему межэтнических отношений позволяет проанализировать системно-ценностный контекст. Ценностные приоритеты этносов и, соответственно, отношения между их ценностными системами, несомненно, обусловлены социально-историческими (и даже природными обстоятельствами). Ценностные приоритеты этносов определяются, с одной стороны, объективными, социально-историческими обстоятельствами, но с другой стороны - зависят от сознательной, целенаправленной духовной деятельности этносубъектов. Субъектно-рефлексивный контекст рассматривает отношения относительно непосредственного практического взаимодействия этносов, их эмоций и чувств, мыслей и взглядов по отношению друг к другу. Социально-исторический контекст включает два уровня: культурно-цивилизационный (более общий) и частично-социальный, связанный с отдельными сферами, «полями» в рамках конкретной социальной системы [5]. Учета определенных контекстов анализа межэтнических отношений, по мнению Е. Степанова, создает возможности для научного обоснования теории и практики установления межэтнических отношений. Так, важным является сопоставление автостереотипа определенного этноса с гетеростереотипами других этносов, учета неоднородности, дифференцированности каждого этноса, ситуативных социальных обстоятельств, которые так или иначе влияют на самооценки и взаимоотношения этносов. Опора на социально-исторический анализ поможет не только глубже понять причины состояния существующих межэтнических отношений, но и увидеть перспективы их развития, разработать достаточно обоснованный прогноз, предложить эффективные меры оптимизации отношений [6, 7].

Содержание работы

Введение 3

Основная часть 5

Глава 1. Теоретические основы психологии межэтнических отношений 5

1.1. Понятие межэтнических отношений 5

1.2. Проблема конфликта и толерантности в исторической перспективе 10

1.3. Внешняя и внутренняя толерантность. Интолерантность 15

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных характеристик толерантности 19

2.1. Методы и организация диагностического исследования гендерных характеристик толерантности 19

2.2. Описание полученных данных 22

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 28

Заключение 33

Глоссарий 35

Список использованных источников 37

Приложения 42

Использованная литература

  1. 1
  2. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - М., Наука, 1997. -235с.
  3. 2 Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности / А.Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию. — М., Наука, 2000. – 372с.
  4. 3 Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. - М., Наука, 2000. – 277с.
  5. 4 Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб., Питер, 2007.- 198 с.
  6. 5 Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2001.- 200с.
  7. 6 Андреева Г. М. Социальная психология. / Г. М. Андреева. — М.: Наука, 1994.-219 с.
  8. 7 Андрющенко Т.Ю. Психология профессионального общения / Т.Ю. Андрющенко, В. П. Кисляков. Волгоград, Правда, 1990. - 106 с.
  9. 8 Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: автореф. дис. докт. пед. наук./ "Е.И. Артамонова.-М., Изд-во Моск. ун-та, 2000.-23 с.
  10. 9 Айзенштейн В. О проблеме воспитания в вузе / В. О Айзенштейн // Высшее образование в России.// Изд-во Министерства образования и науки РФ - 1998. - № 3.
  11. 10 Ахундзаде З.Ф. Толерантность как отношение к окружающей действительности. // Проблемы молодежи глазами студентов: Материалы X Международной студенческой научно-практической конференции. В 2-х т. Т.2. - Тула: изд-во Тул. Гос. Пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2007. – 129с.
  12. 11 Баженова С.С. Реформы высшего образования в мире: основные тенденции развития / С.С. Баженова // Проблемы гуманизации вузовского образования. М., Наука, 2000. - Вып. 6, ч. 3., 201 с.
  13. 12 Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А.А. Баранов / Удмурт, гос. ун-т. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 2000. — 107 с.
  14. 13 Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шаламова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.— 167с.
  15. 14 Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шаламова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.— 167с.
  16. 15 Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М., Наука, 1995. — 272 с.
  17. 16 Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д. В. Колосов. - М., Наука, 2003. – 338с.
  18. 17 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. М.: Филинъ, 1996. – 274с.
  19. 18 Бызова В.М. Основы этнопсихологии / В.М. Бызова. – Сыктывкар, Изд –во Сыктывкарского гос. ун-та, 1997. – 227 с.
  20. 19 Вяткин Л. Г. Актуальные проблемы воспитания молодёжи / Л. Г. Вяткин, О. Б. Капичникова, А. В. Дружкин. - Вып. 3 - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,. - 1997. – 125с.
  21. 20 Вяткин Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психол. журн. Изд. во Института психологии РАН – 1996. - № 5. – с.17.
  22. 21 Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации / Т.Г Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - М., Наука, 2002. – 303 с.
  23. 22 Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: Учебное пособие /В.Н. Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина – М., Наука, 2004 – 240с.
  24. 23 Гуссейнов А.А. Моральная демагогия как социальный феномен / А.А. Гуссейнов // Реформаторские идеи в социальном развитии России. — М.: ИФ РАН, 1998. – 301с.
  25. 24 Давыдов Ю. С. Власть культуры в университете / Ю. С. Давыдов. — М.; Пятигорск, 2004. 129 с.
  26. 25 Емельянов Ю. Н. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга / Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. — Л.: изд-во ЛГУ, 1983. – 200 с.
  27. 26 Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. Понятие парадигмы в связи с изменениями в сфере образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. Изд. группа Логос, 2003. — № 5. — С. 33-41.
  28. 27 Золотухин В.М. Толерантность / В.М. Золотухин. - Кемерово, Кемеров. гос. ун-т, 2001. – 127с.
  29. 28 Психодиагностика: коллекция лучших тестов / под. ред. О. Н. Истратова, Т. В. Эксапусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 375с.
  30. 29 Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении /Г.С. Кожухарь // Вопр. психол. НИИТ МГАФК,20067 №2. - с.3-12
  31. 30 Кочетков В.В. Психология межкультурных различий / В.В. Кочетков. - М., Наука, 2002. – 304 с.


Другие похожие работы