Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Физкультура и спорт --> Методика развития силы средствами атлетической гимнастики в тренажерном зале

Методика развития силы средствами атлетической гимнастики в тренажерном зале

Москва

Дипломная по предмету:
"Физкультура и спорт"



Название работы:
"Методика развития силы средствами атлетической гимнастики в тренажерном зале"




Автор работы: Юлия
Страниц: 65 шт.



Год:2008

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

1.2.Методика развития силы средствами атлетической гимнастики в трена-жерном зале

Наиболее подходящим возрастом для занятий атлетической гимнастикой яв-ляется возраст от 16 до 18 лет, хотя нельзя отрицать и, занятия в более младшем возрасте.

Если существуют, какие либо сомнения, лучше всего посоветоваться со спортивным врачом. Для мужчин среднего возраста, желающих заниматься этим видом спорта, совет такого врача тем более необходим. Этим видом спорта люди могут заниматься до 45 50 лет. Известны случаи, что мужчины в возрасте свыше 50 лет, особенно если они раньше занимались физической культурой и спортом, достигали замечательных результатов в атлетической гимнастике, сохраняли фи-зическую форму и хорошую жизнеспособность.

Атлетическая гимнастика, система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и ук-репление здоровья. Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слабо-развитые мышцы и др.). Режим упражнений в сочетании с рациональным питанием позволяет избавиться от излишних жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо. Система упражнений тренирует сердечно-сосудистую (мышечную массу нередко называют вторым сердцем) и другие жиз-ненно важные системы организма, через развитие мускулатуры активно и благо-творно воздействует на работу внутренних органов, делает тело мускулистым и красивым, пзволяет направленно управлять своим телосложением. с гантелями, гирями, штангой, собственным весом (отжимания, подтягивание на турнике), на специальных тренажёрах способствует достижению высокого уровня силы, разви-тию выносливости, укреплению нервной системы, исключению или резкому сни-жению вредного воздействия на организм так называемых факторов риска Женщи-нам эти занятия позволяют обрести грациозность, довести фигуру до совершенст-ва, способствуют более быстрому послеродовому восстановлению организма. Гимнастикой решают вопросы досуга молодёжи, отвлекают от вредных привычек, прививают самодисциплину, она является средством активного отдыха и формиро-вания здорового образа жизни.

Положительное влияние атлетической гимнастики умножается, если соче-тать силовые упражнения с упражнениями на выносливость (бег, лыжи, плавание, велосипед).

Занятия с гантелями в сочетании с другими оздоровительно-физкультурными мероприятиями помогают поддерживать свой жизненный тонус, не позволяют мышцам ослабевать. Гантели можно использовать а любом помещении, элемен-тарно просто разнообразя выполняемые упражнения, воздействуя практически на каждую мышцу всего тела. Предлагаемый ниже гантельный комплекс с успехом может использоваться начинающими атлетами и лицами со средним опытом заня-тий атлетизмом (до года), позволяет подготовиться к занятиям со штангой и на специальных тренажёрах, успешно овладеть силовыми и скоростно-силовыми уп-ражнениями.

Для занятий нужен набор разных по массе гантелей (от 5 до 25 кг и более), иначе на определённом этапе, когда организм привыкнет к нагрузкам, рост резуль-тативности занятий может приостановиться, а при работе с недостаточной интен-сивностью возможны и регрессивные тенденции. Для развития силы и выносливо-сти рекомендуется следующая методика. Начальный вес гантелей должен позво-лять выполнение 10 12 повторений, после чего отдых до восстановления ды-хания, а затем выполнение очередной серии того же упражнения. Отдых можно постепенно сокращать от 2 мин до 30 с, поднимая тем самым интенсивность тре-нировок. После достижения 15 повторений во всех подходах в упражнениях для крупных мышц к гантелям добавляется 23 кг, для мелких групп мышц 1 кг, начинайт снова работать по 810 повторений в серии. Начинать занятие необхо-димо с хорошей разминки (до лёгкой испарины): для этого подойдет любой ком-плекс утренней зарядки на 510 мин, без отягощении. Частота занятий 37 раз в неделю. Приступать к тренировке следует не позднее чем за 1 час до и не ранее чем через 2 часа после еды; по утрам серьезные нагрузки не рекомендуются.

В комплекс включают до 1215 упражнений, а количество серий в зави-симости от физической подготовленности и предыдущей нагрузки. Начинающие в течение 12 недель выполняют по 1 подходу, затем, в зависимости от самочувст-вия, добавляют 12 подхода. Для более слабых групп мышц можно делать впо-следствии по 46 серий, для остальных 24 серии. Повторения в сериях вы-полняются плавно, без рывков, с полной амплитудой. В конце занятий необходимы успокаивающие и расслабляющие упражнения (медленный бег, ходьба, подъём рук в стороны, потягивание). После занятий полезно посидеть или полежать 510 мин. затем обязательно принять тёплый душ или растереться жёстким мокрым по-лотенцем.

Комплекс упражнений с гантелями для определённых групп мышц

Дельтовидные мышцы: 1. Жимы гантелей от плеч с разными положениями кистей (вперёд, параллельно). 2. Подъём гантелей вперед (фронтальная часть дель-ты). 3. Разведение рук с гантелями в стороны (боковая часть дельты). 4. Разведение гантелей в наклоне (задняя часть дельты).

Бицепсы: 5. Сгибание рук с гантелями (стоя, сидя), хват снизу, сверху, па-раллельно, одной рукой, с опорой локтя в колено, попеременно. 6. Сгибание рук с гантелями, сидя на наклонной скамье, хват ладонями внутрь, вперед. Трицепсы: 7. Выпрямление руки вверх с гантелью (стоя, сидя), двигается только предплечье, плечо фиксировано строго вверх. 8. Выпрямление рук, лёжа на скамье, хват ганте-лей ладонями внутрь, плечо фиксировано вертикально, двигаются только предпле-чья. 9. Выпрямление одной руки (поочередно) назад, в наклоне, плечо фиксирова-но горизонтально, двигаются только предплечья.

Мышцы спины: 10. Тяга гантелей к поясу в наклоне, другая рука в упоре (ко-лено, табурет) 11. Отведение гантелей назад-вверх в наклоне (имитация гребка) с задержкой в верхней позиции на 1 2 с. 12. Лёжа животом на скамье, тяга ганте-лей вверх до сгибания рук или разведение прямыми рукаи назад- вверх.

Грудные мышцы: 13. Разведение рук с гантелями, лёжа на горизонтальной или наклонной скамье (варьировать угол наклона). 14. Отведение выпрямленных рук назад, лёжа на горизонтальной скамье (так наз. пуловер). 15. Жим тяжёлых гантелей лёжа, с различными положениями кистей (ладони вперёд, параллельно).

Мышцы живота: 16. Подъём туловища из положения лёжа, руки с гантелью за головой, ступни закреплены. 17. Подъём ног в положении лёжа, гантель прикре-плена к ступням, руки в зацепе за головой. Разгибатели спины: 18. Наклон вперёд, гантель в руках за головой. 19. Имитация рубки дров с гантелью в руках.

Мышцы бедра: 20. Приседание, руки с гантелями у плеч или опущены вниз. 21. Сидя на высокой скамье выпрямлять ногу с гантелью, прикрепленной к ступне. 22. Лёжа на животе, сгибать ноги с гантелями, прикреплёнными к ступням.

Мышцы голени: 23. Подъём на носки, стоя на невысоком бруске, гантели у плеч. 24. Подъём на носок одной ноги, одна рука удерживает равновесие, другая, опущенная, гантель.

Оздоровительная направленность занятий с гирями заключается в укрепле-нии и развитии мышечной системы, суставов и связок. Развиваются и укрепляются сердечно-сосудистая и нервная системы, значительно увеличивается и специальная работоспособность человека. Методика тренировки заключается в использовании основных закономерностей развития силовой выносливости. С этой целью гиря поднимается максимальное число раз. После отдыха (34 мин) упражнение по-вторяется, выполнение упражнения проходит в среднем и медленном темпе. Этот метод может использоваться во все периоды тренировки. Считается, что эффек-тивным является также снижение веса отягощении. Сначала упражнение выполня-ется с гирей большого веса максимальное число раз. Затем, не отдыхая, выполня-ется то же упражнение с гирей, но уже меньшего веса и также максимальное число раз. Используется также метод смешанных отягощении, при котором в ходе вы-полнения одного упражнения от подхода к подходу изменяются вес гири, число повторений и темп выполнения упражнения. Во время тренировки упражнения выполняются в малом (12 подъёмов гири в минуту), среднем (1719) и быстром (2327) темпах. Тренировка в постоянном темпе замедляет рост результатов. Ус-ловно принято, что в начале тренровки должны выполняться темповые упражне-ния (рывки, толчки, швунги), затем жим, тяга и приседания, после которых вклю-чают бег и упражнения на расслабление. Важно не допускать одних и тех же уп-ражнений в ходе одной тренировки и стремиться не допускать их повторения от тренировки к тренировке, т.е. соблюдать принцип чередования. Обязательными при занятиях с гирями являются врачебный контроль и самоконтроль, позволяю-щие не допускать резких физических пере напряжений и переутомления.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......3

ГЛАВА I.

РАЗВИТИЕ СИЛЫ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМ-НАСТИКИ В ТРЕНАЖЕРНОМ ЗАЛЕ9

1.1. Физиологические основы атлетической гимнастики..9

1.2. Методика развития силы средствами атлетической гимнастики в тренажерном зале........34 1.3. Физическое развитие детей 14-16 лет...49

ГЛАВА II.

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕ-КОМЕНДАЦИИ......54

2.1. Задачи исследования....54

2.2. Характеристика методов исследования.....54

2.3. Организация исследования......54

2.4. Анализ результатов проведенного исследования.... 56

2.5. Методика развития силы средствами атлетической гимнастики в тренажерном зале у детей в 14-16 лет .....................................................................60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............63

БИБЛИОГРАФИЯ....65

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Атлетическую гимнастику, как систему упражнений с отягощениями упраж-нения с тяжелыми предметами еще в IV веке до нашей эры отно¬сили к естествен-ным движениям. В соревнованиях этого периода при¬нимали участие только те ат-леты, кто мог поднять массивный груз, лежавший на главной площади Афин. Древние римляне разработали и специальные упражнения с предметами для разви-тия мускулатуры, со¬четая их с гимнастическими и акробатическими элементами.

Древние медики (II-I век до нашей эры) впервые отметили и лечебные свой-ства силовых упражнений для разработки суставов, ре¬гулирования дыхания, укре-пления ослабленных мышц. В руководстве для студентов-медиков и врачей пред-лагалось использование в оздоровительных целях движений тела с отягощением.

В период, относящийся к окончанию XIX и началу XX веков, на¬чинают из-даваться многочисленные пособия, в которых описывались системы развития тех или иных мышечных групп с использованием гирь различного веса, гантелей, утя-желенных палок. Авторы и издатели, давая громкие и эффектные названия своим книгам и брошюры: "Вер¬нейшее средство для накачки мышц", "Секреты грации и изящества", - гарантировали мгновенный успех.

В этот период возникает особый интерес к сильным людям, име¬ющим гипер-трофированную мускулатуру, способным на цирковой арене демонстрировать пуб-лике раздутые "шары-бицепсы".

Вскоре на арену вышли действительно сильные борцы, гиревики, разрывате-ли цепей и подниматели тяжестей. Стали проводиться много¬численные чемпиона-ты борцов и гиревиков, позволившие познакомиться с истинно крепкими, сильны-ми атлетами. Нам хорошо известны имена Ивана Поддубного, Петра Крылова, Ивана Заикина, Александра Засса, Ивана Лебедева и др.

Зарождение атлетической гимнастики в России как системы упражнений с отягощениями ради укрепления здоровья, исправления недостатков телосложения и осанки связано с именем врача Краевого го В.М. В 1885 году в Петербурге им был организован "Кружок люби¬телей атлетики", который свою работу строил на принципах сочетать естественных движений (ходьба пешком, бег) со специально подобранными упражнениями для рук, ног и туловища, с использованием зака¬ливающих процедур.

Спустя 12 лет открывается Петербургское атлетическое общество, реоргани-зованное в 1898 г. в Петербургское велосипедно-атлетическое общество. Помимо мужских соревнований по силовому спорту, в России стали проводиться и женские чемпионаты. Учитывая большой интерес народа к силовому спорту, стал издавать-ся двухнедельный иллюстрированный журнал атлетики и спорта "Геркулес", деви-зом которого был актуальный и сегодня призыв: "Каждый человек может и должен быть сильным". В 1903 г. выходит книга российского атлета Евгения Сандова "Те-лостроительство", в которой описывались упраж¬нения с гантелями, выполненные по принципу постепенного возраста¬ния нагрузки.

В последующие годы, годы после революции, атлетическая гим¬настика по-прежнему считается важным средство физической культуры.

Один из самых известных деятелей спортивной науки профессор И.М.Черкизов - Сераини писал: "Атлетическая гимнастика - это одно из наиболее эффектных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. Оби-лие упражнений и возможность тонко дозировать нагрузки делает это важное средство оздоровления доступным для людей всех возрастов. А эстетическая сто-рона атлетической гимнастики приближает ее к подлинному искусству".

Знаменитый исследователь русского языка В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" записал: "Атлет - здоровяк, силач, богатырь..." Это предопределяет направленность занятий атлетической гимнастикой: в первую оче-редь должны решаться задачи по обеспечению здоровья, а уже потом - сила и тело-сложение.

Атлетическую гимнастику в нашей стране сегодня можно условно разде-лить на два направления - массово-оздоровительное и спортивное, каждое из кото-рых имеет свои характерные черты и особенности.

Направленность атлетической гимнастики можно отнести к одной из раз-новидностей гимнастики с преимущественным содержанием в занятиях силовых упражнений с использованием стандарт¬ных гимнастических снарядов, отягоще-нии, различных тренажеров. Она направлена на укрепление здоровья, достижение более высокого уровня общефизической подготовленности подростков, молодежи и людей сред¬него возраста. В этом смысле атлетическая гимнастика призвана су¬щественно изменить телосложение занимающихся, формируя гармонично разви-тую атлетическую фигуру, способствовать развитию двигательной работоспособ-ности, гибкости и ловкости.

Атлетическая гимнастика, взяв на вооружение средства основной гимна-стики, получила прекрасную возможность для совершенствования ловкости, коор-динации, скоростных качеств атлетов. Освоение техники большого количества уп-ражнений на основных гимнастических снарядах, в акробатике может в значитель-ной степени обогатить содержание тренировки, сделав ее более интересной и увле-кательной, предоставит возможность использовать в деле свою силу, гибкость и координацию. Причем, значительное количество гимнастических упражнений на снарядах, связанное с проявлением силы, имеет прикладный характер, что при случае может найти свое применение в трудовой, бытовой или воен¬ной обстанов-ке.

Главное, что делает основную гимнастику наиболее при¬годной для занятий атлетизмом - это:

1. С помощью гимнастических упражнений можно осуществить изби¬рательное (локальное) воздействие на мышцы.

2. Гимнастические упражнения позволяют легко дозировать нагруз¬ку за счет изменения количества повторений, режима мышечной работы (быстро, медленно), а также выбора варианта исполнения упражнения (простой, сложный), в зависимости от подготовленности и самочувст-вия занимающихся.

3. Имеется возможность использовать собственный вес,

как отяго¬щение.

4. При затруднении в освоении упражнений возможно расчленение

его на более простые составляющие элементы.

5. Освоить физически или технически сложное гимнастическое уп-ражнение, представляющее интерес для атлета, можно используя про-водку по движению, помощь в наиболее трудных частях движения.

Спортивное направление в атлетической гимнастике направлено на обеспе-чение подготовки атлетов к выступлению на соревнованиях и достижению в ходе их максимально возможного результата. В нашей стране соревнования по атлети-ческой гимнастике проводятся по двум видам: силовое троеборье и атлетическое позирование (обязательная и произвольная программы).

Помимо широко известного названия "культуризм", спортивный атлетизм все чаще сегодня называют термином уже привычным на Западе-"бодибилдинг" (анг. - телостроительство).

Специалисты считают бодибилдинг очень трудным видом спорта и выделя-ют самое главное: тренировка, питание и позирование. Таким образом, прежде все-го - развитие мышц, а потом демонстрация того, чего достиг спортсмен, в артисти-ческом исполнении. Для демонстрации красота тела современному атлету требует-ся пластичность, эмоциональ¬ность и музыкальность.

Сегодня спортивное направление атлетической гимнастики в стране пережи-вает новое рождение - после долгих лет умалчивания и полулегального существо-вания оно обрело право на жизнь.

Естественное стремление людей к физическому совершенству, к оздоровле-нию побуждает специалистов в области физического вос¬питания вести поиск но-вых средств и методов достижения этих целей. Известные и хорошо зарекомендо-вавшие себя виды и формы гимнастики традиционно остаются в арсенале испы-танных средств советской физи¬ческой культуры. Однако ряд причин обусловлива-ет появление новых, нетрадиционных видов двигательной активности в массовом физкуль¬турном движении, в том числе и таких, как атлетическая гимнастика.

В старшем школьном возрасте (1517 лет) наряду с совер¬шенствованием ловкости, быстроты и гибкости необходима спе¬циальная систематическая работа (особенно с юношами), направленная на развитие силы и различных проявлений вынос¬ливости. Особую значимость приобретают различные упражне¬ния с отяго-щением.

Многочисленные исследования доказывают, что занятия подростков атлети-ческой гимнастикой способствуют формированию телосложения, развитию сило-вых качеств, исправлению и совершенствованию осанки, коррекции телосложения, повышению уровня двигательной активности. В процессе силовой подготовки подростков используется большое количество методов, в том числе и изометриче-ский, однако мнения специалистов по его применению разноречивы. Одним из достоинств изометрического метода является возможность направленно воздейст-вовать на любую группу мышц при требуемом угле в суставе. Дело в том, что при динамической работе максимальное усилие (при необходимом угле в суставе) мо-жет проявиться, как правило, только на доли секунды. В некоторых упражнениях это вообще невозможно, ибо снаряд по инерции проходит те положения, в которых напряжение мышц дало бы наибольший эффект. При изометрической же трени-ровке можно точно фиксировать угол в суставе, при котором необходимо проявить максимальное усилие. По мнению некоторых специалистов (Л.С.Дворкин, 2005 и др.) при выполнении упражнения в изометрическом режиме значительно улучша-ется концентрация сознания на работающих мышцах, что очень важно при работе с начинающими атлетами и подростками. В то же время ряд исследователей отме-чают второстепенность изометрического метода в силовой подготовке. Недоста-точность и разноречивость рекомендаций по методике выполнения изометриче-ских упражнений у подростков и определило актуальность данного исследования. Требуют уточнения вопросы о количестве подходов, времени напряжения рабо-тающих мышц, количество тренировок в неделю. Особенно это важно при силовой подготовке у подростков, так как у них ещё не полностью сформированы функ-циональные системы и опорно-двигательный аппарат.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью использования силовых упражнений, выполняемых с помощью изометрического метода и отсутствием конкретных методических рекомендаций по составлению тренировочных комплексов для развития силовых качеств у де-тей14 16 лет.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить методику силовой подготовки подростков при занятиях атлетической гимнастикой.

Объект исследования: процесс силовой подготовки подростков 14-16 лет.

Предмет: особенности методики силовой подготовки подростков при заня-тиях атлетической гимнастикой.

Задачи:

- рассмотреть физиологические основы атлетической гимнастики;

- определить методику развития силы средствами атлетической гимнастики в тренажерном зале;

- рассмотреть физическое развитие детей 14-16 лет;

- определить задачи исследования;

- представить характеристику методов исследования;

- рассмотреть организацию исследования;

- провести анализ результатов проведенного исследования;

- представить методику развития силы средствами атлетической гимнастики в тренажерном зале у детей в 14-16 лет.

Гипотеза:

Комплексное использование в силовой подготовке подростков изометриче-ского и повторного метода в соотношении 50:50 будет более эффективным для развития силовых качеств, чем использование только метода повторных усилий.

Новизна исследования заключается в разработке и апробации методики за-нятий подростков атлетической гимнастикой с использованием изометрического метода.

Практическая значимость заключалась в разработке практической реко-мендации по использованию изометрического метода, метода повторных усилий и комбинированного метода у подростков занимающихся атлетической гимнастикой.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СИЛЫ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИ-ЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ТРЕНАЖЕРНОМ ЗАЛЕ

1.1. Физиологические основы атлетической гимнастики

Мышечная система человека

Мышцы осуществляют двигаельную функцию организма как в целом, так и отдельных его частей.

Мышечная ткань - это группа тканей организме, обладающих сократитель-ными свойствами. Любое движение человека от моргания глазами до марафонско-го бега зависит от адекватности функционирования мышц.

Использованная литература

  1. Атлетизм. Выпуск 7. НПО «Инспорт», МОГИФК. - Рязань. 2006.
  2. Бачинский А. Система специализации // Культуризмом к здоровью, силе,красоте. М. Яблонский и др. - Братислава, «Шпорт», 2005.
  3. Бельский И.В. Системы эффективности тренировки. Армреслинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг.- Минск: «ООО Вида Н».-2002.-356 с.
  4. Вейдер Д., Строительство тела по системе Джо Вейдера.- М. Физкультура и спорт, 1992.-112 с.
  5. Воробьев А. Н. Тяжелоатлетический спорт. (Очерки по физиологии и спортивной тренировки) М.: ФКиС, 2007.
  6. Воробьев А.Н., Сорокин Ю. К. Анатомия силы. - М : Физкультура и спорт, 2007.
  7. Воробьев А.Н., Роман Р.А. Методика тренировки Тяжелая атлетика : Учеб. Для ИФК под ред. А.Н. Воробьева .- М : Физкультура и спорт, -2003.
  8. Дворкин Л.С. Тяжёлая атлетика: учебник для вузов/ Л.С. Дворкин; 1-я и 2-я гла-вы Л.С. Дворкин, А.П. Слободян.- М.: Советский спорт, 2005. 600 с.
  9. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подго-товки. М.: Лептос, 2004.
  10. 10. 3ациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.,: Физкультура и спорт, 2003.
  11. Кеннеди Р. Крутой культуризм. М.: Терра-спорт, 2000.
  12. Кеннеди Р. Базовые программы для массивных мышц. М.: Терра-спорт, 2000.
  13. Керони С., Ренпен Э. Формирование тела со свободными отягощениями. М.: Терра-спорт, 2000.
  14. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. М.: Советский спорт, 2004. 264 с.
  15. Мазниченко В.Д. Обучение движениям / двигательным действиям / Теория и методика физического воспитания : Учеб. Для ИФК под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Т.1. - М.: Физкультура и спорт, 2006.
  16. Ментцер М. Супер тренинг. М., Медио спорт, 2007.
  17. Платонов В.Н. Нагрузка, утомление, восстановление и адаптация в спортивной тренировке / Теория спорта. Под ред. В.Н. Платонова /. -Киев : Вища школа, 2007.
  18. Плеханов В. Н. Возьми в спутники силу. М.: ФиС, 2008.
  19. Стюарт М. Р. Думай. Бодибилдинг без стероидов! М.: Уайдер спорт, 2007.
  20. Уайдер Д. Так тренитуются звезды - М.: Уайдер спорт. - 2004.
  21. Уайдер Д. Бодибилдинг фундаментальный курс. М.: Уайдер спорт - СУ, 2003.
  22. Физиология человека / Под ред. Васильевой В.В. М., Ф и С. 2004.
  23. Фредерик К. Х. Всестороннее руководство по развитию силы. Красноярск, 2002.
  24. Хартманн Ю., Тюннеманн X. Отбор упражнений / Современная силовая трени-ровка. -Берлин; «Шпорт - ферлаг» ,2003.
  25. Шапошников Ю. В. Хочу стать сильным. М.: Русская книга, 2002.
  26. Шестопалов С. Физические упражнения. Ростов-на-Дону, "Проф-Пресс", 2000.
  27. Шестопалов С. Физические упражнения. Ростов-на-Дону, "Проф-Пресс", 2001.
  28. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е.,Буланов В.А. Применение технических средств в обучении и тренировке спортсменов. - Минск : «Полымя» , 2007.
  29. Ягодин В.В. Атлетическая гимнастика для подростков. Екатеринбург: изд-во УралГос. пед. Ун-т. 2005.-111 с.


Другие похожие работы