Роль методов теоретического этапа познания в создании научных теорий
Реферат по предмету:
"Естествознание"
Название работы:
"Роль методов теоретического этапа познания в создании научных теорий"
Автор работы: Юлия
Страниц: 24 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Методы научного познания весьма многообразны и существенно отличаются друг от друга. Метод всегда зависит от объекта, на изучение которого он направлен. В зависимости от предметной направленности различают физические, химические, биологические, социальные и т.п. методы исследования. «Имея в виду зависимость между исследуемым объектом и методом его изучения, говорят о том, что метод должен соответствовать своему объекту» [8, с. 96].
Методы различаются между собой степенью общности. В этом плане различают частные, общенаучные и всеобщие (философские) методы. Частные методы применимы в узкой области конкретных исследований и тесно связаны с качественной спецификой исследуемых объектов. Например, методы определения модулей растяжения и сдвига для твердых стержней, методы хроматографии в химии.
Общенаучные методы применимы в гораздо более широкой сфере научных исследований. К ним относятся такие как: анализ и синтез, индукция и дедукция и ряд других. Общность этих методов состоит в том, что они выражают некоторые закономерности познавательной деятельности. Одни из них характерны только для эмпирического уровня, другие – для теоретического, но есть и такие (как, например анализ и синтез), которые реализуются на обоих уровнях познания.
В научном познании различают два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое не сводится к чувственному, так как включает логическое осмысление и интерпретацию эмпирических фактов, а теоретическое не ограничивается логическими формами познания, поскольку в теоретическом исследовании используются наглядные модели и вспомогательные чувственные образы. В данной работе рассмотрим более обширно теоретический метод познания.
Содержание работы
Введение 3
1. Научное познание 5
2. Методы создания научной теории 9
3. Теоретические методы познания научной теории 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Использованная литература
- Берков В.Ф. Философия и методология науки: уч. пособие. – М.: ИНФА-М, 2004. – 124 с.
- Глинский Б.А. Методология науки: когнитивный анализ. – М.: ИНФА 2001. – 127 с.
- Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: Центр, 2003. – 196 с.
- Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: ИНФА-М, 2003. – 194 с.
- Карпенков С.X. Концепции современного естествознания. – М.: ИНФА-М, 2004. – 138 с.
- Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. – М.:ИНФА - М 1990. 148 с.
- Мах Э. Познание и заблуждения. Очерки по психологии исследования.
- Харина Ю. А. Философия. / Под общей ред. – Минск: Наука, 2004. – 186 с.
- Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании - М., Тасис, 2003. - 144 с.
- Штоф В.А. Проблемы методологии научного познания. – М.: ИНФА-М, 2004. – 167 с.
- www.km.ru - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия