Техникаюридической безопасностидля журналиста (ч. 1)
Учебник по предмету:
"Журналистика"
Название работы:
"Техникаюридической безопасностидля журналиста (ч. 1)"
Автор работы: Елена
Страниц: 24 шт.
Год:2002
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
В течение ряда лет в Фонде защиты гласности по специальной программе на компьютерной основе ведется накопление банка данных о посягательствах на свободу массовой информации и конфликтах, возникших на этой почве, их природе, причинах, участниках, их развитии и разрешении в различных органах и инстанциях, об иных юридически значимых обстоятельствах правонарушений в сфере информационных отношений. Мониторинг позволяет получать многостороннюю характеристику правового положения российских СМИ, отслеживать тенденции правонарушений в этой сфере как по стране в целом, так и по отдельным регионам за различные временные периоды или в связи с определенными событиями общественной жизни, применительно к разным видам СМИ - печатным и электронным, государственным и частным.
Год от года формы давления на СМИ и журналистов становятся все изощреннее. В этой книге мы берем две главные болевые точки - доступ к информации и аккредитацию: журналисты сталкиваются с проблемой ограничения их доступа к информации, принимаются правила аккредитации, лишающие их возможности присутствовать на социально значимых мероприятиях. Это нарушает целый ряд положений Конституции, законов и нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, международных соглашений, в рамках которых наша страна должна нести вполне определенные обязательства.
С этими и другими негативными и опасными тенденциями мы стараемся знакомить нашего читателя в еженедельных дайджестах и ежегодных обзорах конфликтов с участием СМИ, в издаваемых Фондом аналитических докладах по результатам мониторинга. Но особо тревожным симптомом Фонд считает правовую малограмотность (а порой безграмотность) журналистов, их неаккуратное и безответственное обращение со словом, неумение уверенно ориентироваться в правовом пространстве СМИ. Это особенно важно для журналистов, пишущих на острые социально-экономические и политические темы, затрагивающих в статьях и репортажах правоохранительные проблемы, отношения "власть - общество" и пр.
Законодательство, непосредственно регулирующее деятельность СМИ в нашей стране, несовершенно и достаточно изменчиво. Изменяется и другое законодательство, касающееся деятельности журналистов и СМИ. Несовершенными являются и Уголовный кодекс, и Кодекс об административных правонарушениях, и целый ряд других законов и норм. Но тем не менее законы НАДО соблюдать. А для того, чтобы их соблюдать, их надо ЗНАТЬ. Поэтому одно из направлений работы Фонда защиты гласности - просвещение. Оно включает в себя консультирование журналистов и других работников СМИ, подготовку книг и сборников в рамках издательской программы, и, наконец, обучающие семинары.
С мая 1996 года Фонд начал серию практических семинаров под названием "СМИ и правоохранительные органы: попытка взаимодействия". Идея эта появилась не случайно: ведь юридические вузы до сих пор не готовят прокуроров, адвокатов, судей, специализирующихся на проблематике СМИ, которые прекрасно владели бы законодательством именно в этой области. О журналистах мы уже говорили, но напомним читателю, что в течение всего советского периода студента-журналиста праву не учили вообще, поскольку правовая основа журналистики подменялась партийной идеологией. Журналистские кадры и сотрудники правоохранительных органов вынуждены "набирать" или "добирать" необходимые знания "на ходу". В ходе семинаров, организованных Фондом, мы пытались дать возможность представителям двух профессиональных корпораций лучше понять функциональные обязанности и проблемы друг друга. Такие семинары, организованные первоначально сотрудниками Фонда при поддержке Генпрокуратуры, а в дальнейшем - нашими региональными коллегами, прошли в Москве, Томске, Брянске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Воронеже, Красноярске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах.
Содержание работы
Предисловие к третьему изданию
Методические рекомендации
к проведению семинаров и деловых игр
Ролевая игра № 1
Ролевая игра № 2
Ролевая игра № 3
Ролевая игра № 4
Ролевая игра № 5
Ролевая игра № 6
Ролевая игра № 7
Ролевая игра № 8
Ролевая игра № 9
Доступ к информации
Доступ на заседания государственных органов
Доступ в суд
Доступ на заседания избирательных комиссий
Доступ на предприятия
Доступ к информации о частной жизни лица
Ограничение прав журналиста решением
правоохранительных органов
Журналисты и исполнители, авторы
Доступ к информации в чрезвычайной ситуации
Доступ в режимные учреждения
Доступ к документам
Смысл и бессмыслица аккредитации
Заключение
Приложение. Из опыта экспертиз
текстов массовой информации
Спорная ситуация № 1
Спорная ситуация № 2
Заключение
Использованная литература
- нет