Экологическое образования детей старшего возраста на основе интеграции различных видов деятельности ребенка
Дипломная по предмету:
"Экология"
Название работы:
"Экологическое образования детей старшего возраста на основе интеграции различных видов деятельности ребенка"
Автор работы: Юлия
Страниц: 48 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Экологический кризис привел к пониманию того, что решение экологических проблем имеет приоритетный. К сожалению меры технического характера далеко не всегда приводят к успеху.
Ученые и философы пришли к выводу, что если общество не обладает определенным уровнем экологической культуры, то все попытки изменить ситуацию будут безуспешными. Следовательно, первоочередная задача в решении экологических проблем – повышение экологической культуры общества, а один из способов ее достижения - развитие системы экологического образования и воспитания.
Особенно важно закладывать основы экологического образования и культуры еще в детстве – в детском саду, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, позитивное отношение к природе, к окружающему миру.
Дошкольники знакомятся с окружающим миром через эмоционально-чувственное восприятие всего того, с чем сталкиваются в природе.
Однако в современном мире ребенок имеет не так уж много возможностей общения с природой: условия города, загруженность различными занятиями в детском саду не позволяют в достаточной мере общаться с природой. Детский сад, в котором ребенок проводит большую часть своего времени, тоже зачастую не имеет достаточно возможности обеспечить это общение, в связи, с чем необходимо искать любые пути, чтобы восполнить пробел в общении детей с живой природой.
Кроме того, экологическое образование на сегодняшний день не всегда оказывается эффективным и в силу того, что является узконаправленным, т.е. зачастую весь его смысл сводится к формированию теоретических знаний о живой природе, не уделяя должного внимания другим сферам, в частности чувственно-эмоциональной, а также практическим навыкам изучения и охраны окружающей среды.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1 Теоретические основы экологического образования дошкольников ……………………………………………………………... 7
1.1. Экологическое образование, его содержание и компоненты ……. 7
1.2. Возрастные особенности старших дошкольников ……………….. 14
1.3. Интегрированный подход в содержании и методике экологического образования ……………………………………………… 16
Выводы…………………………………………………………………….
24
Глава 2. Повышение эффективности экологического образования дошкольников на основе интеграции различных видов деятельности ... 26
2.1. Проведение и результаты экспериментального исследования ….. 26
2.2. Разработка рекомендаций по реализации интегрированного подхода в экологическом образовании ………………………………….. 34
Выводы ……………………………………………………………………
45
Заключение …………………………………………………………………
46
Библиография ……………………………………………………………… 48
Использованная литература
- Абдрашитова О.Б. Экологическое воспитание дошкольников - основа формирования экологической культуры // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: «Первое сентября», 2010.- 15 с.
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008
- Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997
- Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа, 2003 № 5, с. 64 – 75
- Васильева А.И. Развитие наблюдения у детей старшего дошкольного возраста (На материале ознакомления с природой). Автореф. дис кан. пед. наук. Минск, 1972. - 26 с.
- Васильева Е.А. В центре внимания – экология. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск, 6-7 ноября 2008 г. - Томск, 2008 с. 156 – 157
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. М., 2008.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.
- Гандзюра Л.А. Проблемы экологического образования в Украине. Сборник научных трудов молодых специалистов, преподавателей и аспирантов Первого молодежного экологического конгресса «Северная Пальмира» 24-26 ноября 2009. – СПб: НИЦЭБ РАН, 2010 – с. 29 – 32.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с
- Кабаян Н.В., Кабаян О.С., Левченко В.Г. «Расти умным, здоровым, смелым, умелым и воспитанным». Комплексная авторская программа непрерывного экологического образования в республике Адыгея» - Майкоп, 2006
- Каменева Л.А. «Как знакомить дошкольников с природой» - М., 1983
- Киселёва Л.С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения, М., 2003.
- Клюева Е.А. Окружающая среда и дети: природа как первый учитель и воспитатель. Сборник научных трудов молодых специалистов, преподавателей и аспирантов Первого молодежного экологического конгресса «Северная Пальмира» 24-26 ноября 2009. – СПб: НИЦЭБ РАН, 2010 – с. 63 – 66.
- Кузнецова С.Н. Непрерывность экологического образования и просвещения детей и их родителей. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск, 6-7 ноября 2008 г. - Томск, 2008 с. 89 – 90
- Куликова Г.Н. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. Сборник научных трудов молодых специалистов, преподавателей и аспирантов Первого молодежного экологического конгресса «Северная Пальмира» 24-26 ноября 2009. – СПб: НИЦЭБ РАН, 2010 – с. 66 – 72.
- Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. N8. - с. 49-53.
- Маркович Д.Ж. «Социальная экология», М: Издательство РУДН, 1997
- Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под ред. Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1991 – 240 с.
- Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. – 319 с.
- Моисеев Н.Н. «Расставание с простотой», М: Аграф, 1998
- «МЫ» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др.– СПб: «Детство-пресс», 2001. – 240 с.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М.: Академия, 2005
- Николаева С.Н. Юный эколог.- М.: Мозаика-синтез, 2006
- Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999. С.153-159.
- Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Новая школа. - 1996. – 48 с.
- Огородникова Н.В. Проектная деятельность – достоинства использования технологии и преодоление её недостатков// Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – М., 2005
- Пахомов Ю.Н. «Формирование экочеловека», СПб: Изд-во СПбГУ, 2002
- Петров К.М. «Экология человека и культура», СПб: Химиздат, 1999
- Печчеи А. «Человеческие качества», М: Прогресс, 1985
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000
- Рыжова Н.А. Использование элементов сказки в экологическом образовании детей // Экологическое образование в России: проблемы и практика.- М.: РАО., 1995. - с.84-88.
- Сивенкова О.А. Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск, 6-7 ноября 2008 г. - Томск, 2008 с. 154 – 156
- Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 208 с.
- Снакин В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. – М.: Academia, 2000 – 384 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2005. – 254 с.