Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> История --> Феномен состязательности в античных полисах Северного Причерноморья по данным эпиграфики эллинистического и римского периодов

Феномен состязательности в античных полисах Северного Причерноморья по данным эпиграфики эллинистического и римского периодов

Москва

Дипломная по предмету:
"История"



Название работы:
"Феномен состязательности в античных полисах Северного Причерноморья по данным эпиграфики эллинистического и римского периодов "




Автор работы: Юлия
Страниц: 78 шт.



Год:2010

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность настоящего исследования основана на том, что на протяжении почти всей истории изучения античности ученые, хотя и признавали за состязательностью важную роль в системе культурных ценностей античной эпохи, но не уделяли этому явлению должного внимания.

Между тем в феномене состязательности, как ни в какой другой сфере деятельности наиболее наглядно реализовывалось стремление человека прославиться, добиться первенства, тот, как писал А.-И. Марру, «агонистический идеал существования», в котором, после блестящих исследований Якоба Буркхардта, принято видеть одну из самых существенных сторон греческой души» . Также необходимо отметить, что феномен состязательности, называемый так же агональной культурой, с учетом исторических процессов, вследствие которых данная культура была вытеснена и снова возродилась только с возвращением Олимпийских Игр, как одного из продуктов агональной культуры, имеет четкие исторические связи и влияние на социальные процессы современного общества, т.к. в настоящее время снова переживающего расцвет агональной культуры. Через состязание древних атлетов агональность в античную эпоху обрела универсальный социальный статус. Парадигма античного агона составляет основу современного олимпизма и спорта в целом.

Изучение феномена состязательности путем анализа публикаций об эпиграфических памятниках культуры позволит попытаться связать определенные археологические свидетельства с тенденциями развития феномена состязательности. Не случайно спортивные реалии и их терминология находили такой большой отклик у греческих и римских авторов, начиная с Гомера и кончая христианскими писателями, сочинения которых содержат многочисленные непосредственные описания спортивных соревнований.

Степень изученности проблемы. Исследование феномена состязательности в античных полисах проходило в первую очередь на основе анализа античного атлетизма. Первым новоевропейским исследованием, затрагивающим атлетическую тематику, стала вышедшая в Венеции в 1575 г. книга Иеронима Меркуриала De arte gymnastica («О гимнастическом искусстве»). Той же традиции следует и сочинение Сабатье Les exercices du corps chez les anciens («Телесные упражнения древних»), которое вышло в Шалоне в 1772 г. Однако, в целом, для XVII – начала XIX столетий характерен слабый интерес к агониальной тематике. К середине XIX в. ситуация изменяется. Причиной тому – подъем олимпийского движения, главным результатом которого стало возобновление в 1896 г. Олимпийских игр. В XIX-XX вв. появляется целая серия уже признанных классическими работ о древнегреческом спорте. Одним из общих недостатков всей новоевропейской литературы о состязаниях в древности является не вполне осознанная тенденция модернизировать историю, в основе которой лежит убеждение, что в античности все обстояло более или менее так, как сейчас. Такой подход вполне уместен (правда, не без оговорок), когда речь идет, к примеру, о «физической» составляющей греческих единоборств, о применяемых атлетами ударах, бросках и т.п. Другое дело – духовная атмосфера той отдаленной от нас эпохи, которую в значительной степени отображает эпиграфика.

Вместе с тем, в современной науке существуют значительно менее изученные стороны агонистики. Первым концепцию агональности как специфически эллинской черты стал разрабатывать в 80-х годах XIX в. Якоб Буркхардт. Его большой труд первоначально получил известность в форме лекций и лишь после смерти ученого был полностью опубликован под названием «История греческой культуры» .

Содержание работы

Оглавление

Введение 3

Глава I. Феномен состязательности в историческом развитии агональной культуры 8

§ 1. Семантика и метафизический смысл понятий «агон» и «агония» 8

§ 2. Историческая, содержательная и культурная характеристика понятий «агон» и «агония» 20

§ 3. Исчезновение принципа состязательности в столкновении христианской и агональной культур в культуре античности в целом и полисов Северного Причерноморья в частности 33

Глава II. Проявления феномена состязательности в агональной культуре полисов Северного Причерноморья по данным эпиграфики эллинистического и римского периодов 40

§ 1. Феномен Боспорского государства по данным эпиграфики и нумизматики эллинистического и римского периодов 40

§ 2. Особенности проявления феномена состязательности в агональной культуре полисов Северного Причерноморья по данным погребальной эпиграфики эллинистического и римского периодов 56

Заключение 68

Список литературы и источников 70

Использованная литература

  1. и источников
  2. Источники
  3. Аристотель. Никомахова этика. Политика. Поэтика // Сочинения: В 4-х т.-Т.4 / Пер. А.И.Доватура. – М.: Наука, 1983
  4. Жебелев С.А. Источники для изучения истории античной культуры Северного Причерноморья // Античные города Северного Причерноморья. – М.:Наука, 1955
  5. Корпус боспорских надписей / Ред. Струве В.В. – М.-Л., 1965.
  6. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий / Под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1999
  7. Платон. Федон // Платон. Диалоги / Пер. В.Н.Карпова. Ред. Р.В.Светлова, .Л.Селиверстова. – Спб., 2000
  8. Агон. Античная культура. , театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник. М.,1995
  9. Андреев Ю.В. Апология язычества, или О религиозности древних греков // Вестник древней истории. 1998. № 1
  10. Андреев Ю.В. Греки и варвары в Северном Причерноморье // ВДИ. -1996. – №1
  11. Античные города северного Причерноморья. – М.:Л, 1955
  12. Античные государства Северного Причерноморья. – М., 1984
  13. Блаватская Т.В. Надпись Агафа из Фанагории. Вестник древней истории. - 1948. - № 4.
  14. Бондаренко М.Е. Пантеон Херсонеса Таврического. М., 2003
  15. Бордмэн Дж. Проблемы и перспективы в истории и археологии колонизации Причерноморья до II в. до н.э.// ВДИ. – 1994. – № 2
  16. Брашинский И.Б. Афины и Северное Причерноморье в VI–II вв. до н. э. М., 1963.
  17. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981
  18. Васильев А.Н. Проблемы политической истории Боспора V-IV вв. до н. э. в отечественной историографии. Автореф. дисс.. .канд. ист. наук. – Л., 1985
  19. Виноградов Ю.А. Феномен Боспорского государства в отечественной литературе // Stratum plus. №3, 2000 // http://stratum.ant.md
  20. Виноградов Ю.А., Рогов Е.Я. Некоторые закономерности становления и развития греческих государств в Северном Причерноморье. – СПб., Кишинев, 1997
  21. Виноградов Ю.Г. Полис в Северном Причерноморье // Античная Греция. Т1. – М., 1983
  22. Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса. М., 1989
  23. Винокуров Н.И. Археологические памятники урочища Артезиан в Крымском Приазовье. М., 1998
  24. Гайдукевич В.Ф. Мирмекийские зольники-эсхары // Краткие сообщения института археологии. 1965. Вып. 103
  25. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. Об одном механизме культурной памяти. – М.: РГГУ, 1999
  26. Гаспаров М.Л. Путешествие по культурной карте древней Греции. - М.: Фортуна, 2004
  27. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984
  28. Денисова В.И. Коропластика Боспора. Л., 1981
  29. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М, 2003
  30. Емец И.А. Греко-варварские религиозные взаимовлияния на Боспоре Киммерийском. М., 2002
  31. Ершов В.А. Агональность как метод философии хозяйства // Философия хозяйства, 2007, №1
  32. Завойкин А.А. Керамические вотивы из святилища «Береговой 4» // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Сборник научных материалов IV Боспорских чтений. Керчь, 2003
  33. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н. э. Л.,1985
  34. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н. э. Л., 1985
  35. Зинько В. Н. Хора городов европейского побережья Боспора Киммерийского// БИ. Вып. ХV. – Симферополь. – Керчь, 2007
  36. Зубарев В.Г. Некоторые особенности сакральной жизни населения сельской территории Европейского Боспора в первых веках нашей эры // Древности Боспора. М., 2003. Т. 6
  37. Зубарев В.Г. Сакральный комплекс позднеантичного времени с городища «Белинское» // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Материалы IV Боспорских чтений. Керчь, 2003
  38. Зубарев В.Г., Крайнева А.А. Сакральные объекты в застройке северного квартала городища «Белинское» // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Οικος. Сборник материалов конференции VII Боспорские Чтения. Керчь, 2006.
  39. Зубарь В.М. Боги и герои античного Херсонеса. Киев, 2005
  40. Зубарь В.М. Буйских А.В., Кравченко Э.А. и др. Херсонес Таврический в третьей четверти VI–середине I вв. до н.э. Очерки истории и культуры. Киев, 2005
  41. Иванова А.П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. - Л., 1953
  42. Иллариошкина Е.Н. Боги и герои греческих мифов в боспорской гипсопластике // Боспор Киммерийский. На перекрестье греческого и варварского миров (античность – средневековье). – Керчь, 2000
  43. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т.I. Перевод с немецкого А. И. Любжина- М., 2001
  44. Калашникова Н.К. Агональные основы культуры донского казачества. Дис. … канд. философ. наук. - Ростов н/Д, 2005
  45. Карышковский П.О., Клейман И.Б. Древний город Тира. Киев, 1985
  46. Кессиди Ф. К проблеме «греческого чуда». Культурология. Ростов-на-Дону, 1995
  47. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972
  48. Кобылина М.И. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М., 1961
  49. Коровина А.К. Гермонасса. Античный город на Таманском полуострове. М., 2002
  50. Коровина А.К. Раскопки некрополя Тирамбы (1966 – 1970) // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. - Вып. 8. - М., 1987
  51. Кошеленко Г. А. Об одном свидетельстве Диодора о ранней истории Боспорского царства // Древнейшие государства Восточной Европы. – М, 1999
  52. Кузина Н.В. Культ Диониса и варварское население Северного Причерноморья // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Вып. 2 (6). – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006
  53. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998
  54. Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло) // Вопросы философии, 1992, №2
  55. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1957
  56. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963
  57. Лосев А. Ф. Классическая калокагатия и ее типы// Вопросы эс-тетики. Вып. 3. -М., 1960
  58. Марченко К.К. Основные аспекты и результаты изучения греко-варварских контактов и взаимодействий в Северном Причерноморье скифской эпохи // Stratum plus. 3. – СПб.-Кишинев-Одесса, 1999
  59. Масленников А.А. Античное святилище на Меотиде. М., Тула, 2006
  60. Масленников А.А. Население Боспорского государства в VI-II вв до н.э. – М., 1981
  61. Масленников А.А. Эллинская хора на краю Ойкумены. – М., 1998
  62. Молева Н.В. Некоторые итоги археологических исследований Китейского святилища // Боспорский феномен: греческая культура на периферии античного мира. Материалы международной конференции. СПб., 1999
  63. Ницше Ф. Гомеровское состязание // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. - М.: REFL-book, 1994
  64. Пальцева Л.А. Материалы по истории Причерноморья в античную эпоху. Часть I: Исократ и Эсхин // Центр Антиковедения СПбГУ//http://www.centant.pu.ru/index.html
  65. Петрова Э.Б. Культы Феодосии // Боспор Киммерийский: На перекрестье греческого и варварского миров. Материалы I Боспорских чтений. Керчь, 2000
  66. Петрова Э.Б. О культах античной Феодосии // Боспорские исследования. Симферополь, 2001. Вып. I
  67. Рекутина Н.В. Древнегреческое понимание значения победы на Олимпийских играх / Рекутина Н.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 4
  68. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991
  69. Ромашко С.А.Смертельные игры: агон и агония // Логический анализ языка: концептуальные поля игры. Под ред. Арутюнова H. Д. – М.: Индрик, 2006
  70. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. – Петроград: Огни, 1918
  71. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. – Спб., 1914
  72. Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. – М., 1925
  73. Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев, 2005
  74. Русяева А.С. Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья (VI–I вв. до н.э.). Киев, 1982.
  75. Русяева А.С. Земледельческие культы Ольвии догетского времени. Киев, 1979.
  76. Русяева А.С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992.
  77. Русяева А.С., Зубарь В.М. Боспор Киммерийский: история и культура. – Николаев, 1998.
  78. Сапрыкин С.Ю. Культ Деметры в Боспорском царстве в VI-IV вв. до н.э.: (К вопросу о содержании обрядов земледельческих богинь на Боспоре) // Из истории античного общества. – Горький, 1983
  79. Сапрыкин С.Ю. Международный симпозиум «Греческие города, местные общества и мировые империи в северопонтийском регионе// ВДИ. – 2003. – №2
  80. Сударев Н.И. Культ Аполлона Врача на Боспоре и некоторые вопросы греческой колонизации // ДБ - № 2. – М., 1999
  81. Семёнов–Зусер С.А. Физическая культура и зрелища в древнегреческих колониях Северного Причерноморья. Харьков, 1940
  82. Соломоник Э.И. Граффити античного Херсонеса. Киев, 1978
  83. Соломоник Э.И. Граффити с хоры Херсонеса. Киев, 1984
  84. Соломоник Э.И. Каменная летопись Херсонеса. Греческие лапидарные надписи античного времени. Симферополь, 1990
  85. Соломоник Э.И. Новые эпиграфические памятники Херсонеса. Лапидарные надписи. Киев, 1973
  86. Суриков И.Е. Архаическая и классическая Греция: проблемы истории и источниковедения. М., 2007
  87. Татаркевич В. Античная эстетика. - М., 1977
  88. Толстиков В.П. Пантикапей – столица Боспора // Очерки археологии и истории Боспора. М., 1992
  89. Толстой И.И. Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. М.-Л., 1953
  90. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976
  91. Тохтасьев С.Р. Апатур. История боспорского святилища Афродиты Урании // ВДИ – М., 1986. - № 2
  92. Тункина И. В. Русская наука о классических древностях Юга России – СПб., 2002
  93. Фомина Т.А. Дионисийская символика на вазах керченского стиля (пелики) // Жизнь мифа в античности (Випперовские чтения - 1985) – М., 1988
  94. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессанса. – М.: Смарт, 2010
  95. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992
  96. Худяк М.М. Из истории Нимфея VI–III вв. до н.э. Л., 1962
  97. Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII–IV вв. до н.э.). СПб., 2007.
  98. Шелов-Коведяев Ф.В. История Боспора в VI- IV вв. до н.э.// Древнейшие государства на территории СССР. – М., 1985
  99. Юнгер Ф.Г. Греческие мифы. СПб.: «Владимир Даль», 2006
  100. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). - М., 1998
  101. Bilinski.B. Ancient Greek Agones -Between Within the Supremacy of Body and the Fascination for Intellect // Almanack 1994, Polish Olympic Committee, Polish Olympic Academy
  102. Burckhardt J. Griechische Kulturgeschichte, 4 Bd., 1898-1902, Berlin-Stuttgart
  103. Latyschev V. Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae. - Petropoli, 1916. Vol. I, ed. 2. №186, 418, 436, 437; 2, №439-441; 3, № 210, 211
  104. Nietzsche F. Homer als Wettkampfer. – In F. Nietzsche Werke, 1896, Bd. 9, Leipzig


Другие похожие работы