Механизмы восприятия в межгрупповом и личном общении
Реферат по предмету:
"Этика"
Название работы:
"Механизмы восприятия в межгрупповом и личном общении"
Автор работы: Юлия
Страниц: 17 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Общение - это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру.
Общение осуществляется с помощью диалога, цель которого - установление понимания между людьми.
Наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела в условиях рыночной экономики зависит не только от качества производимого товара или услуги, но в не меньшей степени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу.
Именно поэтому сегодня опытный руководитель тратит большую часть рабочего дня не на решение финансовых, технические или организационных проблем, а на решение психологические задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами и начальством.
Идет процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных - процесс восприятия. Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:
• принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;
• принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;
• принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.
1 Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностей и мотивов поведения, уровня притязаний и черт характера.
Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия .
При идентификации значимый другой человек - это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению.
При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним.
Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником.
Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.).
И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия» . Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
При взаимодействии (рефлексии) взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1 Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения 4
2 Эффекты межличностного восприятия 6
2.1 Каузальная атрибуция 6
2.2 Эффект ореола 6
2.3 Эффекты новизны и первичности 7
2.4 Аттракция 8
3 Исследование межличностных отношений в группе 10
Заключение 14
Глоссарий 16
Список использованной литературы 17
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990г.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998г.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983г.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987г.
- Каган М.С. Мир общения. М., 1988г.
- Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. М., 2000г.
- Мирошниченко А. Коммуникации и деловое общение в инновационной сфере / Учебное пособие для студентов. издательство «Книжный мир», 2008г.
- Рих Артур. Хозяйственная этика. М.: Посев, 1996г.
- Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушска. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987г.
- Стефаненко Т. Г. Методы исследования этнических стереотипов// Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологи-ческого исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993г.