Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста по предствам игровых приемов

Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста по предствам игровых приемов

МГУ

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
" Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста по предствам игровых приемов"




Автор работы: Елена
Страниц: 34 шт.



Год:2010

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Неотъемлемым условием успешного общего развития ребенка является обретение ним чувствительного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст - это период, когда ребенок интенсивно вбирает в себя социальный опыт человечества.

Демократизация системы образования в государстве, принятие соответствующих законодательных актов, предоставили дошкольным учебным заведениям статус первого звена в системе беспрерывного образования. Появилась возможность синтезировать достояния отечественной и зарубежной науки по проблеме формирования представлений о свойствах и соотношении предметов у детей раннего возраста. В этой связи открываются возможности, в частности персептивного научения детей раннего возраста в условиях дошкольного учебного заведения.

Над проблемой восприятия и понимания сенсорной информации ребенком размышляли философы (Аристотель, Демокрит, Г.-В. Лейбниц, Дж. Локк, С.Й. Гессен и др.). Эту проблему исследовали физиологи (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Е.М. Соколов, О.М. Шеповальников и др.) и психологи (Б.Г. Ананьев, В.О. Барабанщиков, Б.М. Величковский, О.М. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.). В последние десятилетия проблема формирования представлений о свойствах и соотношении предметов у детей раннего возраста предрасполагает к себе внимание педагогов. Ведь от того, как педагог понимает механизмы и закономерности перцептивного развития ребенка, зависит направление, подбор содержания, методов и средств обучения и воспитания малышей.

Анализ теоретических источников по исследуемой проблеме показал, что психологический аспект формирования представлений о цветах и оттенках у дошкольников наиболее полно обработан в теории развития восприятия. Она состоит в сопоставлении свойств объектов, которые воспринимаются, с усвоенными ребенком системами сенсорных эталонов (О.В. Запорожец, Л.А. Венгер, М.М. Поддъяков, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская и др.).

Дидактический аспект проблемы связывался с определением общего содержания, методов и форм сенсорного воспитания детей раннего возраста (Л.В. Артемова, К.В. Зворигина, Л.М. Павлова, Э.Г. Пилюгина, О.В. Просвира, и др.).

Современные наблюдения дают основания ученым сделать вывод, что колористическая безграмотность современного работника приводит к практической необходимости одолеть барьер на пути к качеству в разных областях промышленности. Часто непреодолимой преградой во многих направлениях производства является чисто физическая слепота к цвету, его тональности, насыщенности оттенка. В связи с этим академик С.В. Вавилов писал: "Владение цветным видением чрезвычайно повышает ценность зрительного восприятия. Цветное видение дает возможность очень быстро и по-новому различать предметы и элементы среды".

Цветное видение человека - явление уникальное и закономерное. Проблематика, связанная с данным явлением, постоянно привлекает внимание ученых. Сегодня уже понятно, что раскрыть это сложное явление, рассматривая его лишь на каком-то одном уровне (физическом, физиологическом психологическом, эстетичном) практически невозможно. Нужно рассматривать систему целостно и теоретические концепции апробировать в педагогическом процессе художественно-эстетичного развития младших дошкольников.

Вместе с тем процесс формирования представлений о цвете у детей на втором - третьем годах жизни на данное время является недостаточно исследованным. Без внимания оказался комплексный подход к организации перцептивного научения детей раннего возраста. Процесс и результат приобретения детьми раннего возраста индивидуального перцептивного опыта в деятельности остается до конца не исследованным. Актуальность проблемы, недостаточность ее теоретической и экспериментальной обработки, а также потребности педагогической практики обусловили выбор темы «Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста с помощью игровых приемов».

Объект исследования – процесс формирования представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста с помощью игровых приемов.

Цель исследования состоит в определении и теоретическом обосновании, экспериментальной проверке психолого-педагогических условий формирования знаний и умений по колористике в младшем дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: оптимизация знаний и умений младших дошкольников по формированию представлений о цвете возможна только в процессе целенаправленного обучения, обеспеченного соответствующими психолого-педагогическими условиями, которые дают возможность сформировать систему, направленную на формирование перцептивних действий и выхода их на уровень обогащенного (художественного) восприятия цвета с дальнейшей интеграцией в контексте практической творческой деятельности.

Соответственно поставленной цели и гипотезы определены задачи исследования:

- раскрыть сущность и основные свойства цвета;

- показать возможности изобразительного искусства в развитии ощущения цвета у детей младшего дошкольного возраста; - обосновать методические основы развития ощущения цвета в процессе изобразительной деятельности младших дошкольников;

- определить влияние экспериментальной методики на результативность процесса эстетичного воспитания младших дошкольников.

Теоретической основой исследования стали разработки гуманистического направления отечественных педагогов: С.Ф. Русовой, В.А. Сухомлинского, Я.Ф. Чепыги и зарубежных педагогических деятелей (М. Ибуки, П. Кергомар, М. Монтессори, Б. Уайт и др.); достояния педагогики и психологии раннего детства (В.М. Аванесова, Н.М Аксарина, Л.М. Галигузова, А.Л. Кононко, Т.И. Науменко, С.Л. Новоселова, Е.И. Радина, А.А. Смирнова, М.М Щелованова, и др.); работы по проблемам сенсорного воспитания детей раннего возраста (Л.В. Артемова, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Г.М. Лямина, Л.М. Павлова, Э.Г. Пилюгина, А.В. Просвира, Л.А. Шибицкой и др.); педагогические системы европейских педагогов-гуманистов (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Й.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и др.); мировые теории восприятия (ассоцианизм, рефлекторная теория, рецепторная теория, гештальттеория, теория восприятия путем образования перцептивних действий, теория непосредственного восприятия).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы адекватные авторским замыслам методы исследование: анализ и обобщение теоретической данных, представленных в методической литературе, изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент.

Работа состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованной литературы, приложений.

Содержание работы

Содержание

Введение 3

Раздел 1. Цвет как художественная и психолого-педагогическая проблема 7

1.1 Понятие цвета и его основные свойства 7

1.2 Особенности ощущения и восприятия цвета в младшем дошкольном возрасте 12

1. 3. Понятие сенсорное развитие и сенсорное воспитание 19

Раздел 2. Формирование представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых приемов 23

2. 1. Практическое содержание и методика сенсорного воспитания младших дошкольников 23

2. 2. Дидактические игры для формирования представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста 28

Список использованной литературы 34

Использованная литература

  1. Список использованной литературы
  2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. - М.: Сов. художник, 1986. - 326 с.
  3. Алексеев В.В. Изобразительное искусство и школа. - М.: Педагогика, 1968. - 184 с.
  4. Алексеев С.С. О колорите. - М.: Изобраз. искусство, 1974. - 176 с.
  5. Алексеева В. Что такое искуство? - М.: Сов. художник, 1985. - 260 с.
  6. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. - М.: Педагогика, 1984. - 254 с.
  7. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Наука, 1979. - 168 с.
  8. Беда Г.В. Живопись. - М.; Просвещение. 1986. - 190 с.
  9. Беседы о живописи в школе. - М.: Искусство, 1966. - 96 с.
  10. Верб В.А. Искусство и художественное развитие учащихся. - Л.: Наука, 1977. - 116 с.
  11. Вожлов В.М. Прекрасное в жизни, в искусстве. - М.: Знание, 1979. - 240 с.
  12. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. - 320 с.
  13. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
  14. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 1-3 классах. - К.: Педагогика, 1978. - 186 с.
  15. Глушанская В.П., Маркова В.Ф., Смирнова Л.Ф. Рисование с методикой преподавания. - М.: Просвещение, 1971. - 127 с.
  16. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986. - 126 с.
  17. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. - 224 с.
  18. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. - М.: Искусство, 1968. - 76 с.
  19. Кардовский Д.И. Пособие по рисованию. - М.: Стройиздат, 1978. - 126 с.
  20. Кибрик Е.А. К вопросу о композиции // Вопр. изобразительного искусства. - М.: Сов. художник, 1954. - С.31-45.
  21. Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова и рисования // Нач. школа. - 1990. - №8. - С.22.
  22. Крутецкий П.А. Эстетическое воспитание. - М.: Знание, 1987 - 234с.
  23. Кузин B. C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 207 с.
  24. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970. - 94 с.
  25. Кушаев П.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Педагогика, 1985. - 250с.
  26. Лабунская Г.В., Рожкова Е.Е., Назаревская Г.А. Уроки рисования в начальных классах. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 166 с.
  27. Левшина Л.С. Как воспринимается произведение искусства. - М.: Искусство, 1983. - 96 с.
  28. Лепикаш В.А. Живопись акварелью. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. - 114 с.
  29. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Знание, 1987. - 231 с.
  30. Лунячек Й. Основы изображения с натуры. - К.: Изд-во АН УССР, 1961. - 127 с.
  31. Муштаев В.П. Уроки искусства. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.
  32. Никанорова Н.П. Наглядное пособие и оборудование для занятий изобразительным искусством. - М.: Педагогика, 1975. - 136 с.
  33. Орловский Г.И. О художественном образовании учителя рисования. - Л.: Наука, 196. - 268 с.
  34. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. - М.: Педагогика, 1966. - 216 с.
  35. Парнах М. Уроки изобразительного искусства // Искусство в школе. - 2001. - №3. - С.57-60.
  36. Половникова П.Б. Эстетические чувства. - К.: Знание, 1978 - 343с.
  37. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. - М.: Госстройиздат, 1959. - 221 с.
  38. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. - М.: Просвещение, 1976. - 222 с.
  39. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998. - 251 с.
  40. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание. - М.: Наука, 1987. - 564 с.


Другие похожие работы