Русское искусство 17 18 века
Курсовая по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"Русское искусство 17 18 века"
Автор работы: Юлия
Страниц: 47 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования обусловлена, тем что 17-18 век – сложный, бурный и противоречивый период в истории России. Современники недаром называли его «бунташным временем». Развитие социально-экономических отношений привело к необычайно сильному росту классовых противоречий, взрывов классовой борьбы, кульминацией которой явились крестьянские войны Ивана Болотникова и Степана Разина. Эволюционные процессы, происходившие в общественном и государственном строе, ломка традиционного мировоззрения, сильно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» – наукам, а также накопление разнообразных знаний отразились на характере культуры XVII в. Искусство этого столетия, особенно второй его половины, отличается небывалым разнообразием форм, обилием сюжетов, порой совершенно новых, и оригинальностью их трактовки.
В это время постепенно рушатся иконографические каноны, достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей и нарядной полихромии в архитектуре, становящейся все более «светской». Происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества, приобретшего невиданный размах.
В 17 в. необычайно расширяются культурные связи России с Западной Европой, а также с украинскими и белорусскими землями (особенно после воссоединения с Русью левобережной Украины и части Белоруссии). Украинские и белорусские художники, мастера монументально-декоративной резьбы и «ценинной хитрости» (многоцветных поливных изразцов) оставили свой след в русском искусстве.
Многими своими лучшими и характерными чертами, своим «обмирщением» искусство 17 в. было обязано широким слоям посадских людей и крестьянства, наложивших отпечаток своих вкусов, своего видения мира и понимания красоты на всю культуру столетия. Искусство 17018 вв. достаточно четко отличается как от искусства предшествующих эпох, так и от художественного творчества нового времени. Вместе с тем оно закономерно завершает историю древнерусского искусства и открывает пути грядущему, в котором в значительной мере реализуется то, что было заложено в исканиях и замыслах, в творческих мечтах мастеров 17-18 вв.
Таким образом, целью нашего исследования является анализ русского искусства 17-18 века.
Исходя из цели, вытекает ряд задач:
- Анализ каменного зодчества;
Анализ деревянного зодчества ;
- Анализ живописи.
Объектом исследования выступает русское искусство 17-18 века века. Предметом являтся процесс развития русского искусства в 17-18 веке.
Содержание работы
Введение 3
1. Теоретический обзор развития русского искусства 17-18 века 5
2. Анализ основных направлений русского искусства 12
2.1. Анализ каменного зодчества 12
2.2. Анализ деревянного зодчества 25
2.3. Анализ живописи 17 века 29
2.4. Анализ графики и прикладного искусства 17 века 41
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Использованная литература
- Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV -- ХЧП вв. М., 1966.
- Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. М., 1980.
- Иоаннисян О.М. Основные этапы развития галицкого зодчества // Древнерусское искусство. Художественная культура Х -- первой половины XIII в. М., 1988. С. 41-58.
- Иоаннисян О.М. К истории польско-русских архитектурных связей в конце XI -- начала ХШ в. // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С. 206 -- 230.
- Иоаннисян О.М. Романские истоки зодчества Владимиро-Суздальской Руси времени Андрея Боголюбского // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. М., 2005. С. 31 -- 70.
- Kaprep М.К. Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города. Памятники киевского зодчества Х -- ХШ веков. М.-Л., 1961. Т. 2.
- Комеч А.И. Архитектура Владимира 1150 -- 1180-х гг. Художественная природа и генезис "русской романики" // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002. С.231 -- 254.
- Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х -- начала XII веков. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987.
- Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII -- начала XVI в. М., 1993.
- Комеч А.И. Композиция фасадов новгородских церквей XII -- ХШ вв. // Древнерусское искусство. Художественная культура Х -- первой половины XIII века. М., 1988. С. 101-111.
- Комеч А.И. Церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде: Соотношение канона и творчества // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: Искусство и культура. Посвящается 100-летию В.Н. Лазарева. СПб., 2002. С. 230 -- 244.
- Огнев Б.А. Некоторые проблемы раннемосковского зодчества // Архитектурное наследство, № 12. М., 1960.
- Огнев Б.А. Успенский собор в Звенигороде на Городке // Материалы и исследования по археологии СССР, № 44. М., 1955.
- Подъяпольский С.С. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279.
- Подъяпольский С.С. К вопросу о своеобразии архитектуры московского Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля. М., 1985. С. 24 -- 51.
- Подъяпольский С.С. Московский Кремлевский дворец в XVI в. по данным письменных источников. Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: ХV1 век. М., 2003. С. 99-119.
- Подъяпольский С.С. О деятельности Алевиза Нового в России // Древнерусское искусство. Проблемы атрибуции. М., 1993. С.170 -- 193.
- Подъяпольский С.С., Евдокимов Г.С., Рузаева Е.И., Яганов А.В., Яковлев Д.Е. Московский Кремлевский дворец в XVI в. по данным письменных источников // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003. С. 51-98.
- Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.
- Раппопорт П.А. Русская архитектура Х -- ХШ вв. Каталог памятников. Л., 1982
- Седов Вл.В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII в. во взаимосвязи с романо-готической традицией // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 393-412.
- Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.
- Лазарев В.Н. Михайловские мозаики. М., 1966.
- Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.
- Лазарев В.Н. Русская живопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
- Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.
- Лифшиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV -- XV веков. М., 1987
- Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII--начало XV века. Становление местной художественной традиции. М., 2004.
- Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI -- первая четверть XII в. СПб., 2004.
- Мясоедов В.К. Фрески Спаса-Нередицы. Пг., 1925.
- Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971.
- Маясова Н.А. Древнерусское лицевое шитье. Каталог. Государственный историко-культурный музей заповедник "Московский Кремль". М., 2004.
- Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.
- Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня. XI -- ХV вв. (Археология СССР. Свод археологических источников. Е1 -- 60). М., 1983.
- Новаковская-Бухман С.М. Царь Давид в рельефах Дмитриевского собора во Владимире // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: Искусство и культура. Посвящается столетию В.Н. Лазарева. СПб., 2002. С.172 -- 186.
- Рындина А.В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV -- ХУ веков. М., 1978.