Мотивная структура пьесы Брайана Фрила После занавеса
Реферат по предмету:
"Литература зарубежная"
Название работы:
"Мотивная структура пьесы Брайана Фрила После занавеса"
Автор работы: Юлия
Страниц: 18 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Внимание литературоведов к проблемам мотивной организации текста в последние годы становится все более ощутимым. Основной круг вопросов, освещаемых в работах этого ряда, связан с обоснованием конститутивных признаков мотива, его структурных связей с темой, сюжетом, событием, героем; ставятся задачи создания типологии, словаря мотивов. Следует отметить, что на протяжении достаточно долгого времени сохраняется устойчивый интерес к семантическим видоизменениям мотива.
В данной работе будет рассмотрена мотивная структура пьесы Брайана Фрила "После занавеса". Данная пьеса достаточно популярна, в последнее время ее ставят в различных московских и иных театрах.
1.Теоретические основы мотивной организации произведения
Количество работ, посвященных мотиву, в последние годы увеличивается в геометрической прогрессии и практически не поддается учету. Следует отметить: несмотря на серьезность затраченных на разработку понятия «мотив» усилий, оно до сих пор "не устоялось" в своем содержании. Это ведет к тому, что в качестве мотива исследователи выделяют различные явления - мотив 'лица', мотив 'стоять за веру, за отечество'", мотив 'встречи'' и другие. Основания, по которым определяются мотивы, неоднозначны и неравноценны. Единственный конститутивный признак, позволяющий установить мотив как таковой - его повторяемость или семантическая устойчивость в разных произведениях, - оказывается часто недостаточным для подобной операции. Именно поэтому необходимым условием нашей работы стало оформление рабочего аппарата.
Теоретическую базу изучения мотива и мотивной структуры произведения определили труды ученых разных лет, принадлежавших к разным научным направлениям. Мы опирались на работы A.M. Вессловского, В.Я. Проппа, О.М. Фрейденберг, интересные самой постановкой проблемы; следовали за Б. В.Томашевским в понимании мотива как «предметности».
В указателе сюжетов и мотивов С.Томпсона выделяется, например, три класса мотивов: персонажи; элементы, относящиеся к фону действия; единичные события. Путилов Б.Н. предлагает свои основания для классификации мотивов: «Оправдано желание выявить типологию мотивов, упорядочить наши представления об их функциях и возможностях. Наиболее общее деление мотивов на несюжетообразующие, передающие эмоциональные и интеллектуальные реакции персонажей, порождающие движение повествования или описания, передачу переживаний (в лирике). Со стороны функционально-содержательной м.б. выделены внешне статичные: мотивы-экспозиции, мотивы-описания, мотивы-характеристики, мотивы-эпилоги. Более динамичны мотивы-связки, мотивы-переходы, мотивы-диалоги. Наибольшей динамикой отличаются мотивы-события, мотивы-действия, мотивы-поступки»
По Веселовскому, простейший род мотива может быть выражен следующим образом: a + b: злая старуха не любит красавицу - и задает ей опасную для жизни задачу. Каждая часть формулы способна видоизмениться. Особенно подлежит приращению b; задач может быть две, три (любимое народное число) и более; по пути богатыря будет встреча, но их может быть и несколько. Так мотив вырастал в сюжет.
В понимании Веселовского, творческая деятельность фантазии писателя не произвольная игра "живыми картинами" действительной или вымышленной жизни. Писатель мыслит мотивами, а каждый мотив обладает устойчивым набором значений, отчасти заложенных в нем генетически, отчасти явившихся в процессе долгой исторической жизни.
Особую сложность представляет выделение мотивов в литературе последних веков. Разнообразие мотивов, сложная функциональная нагрузка требует особой скрупулезности при их изучении.
Мотив часто рассматривается как категория сравнительно-исторического литературоведения. Выявляются мотивы, имеющие очень древние истоки, ведущие к первобытному сознанию и вместе с тем получившие развитие в условиях высокой цивилизации разных стран. Таковы мотивы блудного сына, гордого царя, договора с дьяволом и т.д.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы мотивной организации произведения………….…..4
2. История жизни создателя пьесы «После занавеса»………………………….9
3. Мотивная структура пьесы «После занавеса»…………………………...….11
Заключение…………………………………………….……………………………16
Список использованной литературы………………………………………………17
Использованная литература
- Б.Фрил. После занавеса. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/1589
- Богатырев П.Г. Функции лейтмотивов в русской былине // П.Г. Богатырев. Вопросы теории народного искусства.- М., 1971.
- Гаспаров Б.М. литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М., 1994.
- Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994.
- Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Новосибирск: Изд-во И ДМ И, 1999.
- Fitzpatrick, Noel Le Sujet et al Les Je (UX) de Discours Dans L'art de Brian Friel, the CNRT, 2008.
- Boltwood, Scott, Brian Friel, Ireland and the North. Cambridge University Press, 2007.
- Corbett, Tony, Brian Friel: decoding language of the tribe. Liffey Press, 2002.
- Pine, Richard, Diviner: The Art of Brian Friel. University College Dublin Press, 1999.
- McGrath, FC, Brian Friel in (post) colonial drama. Syracuse University Press, 1999.
- Pelletier, Martin, Le Theatre de Brian Friel: Histoire et al Histoires. Septentrion, 1997.
- Andrews, Elmer, the art of Brian Friel. St. Martin's, 1995.
- Dantanus, Ulf, Brian Friel: A Study. Faber & Faber, 1989.
- O'Brien, George, Brian Friel. Gill and Macmillan, 1989.
- Maxwell, DES, Brian Friel. Bucknell University Press, 1973.
- Brian Friel in conversation (ed. Paul Delaney). University of Michigan Press, 2000.
- Brian Friel: Essays, diaries, interviews, 1964-1999 (edited by Christopher Murray). Faber & Faber, 1999.
- http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/174
- http://www.vashdosug.ru/theatre/performance/81198/
- http://dsmitry.ru/Brian_Friel