Групповой портрет в нидерландском искусстве
Дипломная по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"Групповой портрет в нидерландском искусстве"
Автор работы: Наталья
Страниц: 66 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Когда мы говорим о живописи групповых портретов, мы имеем ввиду существенный и самый типичный раздел этого жанра корпоративный портрет. Объект изображения в нем коллективы, в которых личность объединяется с общими интересами.
Групповой портрет появляется и развивается в XVI и XVII веках в Голландии как своеобразный признак ее экономического и культурного роста. Этот жанр доразвивает тенденцию, утверждающую человеческую личность. Чувство гражданской добродетели и народополезности, проявляющиеся у бюргера голландца есть новшество того времени.
Особенности голландского портрета становятся еще яснее при сравнении с эпизодами, появляющимися в других европейских странах. Первые попытки изобразить групповой портрет наблюдаются у Рафаэля «Папа Лев Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (1518 г., Флоренция, алерея Уффици) и Тициана «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнензе» (1546, Неаполь, музей Каподимонте,). Персонажи не свободны от регламентирующего отношения строгого католического канона, изображение Папы доминирует в композиции.
В Голландии было по-другому в силу иных социальных условий: наличие буржуазных корпораций, которые существовали только в Голландии, создают прочную основу для развития группового портрета. В то время как в других европейских странах на стенах и больших картинах изображаются религиозные и мифологические сюжеты, в Голландии украшаются общественные здания различных объединений, которые заказывают огромные портреты в свои праздничные залы. Эти залы и конкретно стены определяют размеры портрета и влияют на формирование композиционной структуры.
Корпорации стимулируют развитие жанра группового портрета. существует много видов корпораций, вот только малая часть их названий: стрелковые, хирургические, разнообразные торговые, благотворительные объединения, которыми руководят регенты.
Стрелковые корпорации это добровольные объединения, которые сами закупают оружие и форму для корпораций. Она состоит из богатых граждан, для которых членство в подобной корпорации вопрос чести. Своими патриотическими настроениями стрелки играют прогрессивную роль в голландской истории. В определенный момент они даже участвуют в военных действиях при осаде Испанией города Гарлема.
Хирургические имеют своих лидеров, хирургов-прозекторов, которые читают общественные лекции. Лекции сопровождаются демонстрацией скелетов, нередко расчленением тела казненного преступника.
Регенты, исполняющие благотворительные миссии, следят за соблюдением порядка и законов в соответствии своей корпорации. Избираются члены из среды самых почитаемых граждан.
В целом групповые портреты делятся на три вида: «Стрелки», «Анатомии», «Регенты». Портреты передают художественные образы тогдашней реальной жизни, образы, которые показывают прогрессивные общественные слои того времени. И несмотря на то, что в раннем буржуазном обществе было много противоречий, характерные для предыдущего строя, эти картины, типичные и показательные для своей эпохи, близки и нашим современникам. Их объединяет не устаревающие идеи освобождения от человеческого рабства, строгой религиозной догматики, гражданского духа, связанные с чувством коллегиальной солидарности и осознанием корпоративной принадлежности, с активной гражданской позицией и патриотизмом. Групповой портрет дает нам представление не только о подъеме Голландии, но и о ее стагнации в 70-ые года XVII века голландское общество загнивает и попадает в плен чужой моды. Реализм заменяется академизмом чужеземных французских образцов.
Для нас групповой портрет, который следует закономерностям эпохи, имеет большое историко-познавательное значение. Обычно заказчики ставили условия в договорах о месте и расположении каждого портретируемого; творцы, следуя традициям и заказам, тем не менее, обогащали жанр своими собственными открытиями.
Цель работы показать композиционные разновидности групповых портретов и их развитие от начала XVI до конца XVII веков. Основные принципы характерные для композиции групповых портретов: координация и субординация . При координации ни один из персонажей не доминирует над другими, то есть в коллективе существует равноправие. Этот принцип типичен для портретов «Регентов», так же для гарлемских «Стрелков». При субординации лицо или группа лиц занимает в композиции лидирующее место и подчиняет остальных персонажей себе. Этот тип характерен для «Анатомий», потому что все внимание на картине отдано лектору и его демонстрации. В амстердамских «Стрелках» группы состоят обыкновенно из рядовых стрелков с двумя командирами.
В картинах существует два единства: внутреннее (между персонажами в картине) и внешнее (между частью персонажей и зрителем). Так же в портретах большую роль играет цвет и взаимодействие цвета и «света». Как цвет, так и «свет» - носители определенного психологического настроения.
Работа построена по хронологическому принципу, который помогает проследить эволюцию портрета на протяжении двух веков. Произведения описываются как в хронологическом порядке, так и по принадлежности к одной группе. Особое внимание в работе уделяется двум школам: Франса Хальса в Гарлеме (III глава, 1 раздел) и Рембрандта Харменса ван Рейна в Амстердаме (III глава, 2 раздел). Истоки жанра указаны в первой главе, развитие во второй. Основные выводы показаны в заключении.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................
I ГЛАВА: НИДЕРЛАНДСКИЙ ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ XVI ВЕКА
1.1 Общие тенденции развития Нидерландского портретного искусства
1.2 Портреты «Стрелковых гильдий»
1.3 Зарождение вида группового портрета «Регентов»
II ГЛАВА: ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ ГОЛЛАНДИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
2.1 Общие тенденции развития голландского портрета XVII века
2.2 «Анатомии» в голландском искусстве
2.3 Портреты «Регентов» и «Регентш»
2.4 Портреты «Стрелковых гильдий»
III ГЛАВА: ГРУППОВЫЕ ПОРТРЕТЫ ФРАНСА ХАЛЬСА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
3.1 Портреты «Стрелковых гильдий»
3.2 Портреты «Регентов» и «Регентш»
IV ГЛАВА: ГРУППОВЫЕ ПОРТРЕТЫ РЕМБРАНДТА ХАРМЕНСА ВАН РЕЙНА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
4.1 «Ночной дозор»
4.2 «Анатомии».
4.3 Портреты «Регентов» и «Регентш» стр. 57-60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Использованная литература
- БИБЛИОГРАФИЯ
- Нидерландский портрет XVI века.
- Гершезон Чегодаева Н.Н. Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы, М., «Искусство», 1972.
- Любимов Л. Великая живопись Нидерландов, М., 1963.
- Никулин Н.Н. Искусство Нидерландов XV-XVI веков. Эрмитаж, Ленинградское отделение «Искусство», 1984.
- Фехнер Е.Ю. Нидерландская живопись XVI века, Л., издательство «Гос. Эрмитажа», 1949.
- Bauman, Guy Early Flemish portraits 1425-1525, New York, «The Metropolitan museum of art», 1986.
- Голландский портрет XVII века.
- Виппер Б. Становление Реализма в Голландской живописи XVII века, М., «Искусство», 1957.
- Виппер Б. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640-1670), М., «Искусство», 1962.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, выпуск II, М., «Искусство», 1989.
- Кузнецов Ю.И. Голландская живопись XV|I- XVII веков в Эрмитаже, Л., «Искусство», 1984.
- Лифшиц Н., Каганэ Л., Приименко Н., Искусство XVII века. Исторический очерк, М., «Искусство», 1964.
- Паппе А.М., Голландский портрет XVII века, Л., «Комитет популяризации художественных изданий при российской академии истории материальной культуры», 1926.
- Ротенберг Е. Искусство Голландии XVII века, М., «Искусство», 1971.
- Тартаковская Е. Очерк голландской живописи XVII века, Л., Издательство ленинградского областного союза советских художников, 1935.
- Alpers Svetlana The art of describing: Dutch Art in the XVII century, Chicago, «The University of Chicago Press», 1984.
- Bob Haak The Golden Age. Dutch Art in the XVII сentury, New York, Harry N. Abrams, Inc., Publishers, 1984.
- Франс Хальс.
- Гренберг И., Фейнберг Л.Е., Секреты живописи старых мастеров, М., «Изобразительное искусство», 1989.
- Вольская В. Франс Хальс, М.-Л., «Искусство», 1937.
- Лазарев В.Н. Старые европейские мастера, М., «Искусство», 1974.
- Ройтенберг О.С. Гальс. (Голландский живописец XVII века), М., «Искусство», 1957.
- Сененко М.С. Франс Хальс. Монографический очерк, М., «Искусство», 1965.
- Художественная галерея. Франс Хальс (периодическое издание), М., № 62, 2005.
- Якимович А. Новая история искусств. Искусство и культура XVII-XVIII веков, С-Пб, «Азбука-классика», 2004.
- Рембрандт Харменс ван Рейн.
- Андроникова М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма, М., «Искусство», 1980.
- Бокемюль М. Рембрандт, М., «Taschen/ Арт-родник», 2003.
- Виппер Б. Некоторые проблемы раннего творчества Рембрандта, М., «Искусство», 1956.
- Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта, М., «Искусств», 1975.
- Маннеринг Дуглас Жизнь и творчество Рембрандта, М., «Лабиринт-К», 1997.
- Charles L. Mee, Jr. Rembrandts Portraits. A biography, New York, «Simon and Schuster», 1988.