Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Изучение детско родительских отношений в неполной семье

Изучение детско родительских отношений в неполной семье

Москва

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Изучение детско родительских отношений в неполной семье"




Автор работы: Юлия
Страниц: 60 шт.



Год:2011

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается своеобразие данной культуры. Потому что подбор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” собственно общество, изучение системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, если отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., - самыми социально неустойчивыми, морально неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают резкий кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Раньше всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (значение жизни, суждение о жизни, духовность, отчизнолюбие и многое другое).

По сути все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности [2;14;16;20;26].

Как отмечает Б.С. Волков, - взросление из “ребенка в подростка” постоянно сопровождается стремлением более серьёзно постигнуть себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. То есть в подростковом возрасте начинает устанавливаться уверенный круг интересов, который прогрессивно приобретает известную устойчивость. Такая группа интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит трансформация интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается подъём интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным [10,102].

Общественное развитие человека происходит в процессе всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее общество индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на построение ценностных ориентаций личности.

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.

Немалый вклад в изучение ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.

В своей работе под ценностными ориентациями мы понимаем систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям.

Конструкт «временная перспектива» был введен Л. Франком для характеристики принципа взаимосвязи и взаимообуславливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека. В образовании временной перспективы, по мнению Франка, большое толкование имеет утверждение индивидом тех или иных ценностей. В культурно-исторической традиции, а также в работах С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева этот методологический принцип нашел глубокое усовершенствование, в результате чего вопрос психологического времени получила необходимое теоретическое обоснование. С.Л. Рубинштейн поставил принципиально вопрос о том, что психология личности должна исследоваться в единстве ее структуры и динамики, сквозь призму пространственно-временной картины человеческой жизни в ее объективном содержании и субъективных проявлениях, среди которых существенная роль принадлежит времени жизни, представленном в переживании личности. Эти идеи нашли дальнейшее теоретическое усовершенствование в работах отечественных ученых: А. Аарелайда, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Кроника и Е.И. Головахи.

Особая необходимость работы обусловлена тем, что в данном исследовании не прямо констатировано существование той или другой иерархии ценностных ориентаций личности, а проведено более глубокое исследование данной проблемы за счет рассмотрения связей ценностных ориентаций с особенностями временной перспективы личности. Полученные закономерности позволяют дать более полное описание психологических механизмов социального поведения личности. На наш взгляд, это открывает дополнительный потенциал не только в изучении психологических механизмов формирования ценностных ориентаций, но и вносит главный вклад в решение важной практической задачи - воспитание зрелой и гармоничной личности.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Изучение ценностных ориентаций в юношеском возрасте».

Проблема исследования: изучение особенностей формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

Цель исследования: проанализировать формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

Объект исследования: группа детей из 30 человек юношеского возраста.

Предмет исследования: процесс формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Определить понятие «ценности», «ценностные ориентации»;

2. Охарактеризовать возрастные особенности юношеского возраста;

3. Особенности ценностных ориентаций юношеского возраста.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации в юношеском возрасте можно сформировать посредствам комплекса воспитательных мероприятий.

Опытно экспериментальная база исследования: соотносится с объектом и предметом исследования стала гимназия №4, учитель первой категории Волкова В.Н.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены особенности ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, определяются проблема, цель и задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций юношеского возраста» определенно понятие «ценность», «ценностные ориентации», рассмотрены возрастные особенности юношеского возраста, раскрыты особенности ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

Во второй главе «Исследование ценностных ориентаций в юношеском возрасте» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсовой работы составляет 64 страницы машинописного текста, в работе представлены таблицы, диаграммы. Список литературы включает 68 наименований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 8

1.1. Понятие «ценностные ориентации» 8

1.2. Возрастные особенности юношеского возраста 24

1.3. Особенности ценностных ориентаций юношеского возраста 35

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 43

2.1. Диагностика ценностных ориентаций 43

2.2. Коррекция ценностных ориентаций 51

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 53

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

ЛИТЕРАТУРА 60

Использованная литература

  1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  3. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. –1999. – №4. – С.176–185.
  4. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек - мир» // Вопросы философии. 1993г. - №5. с. 130-160.
  5. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.
  6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 1976.
  7. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84–87.
  8. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.-№1.-С.28-38.
  9. Василюк Т.Ф. Психология переживания различных критических ситуаций //Психологический журнал.-1995.-№5.-С.120-129.
  10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.-256с.
  11. Всемирная энциклопедия: Философия/ Глав. науч.ред. и сост. А.А. Грицанов.-М.: Мысль, 2001.- 1550с.
  12. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.
  13. Ерофеев В. Наташа Ростова двадцать первого века: Социал. портрет современной девушки // Огонек. – 2001. – №23. – С.40–44.
  14. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.
  15. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология 1998 №2 (апрель июнь) с. 58-67.
  16. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986.
  17. Захарчук А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист. – 1999. – №2. – С.30–32.
  18. Иконникова С.Н. Социология о молодежи. Л., Знание 1985 с. 31.
  19. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Под. ред. В.С. Мухиной. М., Мысль 1989.
  20. Киприянова Е. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников. // Экспресс-опыт 1999 - №1 (январь-июнь) с. 34-36.
  21. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии 1999 №6 с. 29.
  22. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984 с. 335.
  23. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989.
  24. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 1983.
  25. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 1965.
  26. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144..
  27. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2. – С.50–52.
  28. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. – 2000. – №4. – С.29–37.
  29. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. – М., 2001. – Вып 4, ч.1. – .147–165.
  30. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 1992.
  31. Лисовский В.Т. "Отцы" и "дети": за диалог в отношениях: Социол. публицистика // Социол. исслед. – 2002. – №7. – С.111–116.
  32. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений: Опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодежи // Социол. исслед. – 1998. – №5. – С.98–104.
  33. Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. – 2001. – №16. – С.4.
  34. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности. // Межвузовский сборник научных трудов. «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». Выпуск 1. Саратов, 2004. С. 96-100 (статья).
  35. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» № 6. Ростов-на-Дону, издательство РГПУ, 2006. С. 121 – 132 (статья).
  36. Мамедова Ж.С. Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы. // Психология индивидуальности. Материалы Всероссийской конференции. Москва, 2006. С. 379-382 (тезисы).
  37. Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. М., 1990 с. 180.
  38. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.
  39. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика 1998 №3 (май).
  40. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Нар. образование. – 2000. – №3. – С.117–120.
  41. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социол. исслед. – 2002. – №5. – С.111–114.
  42. Парусникова Ю. Молодежь России: По материалам социол. исслед. // Диалог. – 2000. – №7. – .12-15.
  43. Парыгин Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. М. 1969.
  44. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи. // Социол. исслед. – 1999 – №6. – С.96–99.
  45. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изучение мотивационно-ценностных ориентаций молодежи. // Социс.- 1999 - №6 с. 53.
  46. Поршнев Б.Ф. Функция выбора – основа личности //Проблемы личности: материалы симпозиума.-М.: Педагогика, 1999.-С.344-349.
  47. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. 1976.
  48. Психологические механизмы регуляции поведения. М., Наука 1979.
  49. Психология: Учебник /под ред. А.А. Крылова.-М.: Проспект, 2005.-752с.
  50. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.М., 1976.
  51. Саарнийт Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи. Под. ред. Шороховой Е.В. М., 1987. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., Наука 1979.
  52. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социол. исслед. – 2002. – №5. – С.107–111.
  53. Скриптунова Е.А. О предпочтениях городской молодежи: (Заметки об исследовании) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.105–11.
  54. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.- с. 755.
  55. Социальная психология личности. М., Наука 1979.
  56. Социология молодежи/под ред. Ю.Г. Волкова.-Ростов н/Д.-Феникс, 2001.-570с.
  57. Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1989.- 1750с.
  58. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1987.
  59. Формирование личности старшеклассника. Под. ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1989.
  60. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов // Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С.10-13.
  61. Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1982г.
  62. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений // Социол. исслед. – 2001. – №12. – С.108–115.
  63. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. – 2002. – №2. – С.5–13.
  64. Шаров А.С. формирование ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
  65. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982 с. 108-115.
  66. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975г.
  67. Ядов В.А. Саморегуляция и пргнозирование социального поведения личности.-Л.: Наука, 1979.- 142с.
  68. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.-137с.


Другие похожие работы