Концепт природы и любви в произведениях Джека Лондона
Дипломная по предмету:
"Литература зарубежная"
Название работы:
"Концепт природы и любви в произведениях Джека Лондона"
Автор работы: Юлия
Страниц: 59 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
С тех пор, как появилась художественная литература, писатели часто включали описания природы в свои произведения. Природа была первым, что человек видел вокруг себя. Она присутствовала как фон повествования, помогала читателю представить место событий, его климатические условия. Несомненна значимость образа природы в художественной литературе различных исторических периодов. Разные литературные жанры содержат немного разные по стилю, но подробные и интересные описания природы.
Со временем авторы стали использовать сцены погоды, природы как способ отражения или усиления мыслей и чувств героев произведения. Естественно, что такие приемы требуют большего владения языком и лучшего стиля, поэтому можно выделить определенные лингвистические средства, используемые авторами художественных произведений в описании природы.
Тема человеческих чувств и особенно любви являлась центральной на протяжении всей истории литературы. Любовная коллизия часто оказывается центральным конфликтом, двигателем всего сюжета, более того – даже в советских производственных романах авторы пытались добавить любовную линию, чтобы смягчить повествование, приблизить его к реальности.
Мир человеческих чувств отражается в художественном произведении и непосредственно, прямыми словами автора и героев, и опосредованно – через пейзажные описания. Природа становится не просто фоном действия, она выступает как эмоциональное зеркало героя. По состоянию природы в художественном произведении можно часто понять и эмоциональное состояние главного героя.
Таким образом, объединение описания эмоций и пейзажа в художественном произведении является довольно распространенным и действенным авторским приемом.
Актуальность исследования концепта природы и любви в произведениях Джека Лондона обуславливается следующими причинами:
1) Концептосфера корпуса художественных произведений определенного автора представляет собой идейную основу его творчества, таким образом, выявление специфики отдельных концептов позволяет глубже проникнуть в особенности творчества писателя;
2) Тема природы является главной в творчестве Джека Лондона. Описания природы в его произведениях многочисленны, они связаны с сюжетом, системой персонажей. Следовательно, концепт природы – его содержание и реализация – является центральным в творчестве этого писателя.
Объектом исследования являются произведения Джека Лондона, содержащие описания природы и чувства любви. Предметом исследования являются текстовые фрагменты – описания пейзажей или специфических эмоциональных состояний героев.
Целью данного исследования является характеристика лингвистических средств, применяемых Джеком Лондоном при описании природы и чувства любви.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Охарактеризовать современные теоретические представления о концепте любви и природы и его реализации в текстах художественной литературы;
2) Проанализировать особенности реализации концепта любви и природы в произведениях Джека Лондона на лингвистическом и идейном уровнях;
3) Сделать вывод о содержании и значении концепта любви и природы в творчестве Джека Лондона.
Методологической основой исследования стали представления о языковых концептах, их реализации в художественном произведении, теория языковых картин мира.
Основными методами исследования являются анализ научной литературы и лингвистический анализ текста.
Материалом исследования стали произведения Джека Лондона …
Цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы и водится основной аппарат исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы работы: дается представление о концепте, его национально-культурной специфике и особенностях реализации в художественном произведении.
Во второй главе проводится лингвистический анализ произведений Джека Лондона. В процессе анализа концепт природы и любви рассматривается как на идейно-понятийном уровне, так и на уровне его лексической реализации.
В заключении делаются выводы по результатам исследования.
Научная новизна исследования состоит в уточнении значимости концепта любви и природы в творчестве Джека Лондона, а также в изучении индивидуально-авторской специфики содержания этого концепта.
Практическая значимость исследования связана с формированием описания концепта природы и любви на материале творчества Джека Лондона.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Национальная концептосфера и ее отражение в художественном произведении 6
1.1. Понятие концепта в русле современной лингвокультурологии 6
1.2. Национальная специфика языковой картины мира 14
2.3. Языковые средства реализации концепта природы и любви в художественном произведении 20
Выводы 28
Глава 2. Анализ концепта природы и любви в произведениях Джека Лондона 30
2.1. Идейное содержание концепта природы в романе «The Call of the Wild» 30
2.2. Языковая реализация концепта природы в рассказе «Love of Life» 41
2.3. Противостояние природы и человека в рассказе «To Build a Fire» 46
2.4. Концепт любви в произведениях Джека Лондона 50
Выводы 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Использованная литература
- Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка. Ментальные действия. – М.: Наука, 1993. – С. 3-7.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 576 с.
- Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. – 104 с.
- Белью С. Джек Лондон. – М.: Кристалл, 2001. – 286 с.
- Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. – Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. – 123 с.
- Быков В. Вопрос имени: Джек Лондон // Книжное обозрение. – 1995. – № 28. – С. 16.
- Быков В. По следам волка: Возрождение мечты Джека Лондона // Литературная газета. – 1998. – № 6. – С. 12.
- Быков В.М. Джек Лондон. – М.: МГУ, 1964. – 254 с.
- Быков В.М. По следам Джека Лондона. – М.: Детская , 1983. – 174 с.
- Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М.: Высшая школа, 2004. – 258 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М.: Русский язык, 1980. – 320 с.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с.
- Григорьев В.П. Тропы // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 446-447.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – 400 с.
- Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. – С. 36-44.
- Зусман В.Г. Концепт в культурологическом аспекте // Межкультурная коммуникация. – Нижний Новгород: Деком, 2001. – С. 38-53.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
- Кингман Р. Иллюстрированная жизнь Джека Лондона. – М.: МГУ, 1998. – 368 с.
- Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. – М.: Университет, 1969. – 191 с.
- Красных В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – М.: Гнозис, 2002. – 284 с.
- Кубрякова Е.С. Концепт // Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. – С. 90-93.
- Лунина И.Е. Дж. Лондон: «Писательская философия жизни» (К проблеме эстетических взглядов писателя) // Материалы ежегодной научно-теоретической конференции студентов, аспирантов, преподавателей: Сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – Вып. 1. – С. 67-76.
- Лунина И.Е. Проблема «человек-цивилизация» в позднем творчестве Д. Лондона // Проблемы истории литературы: Межвуз. сб. науч. тр. – М.: Изд-во МГОПУ, 2000. – Вып. 12. – С. 51-59.
- Маслова В.А. Лингвокультурология. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
- Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. – М.: Просвещение, 1976. – 820 с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1976. – 543 c.
- Русская словесность: От теории словесности к структуре текста / под ред. проф. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. – 320 с.
- Соломоник А. Семиотика и лингвистика. – М.: Молодая гвардия, 1995. – 352 с.
- Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с.
- Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. – М.: Просвещения, 1975. – 246 с.
- Стоун И. Моряк в седле. – М.: АСТ, АСТ Москва, 2009. – 384 с.
- Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М.: Прогресс, 2002. – 656 с.
- Телия В.Н. Метафора как модель смысла произведения и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. – М.: Наука, 1988. – С. 13-51.
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2000. – 624 с.
- Урысон Е.В. Языковая картина мира vs обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. – 1998. – № 2. – С. 3-8.
- London J. Love of life // Short stories. – Пермь: Сибирское университетское издательство, 2007. – P. 40-49.
- London J. The Call of the Wild // The Call of the Wild & White Fang. – Wordsworth Editions Limited, 1994. – P. 3-140.
- London J. To Build a Fire // Short stories. – М.: Престо, 2008. – P. 156-160.