Казахстанское законодательство СМИ в сравнении с требованиями международных актов
Курсовая по предмету:
"Журналистика"
Название работы:
"Казахстанское законодательство СМИ в сравнении с требованиями международных актов"
Автор работы: Мальдина Юлия Сергеевна
Страниц: 30 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Вопрос о необходимости принятия нового Закона «О СМИ» в Казахстане впервые поднял 20 февраля 2004 года на пресс-брифинге государственный секретарь РК Имангали Тасмагамбетов. С указанного времени начались разработки проектов по внесению поправок в закон, принятый в 1999 году.
В 2004 году Конгресс журналистов Казахстана представил потенциальный закон. Законопроект состоял из 38 статей, рассредоточенных в 11 главах.
Тщательный анализ проекта закона позволяет придти к выводу, что его редакция значительно улучшена авторами и оставляет меньше причин для беспокойства в отношении профессиональной деятельности журналистов и СМИ в целом. Достигнутый авторами прогресс красноречиво подтверждает положительное восприятие ими роли средств массовой информации в посттоталитарном обществе в целом и важности законных гарантий для журналиста.
Однако остались неполными или противоречивыми гражданско-правовые аспекты вопросов права собственности в отношении СМИ. Вопрос допустимости коммерциализации деятельности СМИ, как усматривается из текста, является деликатным, и, вероятно, требуется политическая воля для его решения. Но принятие такого решения неизбежно с учетом тенденций в развивающемся мире, где стимулом прогресса и развития являются рыночные процессы и конкуренция.
Некоторые положения законопроекта чрезмерно лояльны в смысле предоставления журналистам привилегий. Этого не стоит делать, если ценность свободной независимой прессы воспринята обществом. В демократическом обществе журналисты не могут и не должны иметь особых прав.
Кроме этого, отдельные нововведения проекта декларативны и не просчитаны с точки зрения возможных последствий при их реализации. Прежде всего, это касается понятийного аппарата. Проектом предлагалось введение дефиниций “сетевое средство массовой информации”, “цифровое многопрограммное эфирное вещание”. Однако далее в проекте не предусматривались какие-либо правовые нормы, отражающие их специфику.
Также проектом вводилось понятие “источник информации”.
Согласно подпункту 12) пункта 1 проекта журналист имеет право на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда. Данные нормы присутствует и в действующем законе.
В последних рекомендациях ОБСЕ было изложено, что раскрытие источника информации на любом основании нарушает минимальные стандарты, установленные судами по правам человека, согласно которым суд может раскрыть источник информации в качестве крайней меры - только при расследовании тяжкого преступления.
В связи с этим принято решение об изменении данной нормы в действующем законе путем установления ссылки на уголовно-процессуальное законодательство.
Нормы по регулированию сегмента телерадиовещания, предложенные законопроектом, содержат детализированные предписания, что не свойственно предмету регулирования законопроекта. То есть Закон должен регулировать общественные отношения в сфере СМИ, тогда как телерадиовещание предполагает нормы регулирующие, прежде всего, вещательную деятельность.
Также можно отметить предлагаемое проектом увеличение количества организаций, которые обеспечиваются обязательными экземплярами печатных изданий, совершенствование процедуры хранения записей телевизионных и радиопередач.
С 31 января 2012 года вступили в действие изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам интеллектуальной собственности. Поправки затронули и Закон РК «О средствах массовой информации», куда также были внесены изменения и дополнения.
Невыполнение редакций СМИ новых требований законодательства по соблюдению авторских и смежных прав в сети Интернет может повлечь за собой приостановление деятельности СМИ.
Перечень оснований, по которым можно приостановить деятельность СМИ (пункт 3 ст. 13 Закона РК «О СМИ») пополнился новым пунктом. Теперь факты нарушения авторских и смежных прав в сети Интернет могут стать основаниями для вынесения решения о приостановлении деятельности СМИ. Редакции СМИ могут нарушать авторские и смежные права в сети интернет размещением на сайтах газет, телеканалов, радиостанций, новостных порталах, сайтах информационных агентств объектов авторского и смежного прав без разрешения правообладателей в электронном формате в открытом доступе и предоставление возможности для пользователей для скачивания, копирования и тому подобных действий, которые можно охарактеризировать как незаконное воспроизведение, копирование и распространение.
Содержание работы
Содержание
Введение……………………………….…………………………………………..3
1. Особенности международного законодательного регулирования деятельности СМИ
1.1 Свобода слова и цензура в международных актах……….…………………5
1.2 СМИ и власть в международных законах ....……………………………..…6
1.3 Права и обязанности журналистов в международных актах..…………......9
2. Законодательство Казахстана о СМИ: особенности и проблематика
2.1 Изучение существующего законодательства СМИ Казахстана….............12
2.2 Анализ новых законов о деятельности СМИ в РК………………………...19
Заключение………………………..……..………….……………………………26
Список источников……………………....…………...………………….............29
Приложения
Использованная литература
- Список использованной литературы:
- Топорнин Б.Н. Комментарии к Конституции Российской Федерации. М., 1994.
- Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. М., 1997.
- Лестер Э. Свобода слова и религия – вечный конфликт в период избирательной модернизации. Ежеквартальник «Сравнительное конституционное обозрение». №3., 2006.
- Вашингтон Дж. Конституция США. М., 1984.
- Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. http://mosmediator.narod.ru/mezhdunarodnie_akti/vseobschaya_deklaratsiya_prav_cheloveka/.
- Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
- Малиновский А.А. Свобода массовой информации: теоретико-правовые аспекты: Диссертация кандидата юридических наук. М., 1995.
- Маклаков В.В. Конституции зарубежных стран. М., 2002.
- Девис Р. Средства массовой информации и демократия в современном мире. М., 2002.
- Швеция: Конституция и законодательные акты. М., 1983.
- Тексты законов и правовых норм о печати Федеративной Республики Германии. 05. 03. 2003. http://mediasprut.boom.ru/info/hamburg.html.
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста. 28.01.2009. Lenizdat.ru.
- Потупа А. Средства массовой информации и власть. Тезисы доклада на международном семинаре «Средства массовой информации в демократическом обществе». Минск, 1-2. 10. 1998. http://potupa.iatp.by/articles/1998/r/MassMedia_Power.htm.
- Международная декларация принципов поведения журналистов. Информационный портал для молодых журналистов. http://www.yojo.ru/wp/?page_id=83.
- Уголовно-процессуальный Кодекс РК. http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008032&sublink=1290000.
- Закон «О выборах в РК». http://election.kz/portal/page?_pageid=73,48269&_dad=portal&_schema=PORTAL.
- Закон Республики Казахстан от 05.12.1997 N 195-1 «Об адвокатской деятельности». http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00123&all=all.
- Кодекс об административных правонарушениях РК. http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00524&ogl=all.
- Налоговый кодекс РК. http://www.salyk.kz/ru/taxcode/pages/default.aspx.
- Полетаев Э. Право знать. http://www.transparencykazakhstan.org/content/37.html.
- Козлов В. «Проблема доступа – это проблема инфраструктуры». Журнал Индекс. М., №14, 2001.
- Электронный бюллетень Internews Kazakhstan № 21 (72). ARTICLE 19 борется за свободу слова. http://old.internews.kz/rus/bulletin/072/page01.htm.
- Агранович М., Засурский Я. Свобода есть – ума не надо. Российская газета. http://www.runauka.ru/russia1/fdgbdf.html.
- «В Казахстане введен в действие Закон РК «О телерадиовещании». 2 марта 2012, 10:04, Информационная служба ZAKON.KZ.