Типы моделей в естествознании
Реферат по предмету:
"Естествознание"
Название работы:
"Типы моделей в естествознании"
Автор работы: Юлия
Страниц: 29 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Одна из характерных особенностей современного естествознания - его модельный характер, т.е. все объекты, явления и процессы описываются с помощью моделей. В определенном смысле расширение границ естествознания можно представить как построение более подходящих и совершенных моделей природы. Модельный характер естествознания связан и с тем, что значимость того или иного факта можно определить, лишь опираясь на какую-либо модель.
Понятие модели стало пониматься широко лишь в XX в. Вначале модель стала осознаваться как нечто универсальное в научных дисциплинах информационного, кибернетического, системного направлений, а позднее эта идея распространилась на всю науку. При этом понятие абстрактной модели не сводится к математическим моделям, а относится к любым знаниям и представлениям о мире [1].
В данной работе рассмотрены следующие вопросы:
- определение понятия «модель»;
- классификация моделей;
- абстрактные и материальные модели;
- особенности моделей;
- основные типы моделей систем;
- функции моделирования;
- математические модели;
- физические модели.
Целью работы является описание основных типов моделей, которые используются в естествознании. Основной проблемой при написании работы является систематизация и упорядочивание информации.
Метод исследования:
Информационный анализ: поиск и отбор информации по данной теме в научной литературе, в Интернет.
Тема работы является актуальной. Метод моделирования является неотъемлемым и важнейшим элементом не только научного познания, но и всей человеческой деятельности.
Большое значение теория моделей имеет и в мировоззренческом плане, в теории познания, поэтому является очень важным исследовать этот метод.
Метод моделирования является неотъемлемым и важнейшим элементом не только научного познания, но и всей человеческой деятельности.
Исследовательская, инженерная и учебная работа есть непрерывный и всесторонний процесс абстрагирования и конкретизации, создания описательных, объяснительных, предсказующих, преобразовательных моделей - что и составляет основу процесса моделирования. Для настоящего периода характерен процесс создания моделей (преимущественно математических) процессов окружающего мира, человеческого бытия, мыслительной деятельности, которые затем преобразуются в компьютерные модели, используемые не только в науке и технике, но и в нашем быту, например, модели по дизайну квартиры, по финансовому ведению домашнего хозяйства и т.д. Большое значение теория моделей имеет в мировоззренческом плане, в теории познания [2].
Содержание работы
Содержание
Введение.............................................................................................................................3
1. Определение понятия «модель»...............................................................................................5
2. Классификация моделей...........................................................................................................7
3. Абстрактные и материальные модели...................................................................................10
4. Особенности моделей..............................................................................................................13
5. Основные типы моделей систем............................................................................................16
6. Функции моделирования........................................................................................................21
7. Математические модели.........................................................................................................23
7.1. Прямая и обратная задачи математического моделирования..........................................23
8. Физические модели.................................................................................................................25
Заключение...................................................................................................................................27
Список литературы.....................................................................................................................29
Использованная литература
- Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2003
- Гуреев Е.М. Моделирование способ познания структурного аспекта мироздания. //Опыт, проблемы и перспективы дифференциации математического образования// - Самара, 1996.
- Безручко Б. П., Смирнов Д. А. Математическое моделирование и хаотические временные ряды. Саратов: ГосУНЦ "Колледж", 2005.
- Мышкис А. Д., Элементы теории математических моделей. 3-е изд., испр. М.: КомКнига, 2007.
- Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование. Идеи. Методы. Примеры.. 2-е изд., испр.. М.: Физматлит, 2001.
- Штоф В. А. Моделирование и философия - М., Наука, 1966.
- Новик И. Б. О философских вопросах кибернетического моделирования. - М., Знание, 1964.
- Советов Б. Я., Яковлев С. А., Моделирование систем: Учеб. для вузов 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 2001.
- Бакаев В.Н., Васильева Е.Ю., Владимирова Н.В. Основы моделирования систем. Самара, 2006г.
- Хаазе Р. Термодинамика необратимых процессов. М., 1967.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
- Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современого естествознания Учебник для вузов. - М., Агар, 2000.
- Введение в математическое моделирование. Учебное пособие. Под ред. П. В. Трусова. М.: Логос, 2004
- Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, «ЮКЭА», 1997.
- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М., Высшая школа, 2000 г.