Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте у супружеских пар, состоящих в браке 3-5 лет и более 20 лет

Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте у супружеских пар, состоящих в браке 3-5 лет и более 20 лет

МГУ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте у супружеских пар, состоящих в браке 3-5 лет и более 20 лет"




Автор работы: Елена
Страниц: 67 шт.



Год:2012

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Раздел 1 Семейный конфликт как предмет изучения

1.1. Изучение общих сведений о семье, особенностей ее функционирования и структуры для выявления психологических причин конфликтов

Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между ее членами, кто осуществляет руководство, а кто выполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного ее члена семьи (централизованный авторитарный стиль), семьи, где все члены семьи принимают участие в решении тех или иных проблем (демократическая система отношений)[7, c.43]

Наиболее распространенная возрастная структура семей в нашем обществе - это семья, которая включает супругов, детей и кого-нибудь из старшего поколения (бабушку и дедушку)

Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в решении всех семейных проблем.

Нарушение структуры семьи - это такие особенности ее структуры, которые препятствуют выполнению возложенных функций. Это может быть неравномерное распределение хозяйственно бытовых обязанностей между супругами, что мешает удовлетворению потребности одного из супругов в восстановлении физических сил или удовлетворении духовных потребностей. Еще одной из причин является семейный конфликт.

Структура и функции семьи меняются на разных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи на основе наличия или отсутствия детей в семье, а также их возраста. У нас получила большое распространение периодизация Е. К. Васильевой, которая включает пять стадий жизненного цикла[2, c.12]:

Зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка). Важнейшие задачи, которые решаются на этом этапе: психологическая адаптация супругов в условиях семейной жизни к психологическим особенностям друг друга; Приобретение жилья и общего имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает достаточно интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей - количество и причины разводов.

Рождение и воспитание детей - это косвенный этап жизненного цикла - сформирована зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время крупнейшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально - духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере отдыха, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно-эмоциональное общение гораздо большей степени проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особенно значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ставится членами семьи как наиболее важная задача в этот период.

На этом этапе возникают различные проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются:

- перегрузка одного из супругов или обоих, перенапряжение их физических и моральных сил;

- необходимость перестройки эмоционально духовных отношений.

Именно на этом этапе особенно часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания, супружеские измены, сексуальные дисгармонии и развод из-за "разочарования в характере" и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связанные воспитательными трудностями.

Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьей воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота о подрастающем поколении. Все эти процессы обусловливают качественный смысл жизни семьи. Особенно очевидные сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями отдыха. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы связанные с ним выходят на первый план. Члены семьи принимают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми. Появляются новые роли "бабушек и дедушек", особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей семейной жизни переводится на старшее поколение. Завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей обостряет потребность старшего поколения в признании со стороны детей. Особенно заметную роль на этом этапе играет ощущение своей нужности, значимости для детей и близких[4, c.56].

А теперь рассмотрим основные моменты, характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по продолжительности и силе их действия.

- сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса, болезнь близкого и т. п.

- длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физические и психические нагрузки в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи.

Выделяются еще два типа:

Трудности, связанные с резким изменением образа жизни семьи. Это психические трудности, которые возникают на границе изменения этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни.

Трудности связаны с их суммированием и наложением друг на друга. например, необходимость практического решения проблемы в начале второго этапа, то есть после появления в семье первого ребенка, завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, первоначальное обзаведение имуществом, решения семейной проблемы.

По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на три типа.

- Связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более-менее острой форме, адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком трудоемкого ведения домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризису. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами[10, c.44].

- Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это те, которые возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка.

- Ситуационные нарушения - это трудности, относительно короткие по продолжительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи к тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семья может обеспечить безопасное будущее).

Самое главное следствие всех этих нарушений - это неблагоприятное воздействие на психическое здоровье индивидов, которое в дальнейшем только усиливает нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и тормозит развитие личности.

Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия, иногда трудности мобилизируют, что позволяет интегрировать влияния, а иногда ослабляют, усиливают противоречия. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному[23, c.54]. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем семей, которые умеют делать это (познать их, осознать, выдвинуть наиболее соответствующее решение)

Содержание работы

Введение 3

Раздел 1 Семейный конфликт как предмет изучения 9

1.1. Изучение общих сведений о семье, особенностей ее функционирования и структуры для выявления психологических причин конфликтов 9

1.2 Понятие супружеских конфликтов и их особенности 14

1.3 Виды и причины супружеских конфликтов 23

Раздел II Психологическая диагностика супружеских конфликтов 32

2.1 Стандартизированные методики семейной психодиагностики 32

2.2 Научное обоснование психодиагностического исследования 42

Раздел III Практическое исследование супружеских конфликтов 44

3.1 Проведение исследования и анализ полученных результатов 44

Заключение 50

Список литературы 52

Приложения 57

Использованная литература

  1. Алешина Ю. Е. Цыкл развития семьи: Исследования и проблемы //Вест. Моск. Ун-та. Психология, Сер. 14. 1987.№2
  2. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. – Казань, 1992. -142с.
  3. Анцупов А. Я. , Малышев А. А. Введение в конфликтологию. – К.:МАУП,1996. – 103с.
  4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2000 – 551с.
  5. Арнаутова Е. П. Стабильность семьи, основанной на повторном браке //Семейная психология и семейная психотерапия. 1997. №2
  6. Афанасьева Т. М. Семья:Учебное пособие для 9-10кл. середшк.-2-е изд., перераб. И допол. – М.: Просвещение.1988 – 285с.
  7. Бандурка А. И., Друзь В. А. Конфликтология: Учеб. Пособие для вузов.- Харьков: Фортуна – Пресс, 1997 – 355с.
  8. Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Легенда о гендере: Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье//Мир России. 2000. № 4 . – С.65-103.
  9. Белкин А. С. Жоворонков В. Д. , Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург : ГЛАГОЛ, 1995 – 88с.
  10. Валлерстайн Д. С. Психологические задачи брака//Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 3.
  11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М.: Прогресс, 1988. – 198с.
  12. Владин В. З., Капустин Д.З., Интимный мир семьи. – Минск. "Вышейшая школа", 1983. – 111с.
  13. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов.- М.:Просвяшение, 1991. – 158с.
  14. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта: Автореф.дис. д-ра психолог. Наук. – СПб., 1996. -40с.
  15. Дементьева И. Ф. Прервые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. – М. Наука, 1991. – 110с.
  16. Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие – М. : Гордорики, 2003. – 320с.
  17. Донченко К. А., Титаренко Т. М. Личность, конфликт, гармония. – К.: Полит. издат Украины, 1989. – 174с.
  18. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной психологии// Психологич. Журн. – 1981. – Т. 1. – С. 119-133.
  19. Дружинин В. Н. Психология семьи. – Екатеринбург, 2000. – 165с.
  20. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – СПб изд-во "Питер", 2000. – 245с.
  21. Ильин Е. П. Диференциальная психофизиология мужчины и женщины – СПб. : Питер, 2002. – 544с.
  22. Казаков А. П.Экономические и психологические проблемы семьи. –М.: Мысль, 1989. – 157с.
  23. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчині в изменяющемся мире//введение в гендерные исследования: Учебное пособие. Ч. 1/Под редак.И. А. Жеребкиной. – Харьков:ХЦГИ; СПб.:Алетейя, 2001. – С.562-605.
  24. КонфликтологияУчебник /под редак.А. С. Кармина. – СПб.:Лань,1999. – 442с.
  25. Корнелиус Х., Фэйр Щ. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М. : СТРИНГЕР,1992. – 212с.
  26. Калинин С. И. Компьютерная обработка данных для психологов /Под науч. Редак.А. Л. Тулупьева. СПб.: "Речь",2002. – 134с.
  27. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. – М.: 1987. -433с.
  28. Ковалев С. В.Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвящение, 1991. – 143с.
  29. Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни.//Вопросы психологии.№4. 1986. С.63-68.
  30. Ковалев С. В. Психология современной семьи :Информ.-метод. Материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни":Кн. для учителя. – М.: Просвящение,1988. – 208с.
  31. Кочарян Г., Кочарян А. Психотерапия сексуальних расстройств и супружеских конфликтов. – М.: Медицина, 1994. – 198с.
  32. Краснов Б. И. Конфликты в обществе// Социально-полит. Журн. – 1992.№6-7.- С. 14-22.
  33. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб. Речь, 2000. – С. 221-238.
  34. Малкина – Пых И. Г. Семейная терапия. М.: Изд-во Эскмо. 2005. – 992с.
  35. Молодая семья/ Сост. В. И. Зацепин и др.- К. : 1991 – 314с.
  36. Мы и наша семья Книга для молодых супругов. Сборник. Сост. Зацепин В. , Цимбалюк В. – М.: 1989. – 416с.
  37. Немов Р. С. Психология: Словарь- справочник: В 2ч. – М. : Изд –во ВЛАДОС – ПРЕСС,2003. – 4.1. – 304с.
  38. Николе М. , Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методі. М., Єксмо,2004. – 315с.
  39. Основы психологии:/Ред. – сост. Л. Д. Столяренко. – Изд.-во 6-е, дополн.и перевав. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 704с.
  40. Пезишкиан Н. Позитивная семейная – психотерапия: семья как терапевт/Пер. с анг. Л. В. Трубициной, с нем. Т. В. Куличенко; под ред. М. Н. Дымшица и Д. А. Леонтева. М. : Смысл, 1993. – 263с.
  41. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. /- СПб: Изд-во "Речь". 2002. – 298с.
  42. Психология // - 1985. – Т. 6. №3. – С. 126-137.
  43. Психология конфликта / сост. И общ. Редакция Н. В. Гришиной. – СПб. : 2001. – 448с.
  44. Психологическая помошь и консультирование/ Под ред. Проф. Н. К. Тутушкиной, СПб. Изд- во " Дидактика плюс", 2001. – 348с.
  45. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом " БАХРАХ-М", 2002. – 672с.
  46. Семья: Социально-психологические и этические проблемы: Справочник. – К. : 1989. – 252с.
  47. Сысенко В. А. Супрудеские конфликты . - М. : 1989. 208с.
  48. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М.: 1996. – 91с.
  49. Хелингер Б. Порядки любви: Разрешение системы семейных конфликтов и противоречий. - М. : Изд – во Инстит. Психотерапии, 2001. – 400с.
  50. Херсонский Б. Г. , Дворяк С. В, Психология и психопрофилактика симейных конфликтов. – К.: "Здоровья" , 1991. – 190с.
  51. Филюкова Л. Ф. Современная молодая симья. – Минск: Наука и техника, 1986. – 48с.
  52. Учебное пособие по психологии семейных отношений. Для факультетов: психологических, медецинских и социальной работы. – Самара: Изд-во Дом БАХРАХ – М – 2004. – 736с.
  53. Уэдделл М. Симья и ее динамика//Симейная психотерапия. – СПб.: 2000. – 103с.
  54. Эйдемиллер Е. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М., СПб: Фолиум, 1996. – 94с.
  55. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В. Юстицкис В. Семейная психотерапия – СПб: Питер, 2000. – 512с.
  56. Янкова З. А. Мужчины и женщины в семье. – М.: 1983 – 80с.
  57. Шуман С. Г., Шуман В.П. Семейные конфликты, причины, пути устранение. Брест,.1994. – 97с


Другие похожие работы