СМИ_и_выборы
Курсовая по предмету:
"Журналистика"
Название работы:
"СМИ_и_выборы"
Автор работы: Юлия
Страниц: 44 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что воздействие средств массовой информации на избирателей, на формирование их электоральных предпочтений, а также на то или иное их отношение к институту выборов как таковому трудно переоценить. Организации, осуществляющие выпуск СМИ (далее организации СМИ), журналисты, участвующие в освещении выборов, выполняют очень важную социальную миссию способствуют обеспечению реализации права граждан на получение максимально полной, всесторонней информации об избирательных кампаниях, участвующих в них кандидатах и политических партиях, их программах.
Осознание своей особой роли должно налагать на представителей медиасообщества, участвующих в освещении избирательных кампаний, особую моральную ответственность за беспристрастное, объективное доведение до сведения избирателей информации о выборах, за профессиональное поведение при участии в информационном обеспечении выборов, лежащее полностью в рамках правового поля. В последние годы мы все настойчивее говорим о необходимости возрастания роли этических и профессиональных норм саморегуляции журналистского сообщества в регулировании отношений в области информационного обеспечения избирательного процесса.
ЦИК России уделяет большое внимание вопросам взаимодействия избирательных комиссий с организациями СМИ и вопросам обеспечения прав и законных интересов как этих организаций, так и всех иных участников избирательного процесса в сфере информационного обеспечения выборов.
Подчеркнем, что действующее законодательство о выборах не налагает чрезмерных обременений на организации СМИ. Правовые требования к организациям СМИ обусловлены необходимостью обеспечения публичных интересов при проведении выборов в Российской Федерации как высшего непосредственного выражения власти народа и приоритетом всестороннего обеспечения избирательных прав граждан. Нормы действующего избирательного законодательства и законодательства о СМИ в их взаимосвязи позволяют в достаточной степени гарантировать права и законные интересы организаций СМИ, участвующих в информационном обеспечении выборов.
Отметим, что на новом этапе развития избирательного законодательства, в 20062007 годах, правовое регулирование отношений в сфере участия организаций СМИ в информационном обеспечении выборов не претерпело каких-либо коренных изменений. Соответствующие правила в преддверии федеральных избирательных кампаний 20072008 годов остались в большинстве своем неизменными, уже привычными для журналистского сообщества и в достаточной степени отработанными на практике в ходе выборов, проводившихся в России в 20032007 годах.
Вместе с тем определенные новшества, введение которых обусловлено новыми направлениями в развитии института информационного обеспечения выборов, все же появились, и на них организациям СМИ следует обратить особое внимание.
В частности, в качестве ограничения при проведении предвыборной агитации предусмотрена норма, согласно которой зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе в телевизионном эфире, предоставленном им индивидуально для проведения предвыборной агитации, распространять призывы голосовать против своих оппонентов на выборах, а также иную информацию, способствующую созданию отрицательного отношения избирателей к оппонентам.
В Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также внесены уточнения, обусловленные государственным курсом на усиление правовых мер противодействия экстремистской деятельности. Ужесточена ответственность за агитацию экстремистской направленности. При этом необходимо иметь в виду, что за распространение явно экстремистской агитации через СМИ несет ответственность также и главный редактор соответствующего СМИ, выпустивший противоправный материал в свет (в эфир).
Отметим, что с учетом требований избирательного законодательства выделяются следующие этапы информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
1) со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении выборов, то есть со дня начала избирательной кампании до выдвижения политическими партиями федеральных списков кандидатов;
2) с момента выдвижения политическими партиями федеральных списков кандидатов до начала агитационного периода в СМИ (на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва до 2 ноября 2007 года включительно);
3) с начала агитационного периода в СМИ до ноля часов дня, предшествующего дню голосования;
4) день, предшествующий дню голосования, и день голосования.
Организации СМИ не вправе в течение пяти дней, предшествующих дню голосования, и в день голосования опубликовывать (обнародовать) результаты опросов общественного мнения, прогнозы результатов выборов депутатов Государственной Думы, иные исследования, связанные с указанными выборами, а в день голосования также опубликовывать (обнародовать) данные об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы до момента окончания голосования на территории Российской Федерации.
Хотелось бы высказать пожелание, чтобы избирательные кампании освещались организациями СМИ максимально корректно по отношению к участникам избирательного процесса, к гражданам Российской Федерации, друг к другу и в полном соответствии с нормами закона. Помочь им в этом и призвано настоящее издание.
Целью написания работы было рассмотрение вопроса соотношения СМИ и выборов.
Объектом исследования в данной работе были периодические печатные издания.
При написании курсовой работы автор ставил перед собой следующие задачи:
- рассмотреть вопрос о действиях средств массовой информации при выборах;
- провести анализ использования печатных средств массовой информации в избирательном процессе в России в начале XX века и современных избирательных кампаниях;
- раскрыть законодательные рамки деятельности печатных СМИ в период выборов депутатов Государственной Думы (начала 20-го века и в настоящее время);
- дать определение и рассмотреть вопрос об участии печатных СМИ в выборах депутатов Государственной Думы в начале 20-го и 21-го веков;
- охарактеризовать проблемы малой эффективности механизмов ответственности за злоупотребление свободой массовой информации во время выборов и возможные пути ее решения.
Содержание работы
Содержание:
Введение 3
Глава 1. СМИ и выборы: Действия средств массовой информации 8
Глава 2. Использование печатных средств массовой информации в избирательном процессе в России в начале XX века и современных избирательных кампаниях. Сравнительный анализ 17
2.1. Законодательные рамки деятельности печатных СМИ в период выборов депутатов Государственной Думы (начала 20-го века и в настоящее время) 19
2.2. Участие печатных СМИ в выборах депутатов Государственной Думы в начале 20-го и 21-го веков 24
Глава 3. Проблема малой эффективности механизмов ответственности за злоупотребление свободой массовой информации во время выборов и возможные пути ее решения 36
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Использованная литература
- Список использованной литературы:
- Положение о выборах в Государственную Думу, 1905 год // Русский конституционализм: от самодержавия к конституционно-парламентской монархии. Сб. документов / авт. сост.: А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалёв. - М.: Гардарики, 2001.
- Временными правилами о повременных изданиях от 24 ноября 1905 г. // http://constitution.garant.ru/DOC_5204.htm
- «Городской вестник», 1907 г.
- «Самарские ведомости», 1907 г.
- «Самарская газета», 1905 г.
- «Голос Самары», 1906, 1907 гг.
- «Волжское слово», 1907 г.
- «Волжское обозрение», 1907 г.
- «Самарское обозрение», 2003 г., № 1-52.
- «Самарские известия», 2003 г., № 1-240.
- «Социальная газета», 2003 г., № 1-52.
- Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации"// "Российская газета", N 108, 24.05.2005.
- Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"//"Российская газета", N 32, 08.02.1992.
- Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"//"Российская газета", N 232, 04.12.1996.
- Постановление Центризбиркома РФ от 10.10.2003 N 38/354-4 "О разъяснениях некоторых вопросов информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации четвёртого созыва и иных выборов в Российской Федерации"//"Российская газета", N 207, 15.10.2003.
- Батурин. Ю.М. Цензура против гласности: от Ивана Грозного до 1917 г.//Советское государство и право, 1989, №3 // http://vivovoco.rsl.ru/VV/THEME/STOP/BATURIN.HTM
- Косых Е.Н. Периодика - важнейший элемент прпагандистских систем в Сибири в начале XX века // Архитектура и строительство. Наука, образование, технологии, рынок: тезисы докладов научно-технической конференции. Секция естественных наук. 11-12 сентября 2002 г., Томск. - Томск: Изд-во ТГАСУ, 2002.
- Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. - III-е издание. М.: SPSL-«Панорама», 2002.