Развитие лексических возможностей детей с общим недоразвитием речи
Дипломная по предмету:
"Медицина"
Название работы:
"Развитие лексических возможностей детей с общим недоразвитием речи"
Автор работы: Балашова Анастасия
Страниц: 92 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Актуальность исследования. Проблема изучения развития лексических возможностей у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (А.В. Брушлинский, А.В. Запорожец, И.В. Дубровина, Г.М. Кучинский, М.И. Лисина, А.М. Матюшкин, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин и мн. др.). Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативных и коммуникативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений (О.П. Гаврилушкина, Е.О. Смирнова, В.С. Мухина, Н.Ю. Борякова, Д.И. Бойков, Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, Т.В. Туманова, У.В. Ульенкова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.).
Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Внимание исследователей было сосредоточено, главным образом, на анализе диалога с точки зрения становления лексических возможностей ребенка. Однако в последнее время взгляд на развитие лексическим возможностям несколько изменился.
Таким образом, вопросы возникновения и развития лексических возможностей рассматривать в русле становления у ребенка различных видов предметно-практической совместности. Проблема развития совместной деятельности детей активно изучается в дошкольной и возрастной психологии (И.В. Маврина, Т.А. Репина, В.В. Рубцов, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский и др.).
Проблема лексических возможностей детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна в специальной психологии и педагогике, особенно в логопедии. Ограниченные возможности дошкольника с ОНР в овладении коммуникативно-речевыми средствами оказывает деструктивное влияние на весь его социальный облик, приводит к возникновению негативных черт характера, неустойчивости к фрустрации, агрессивно-защитным проявлениям.
При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей с ОНР изучена недостаточно
Цель исследования. Научное обоснование и разработка коррекционно-педагогического комплекса, направленного на развитие лексических возможностей у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Объект исследования развитие лексических возможностей дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.
Предмет исследования психолого-педагогические условия развития лексических возможностей дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:
1. Исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы развития лексических возможностей дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.
2. В ходе констатирующего эксперимента изучить состояние и динамику развития лексических возможностей дошкольников с ОНР на логопедических занятиях.
3. Научно обосновать направления, содержание и методические приемы коррекционно-педагогической работы по развитию лексических возможностей дошкольников с ОНР на логопедических занятиях. Разработать коррекционно-педагогический комплекс (КПК). Провести формирующий эксперимент.
Методы исследования: аналитический обзор общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы; изучение медико-педагогической документации; моделирование педагогического процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем. Рассмотрение развития лексических возможностей дошкольников с ОНР на логопедических занятиях имеет значение не только для коррекционной педагогики, но и для дошкольной педагогики и детской психологии. Это позволит создавать продуктивные технологии в разных областях дошкольного образования, гд будут использованы совместные виды деятельности как форма обучения.
Практическая значимость исследования. Разработанный коррекционно-педагогический комплекс служит совершенствованию системы психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Он может быть рекомендован для использования в учреждениях и в семьях, где воспитываются дети с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: применение методик логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи оптимизирует их лексические возможности и согласно предположению автора настоящей работы, более целесообразным является применение компьютерных программ обучения.
Содержание работы
Содержание
Введение....3
Глава 1. Теоретическая база исследования лексических возможностей дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Понятие, сущность и виды общего недоразвития речи у дошкольников6
1.2 Лексические возможности и их развитие у дошкольников..20
1.3 Особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи27
Глава 2. Методика логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи в направлении развития лексических возможностей
2.1 Особенности логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи34
2.2 Применение компьютерных методик при коррекции лексических возможностей детей с общим недоразвитием речи.44
Глава 3. Применение коррекционной методики для развития
лексических возможностей детей с общим недоразвитием речи..53
Заключение..58
Список литературы.62
Приложения.65
Использованная литература
- Бурлакова М.К. Советы логопеда, М., В.Секачёв, 2001
- Волкова Л.С. (редактор), Логопедия. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности дефектология, М., Просвещение, 1989
- Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием. - М., 2001.
- Дьякова В.А. Логопедический массаж, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М., Издательский центр Академия, 2003
- Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1961.
- Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 1999.
- Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М., 1987.
- Краузе Е.Н. Логопедия, Санкт-Петербург, Корона принт, 2002
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 1999.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001.
- Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие упражнения. /№ 4,5, 1996.
- Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М., 2003.
- Логопедия. Методическое наследие. /Под ред. Л.С.Волковой. - Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М., 2003.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у детей. - СПб., 2001.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок, М., Просвещение, 1982
- Малышко А.А. Обучение старших дошкольников с нарушениями речи употреблению синонимов. /№ 6, 2000.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991.
- Миронова С.А. Речь взрослого как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи. /№ 4, 1986.
- Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е.Левиной. - М.,1968.
- Рахимова Ж.Т. Проявление общего недоразвития речи у детей шестилетнего возраста и пути его коррекции в условиях массового обучения. /№ 1, 1988.
- Резниченко Т.С. Раннее обучение чтению детей при различных речевых нарушениях. /№ 4, 1994.
- Савчук Е.Я. Обучение детей с общим недоразвитием речи согласованию слов-признаков с существительными. /№ 4, 2000.
- Селивестров В.И. (редактор) Понятийно-терминологический словарь логопеда, М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997
- Соколова Н.В. Обучение детей с ФФНР и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. /№ 1, 1999.
- Спирова Л.Ф. Некоторые вопросы обучения грамматике и правописанию детей с общим недоразвитием речи.//Специальная школа, 1963, № 4.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2000.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М., Просвещение, 1989
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. /№ 3, 1986, №№ 1, 4, 1987
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М., Просвещение, 1989
- Хрестоматия по логопедии. /Под ред. Л.С.Волковой. В.И.Селиверстова. - М., 1997. - т. 2.
- Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000.