вопросы по естествознанию
Контрольная по предмету:
"Естествознание"
Название работы:
"вопросы по естествознанию"
Автор работы: Ирина
Страниц: 24 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
В современную эпоху мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию.
Для этого этапа развития естествознания характерно интенсивное применение научных знаний во всех сферах социальной жизни. Изменяется характер научной деятельности. Он определяется революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства). Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности.
В междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске.
Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.
Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Последние выступают особым состоянием динамики исторического объекта, свообразным срезом, устойчивой стадией его эволюции. Сама же историческая эволюция характеризуется переходом от одной относительно устойчивой системы к другой системе с новой уровневой организацией элементов и самоорганизацией. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени все новые уровни своей организации, причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.
Формирование каждого такого уровня сопровождается прохождением системы через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Деятельность с такими системами требует принципиально новых стратегий. Их преобразование уже не может осуществляться только за счет увеличения энергетического и силового воздействия на систему. Простое силовое давление часто приводит к тому, что система просто-напросто «сбивается» к прежним структурам, потенциально заложенным в определенных уровнях ее организации, но при этом может не возникнуть принципиально новых структур.
В естествознании первыми фундаментальными науками, столкнувшимися с необходимостью учитывать особенности исторически развивающихся систем, были биология, астрономия и науки о Земле. В них сформировались картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объектах (биосфера, Метагалактика, Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов). В последние десятилетия на этот путь вступила физика. Представление об исторической эволюции физических объектов постепенно входит в картину физической реальности, с одной стороны, через развитие современной космологии (идея «Большого взрыва» и становления различных видов физических объектов в процессе исторического развития Метагалактики), а с другой - благодаря разработке идей термодинамики неравновесных процессов и синергетики[3].
Именно идеи эволюции и историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках, которые сплавляют их в целостную картину исторического развития природы и человека и делают лишь относительно самотоятельными фрагмента
2. Три начала термодинамики.
Всякая термодинамическая система в любом состо¬янии обладает внутренней энергией энергией теп¬лового (поступательного, вращательного и колебатель¬ного) движения молекул и потенциальной энергией их взаимодействия. Возможны два способа изменения внутренней энергии термодинамической системы при ее взаимодействии с внешними телами: совершение работы и теплообмен.
Известно, что в процессе превращения энергии действует закон сохранения механической энергии. Поскольку тепловое движение тоже механическое (только не направленное, а хаотическое), то при всех превращениях должен выполняться закон сохранения энергии не только внешних, но и внутренних движе¬ний. Это утверждение составляет основу первого на¬чала термодинамики: количество теплоты , сооб¬щенное телу, идет на увеличение его внутренней энергии и на совершение телом работы , т. е.
.
Из первого начала термодинамики следует важный вывод: невозможен вечный двигатель первого рода, т. е. такой двигатель, который совершал бы работу «из ничего», без внешнего источника энергии. При нали¬чии внешнего источника часть энергии неизбежно переходит в энергию теплового, хаотического движе¬ния молекул, что и является причиной невозможности полного превращения энергии внешнего источника в полезную работу.
Многочисленные опыты показывают, что все теп¬ловые процессы, в отличие от механического движе¬ния, необратимы, т. е. для них обратные процессы, при которых реализуются те же тепловые состояния, но только в обратном направлении, практически невоз¬можны. Другими словами, термодинамические процес¬сы необратимы. Приведем два характерных примера необратимых процессов. Если привести в соприкосно¬вение два тела с различной температурой, то более нагретое тело будет отдавать тепло менее нагретому. Обратный процесс самопроизвольный переход тепла от менее нагретого тела к более нагретому никог¬да не произойдет. Столь же необратимым является и другой процесс расширение газа в пустоту. Газ, находящийся в части сосуда, отделенной от другой части перегородкой, после ее удаления заполняет весь сосуд. Без постороннего вмешательства газ никогда не соберется самопроизвольно той же части сосуда, где он находился первоначально[1].
Всякая предоставленная самой себе система стре¬мится перейти в состояние термодинамического рав¬новесия, в котором тела находятся в состоянии покоя по отношению друг к другу, обладая одинаковыми тем¬пературой и давлением. Равенство температур во всех точках есть условие равновесия двух систем или двух частей одной и той же системы. Это положение называется нулевым началом термодинамики. Дос¬тигнув равновесия, система сама по себе из него не выходит. Значит, все термодинамические процессы, приближ
Все живые существа (как животные, так и расте¬ния) состоят из клеток, образующих ткани различных органов и их систем. Клетка представляет собой эле¬ментарную живую систему, основу строения и жизне¬деятельности всех животных и растений. Она может существовать как самостоятельный организм (про¬стейшие, бактерии), так и в составе многоклеточных организмов. Размеры клеток варьируются в пределах от 0,1 0,25 мкм (некоторые бактерии) до 155 мм (яйцо страуса в скорлупе). Число клеток в организмах различ¬но. Например, тело взрослого человека состоит из 1015 клеток, а число различных видов клеток в нем более 200.
Подобно любому живому организму клетка способ¬на питаться, расти и размножаться, вследствие чего ее можно считать живым организмом. Составные ее части лишены жизненных функций. Клетки, выделен¬ные из различных тканей живых организмов и поме¬щенные в специальную питательную среду, могут расти и размножаться, что широко используется в ис¬следовательских и приклад
Содержание работы
Четвертая научная революция. Проникновение вглубь материи.
Три начала термодинамики.
Современные проблемы цитологии и роль клетки в развитии живого.
Использованная литература
- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2004. 8-е изд., испр. и доп. 640 с.
- Кузнецов С.Л., Мушканбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология. М.: МИА, 2005. 600с.
- Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. Изд-е . Уфа, 2003.