Мефистофель вФаусте Гете и Воланд в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат по предмету:
"Литература зарубежная"
Название работы:
"Мефистофель вФаусте Гете и Воланд в романе Булгакова Мастер и Маргарита"
Автор работы: Юлия
Страниц: 17 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
“Фауст” справедливо признается главным творением поэта и мыслителя. Каждая строчка этого бессмертного творения поражает своей емкостью, неземной красотой и то же время простотой, уместностью, яркой афористичностью. Гёте создавал его практически шесть десятков лет.
О творчестве М. А. Булгакова, в частности, о его романе «Мастер и Маргарита», написано очень много.
Об общих идейных и художественных особенностях романа Булгакова в исследованиях и статьях о нем сказано много. Но, к сожалению, часто дело ограничивается перечислением общих признаков.
Все критики обычно отмечают, что в повествовании романа Булгакова взаимодействуют три круга - фантастический (изображение проделок шайки Воланда), исторический ("роман в романе" о Понтии Пилате) и лирический (описание душевных переживаний Мастера-творца, его трагедии и самоотверженной любви Маргариты).
Всеми исследователями также признается, что при всем стилевом и художественном многообразии роману Булгакова присуща внутренняя цельность и гармоничное взаимодействие картин, особая атмосфера высокой культуры и чистоты русского языка.
Сталкиваясь с дьявольской силой Воланда, безобразное обнажает свое мерзкое существо. Таков смысл ситуаций: Лиходеев - Воланд, Соков - Воланд, Босой - Коровьев. Это уже само по себе заострение, требующее особого мастерства. Назовем это заострение интегральным. Контраст между сущностью и видимостью возрастает.
Дьявольская сущность является своеобразным "прототипным стержнем", на который М.А.Булгаков, формируя образ Воланда, "нанизывал" черты других литературных героев.
Следующий персонаж, послуживший прототипом Воланда - это Мефистофель. А.Зеркалов приводил следующий факт: "Само имя "Воланд" есть чуть переиначенное тайное имя Мефистофеля, которое звучит в трагедии "Фауст" всего один раз".
Связь эта закреплена и эпиграфом к роману "Мастер и Маргарита", сначала выписанным по-немецки: "Ein Teil fon jener Kraft, Die stets das Bose will und stets das Gute schafft", потом переведенным на русский: "... так, кто ж ты, наконец? - Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает добро". Источник эпиграфа М.А.Булгаков указал - Гёте, "Фауст".
Целью работы было проследить историю демонологических образов, чтобы понять, как появился такой интересный и уникальный образ темных сил как Воланд, сравнить с ним дьявольскую силу Мефистофеля.
Содержание работы
Введение 3
1. Воланд, Мефистофель, символика 5
2. Исследование историко-литературных и философско-эстетических источников романов 9
Заключение 16
Список литературы 17
Использованная литература
- Акимов В. М. Свет художника или Михаил Булгаков против Дьяволиады. – Москва: Народное образование , 1995.
- Барков А. О чем говорят парадоксы // Литературное обозрение.- 1991.- № 5.-
- Вулис А.З. Роман М. Булгакова \"Мастер и Маргарита\".- М., 1991
- Галинская И. Л. Загадки известных книг. – Москва: Наука, 1986.
- Гёте И. В. Фауст. / Предисл. Н Вильмонта. Перевод Б. Пастернака.- Москва: Художественная , 1969.
- Горохов П. А. Добро и зло в трагедии В. Гете «Фауст». Опыт философского анализа // Вестник ОГУ 2 `2000
- Зеркалов А.. Евангелие Михаила Булгакова. Опыт исследования ершалаимских глав «Мастера и Маргариты». М., «Текст», 2003.
- Крючков В.П. Воланд как / В.П.Крючков // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11-13 декабря 2003 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина, Г.А.Николаева.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003.– Т. 2.-
- Лакшин В. Роман М. Булгакова \"Мастер и Маргарита.\" // Новый мир. 1968. N 6.
- Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М., 1988