Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Риторика --> Особенности акцентуаций характера у старших подростков

Особенности акцентуаций характера у старших подростков

Академия КОНТИНЕНТ (г.Москва)

Курсовая по предмету:
"Риторика"



Название работы:
"Особенности акцентуаций характера у старших подростков"




Автор работы: Ольга
Страниц: 31 шт.



Год:2007

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

В настоящее время трудовая деятельность человека связана с психическим напряжением. Высокий темп жизни, информационные и физические перегрузки усиливают это напряжение и часто возникают и развиваются пограничные формы патологии психики человека. Важными задачами охраны психического здоровья человека являются вопросы психогигиены и психопрофилактики. Психологи решением этой проблемы считают раннюю диагностику проявлений нервно-психических патологий.

В характере человеческих реакций на окружаю¬щее существуют варианты: люди с выраженным эгоизмом или альтруиз¬мом, более или менее честолюбивые способные к сострада¬нию, с чувством долга и т. п. Это значит, человече¬ские индивидуальности отличаются друг от друга, но они ещё не яв¬ляются акцентуированными личностями.

Число черт характера человека очень велико. Они не только в качественно многообразны и своеобразны, но и количественно выражены в вариативности черт характера. Вариантные черты многочисленны чем, акцентуированные черты характера. Они имеют наклонность перейти в патологию.

Акцентуации характера это крайние вариан¬ты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усиленны, вслед¬ствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчи¬вости к другим.

Диагностика акцентуированных черт личности актуальна и играет большую роль в сохранении душевного равновесия для нормальной жизнедеятельности человека и продуктивности его труда. Для адаптации к быстро меняющимся условиям мира необходим резерв сил, которые помогут противостоять отрицательным воздействиям на психику человека, ведь психика человека очень ранима.

Известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный, гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью характер и творческие личности, например, учителя, не имеют сбалансированного характера [10]. Каждый человек индивидуален со своими особенностями характера и возможностями приспособления. Некоторые более устойчивы к стрессам, могут найти выход из любой ситуации, на их душевное равновесие негативные внешние воздействия не оказывают заметного влияния. Другим людям незначительная психическая травма может оказать достаточно большое отрицательное влияние на их психику, вызывать психические нарушения.

Обеспечить резерв душевных сил помогут знание особенностей своего характера и правильность восприятия событий и возможные реакции на них. Это делает реакцию многих травмирующих ситуаций более отстраненной, что поможет обратить внимание на данные особенности характера и не дать перейти в патологию. Развивая противоположные черты акцентуации характера можно уравновесить личность человека, облегчить межличностное общение, помочь адаптироваться к новым условиям жизни.

Акцентуированные личности готовы социально-положительному и к социально-отрицательному раз¬витию. Особенности характера при акцентуациях проявляются в определённой обстановке и ситуациях и почти не обнаруживаются в обычных условиях.

Акцентуации обычно развиваются в период становления характера и со временем сглаживаются. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят об акцентуациях характера), уязвимы в некоторых ситуациях и устойчивы в других.

В истории психологии всегда предпринимались попытки построить типологию характеров. Одним из первых и наиболее известных была работа немецкого психиатра и психолога Э.Кречмера, а из наших соотечественников В.М. Бехтерева. Затем работали над проблемой акцентуации личности П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, М. Фрамер, У. Шелдон, Э. Фромм, Г.К. Ушаков, К. Леонгард, А. Е. Личко и другие ученые.

Объектом работы являются дети подросткового возраста.

Предмет: особенности акцентуаций характера у старших подростков.

Цель: исследование акцентуаций характера, как особенностей личности старших подростков.

Задачи исследования:

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме.

2. Выявление черт личности, формирующих акцентуацию и классификаций акцентуаций характера различных авторов.

3. Описать особенности проявления разных типов акцентуаций характера у старших подростков.

4. Выявить специфику акцентуированного характера у старших подростков.

Глава 1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме акцентуаций личности

1.1. Понятие акцентуации личности

Даже не выделяя отдельных личностных черт на фоне среднего уровня, можно утверждать, что люди различаются между собой между собой. У каждого человека есть свои особенности, которые придают ему индивидуальные черты. Эти черты относятся к различным психическим сферам:

- сфера направленности интересов и склонностей;

- чувств и воли;

- ассоциативно-интеллектуальная сфера.

Если присмотреться к индивидуальным чертам названных сфер, можно понять сущность человека. Четкую грань между чертами, которые характеризуют акцентуацию и вариации индивидуальности провести нелегко. Акцентуированные черты, которые смогут перейти в патологию не так уж и много как вариантных черт. На акцентуацию характера не влияют природно-биологические свойства, а факторы внешней среды и накладывают отпечаток на образе жизни.

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.

П. Б. Ганнушкин указывал, что при количественной оценке динамики психопатии речь может идти не только об интенсивности всей клинической картины в целом, но и в ряде случаев о выпячивании отдельных психопатических черт, особенностей, зависящих от внешних условий [10, 4]. Следуя вышеуказанному, он выдвигал положение о латентных (компенсированных) психопатиях, разницу которыми и клинически явными психопатиями видел в жизненном проявлении социальной дезадаптации. В работах П. Б. Ганнушкина описана клиника психопатий и специально изучены проявления латентных психопатий. Латентные психопатии Леонгард понимал как проявления акцентуации личности в понимании.

Их взгляды в отдельно взятых случаях были схожи.

1. Психопатическая личность таковой не рождается и может изменяться в течении всей жизни;

2. Однотипные психопатии редко встречаются, а переходные, смешанные формы, которые отличаются полиморфизмом проявлений и богатством оттенков, проявляются очень часто;

3. В динамике психопатий значение имеет количественная сторона их изучения, т. е. определение степени психопатии.

Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда (1968) «акцентуированная личность». В работах К. Леонгарда даны клинические описания акцентуированных личностей, анализ сложных и имеющих большое практическое значение случаев комбинированных акцентуаций, динамика акцентуаций личности как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, не приводящую к явлениям социальной дезадаптации.

В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин «акцентуированная личность» стали использовать как клинический диагноз вместо термина «психопатия», что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.

особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. Особенности характера либо вобще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к locus resistentiae minoris, к «месту наименьшего сопротивления» в характере [12, 5].

При акцентуациях характера может не быть ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия тяжести аномалии характера. Хотя бы никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. При психопатиях декомпенсации, от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всяких поводов и даже без причины могут возникать острые аффективные и психопатические реакции и социальная дезадаптация.

Таким образом, акцентуации характера это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

1.2. История акцентуированных личностей

В работах К. Леонгарда используется сочетание «акцентуированная личность» и «акцентуированные черты характера». Первым термином он заменил термин «психопат» [10].

По его мнению, акцентуированные лич¬ности не являются ненормальными, они своеобразные личности, притом в собственном смысле этого слова. Они готовы к социально-положительному и социально-отрицательному развитию. Даже если некоторые из них представляются негативно, то это происходит потому, что были неблагопри¬ятные для того обстоятельства.

В пределах нормы эти особенности человека накладывают индивидуальный отпечаток на его личность, но могут превратиться в чрезмерные. Леонгард предполагал, что они существуют у каждого человека, однако если незначительны, то черты остаются незаметными для окружающих. Они накладывают свой отпе¬чаток на личность, если достигают определенной силы. Если черты выражаются в большей степени, они мешают нормальному развитию личности.

Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими. При другом объяснении нормой считали бы только середину, а все отклонения от средней нормы признавали патологией. «Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом» [10, 12].

Содержание работы

Введение.3

Глава 1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме акцентуаций личности

1.1. Понятие акцентуации личности.8

1.2. История акцентуированных личностей...11

1.3. Учет влияния возрастных особенностей на акцентуации личности.18

Глава 2. Специфика акцентуированного характера у старших подростков

2.1. Гипертимный, возбудимый и эмотивный типы..23

2.2. Дистимический, невротический и аффективно-экзальтированный типы30

2.3. Аффективно-лабильный, застревающий, педантичный и демонстративный типы.36

Заключение..49

Список использованной литературы.51

Использованная литература

  1. Список использованной литературы:
  2. Акцентуации характера и использование опросника Г. Шмишека // Методические рекомендации для практических психологов. Составитель В. Г. Сахарова. - Владивосток, 1998
  3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988
  4. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науке. СПб.,1911.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под редакцией Д.И. Фельдштейна 2-е изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. 352 с.
  6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989
  7. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М., 1964
  8. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 262-269.
  9. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М., 1989
  10. Диагностика психических состояний в норме и патологии. под ред. Случевского Ф. И. - Л.,1980
  11. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981
  12. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л, 1977
  13. Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:Медцина, 1983. - 256 с.
  14. Методика определения уровня невротизации и психопатизации. // Методические рекомендации. - Л., 1985
  15. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А.В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под. ред. А. В. Петровского. М., 1986
  16. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
  17. Психология индивидуальных различий / Под.ред. Ю. Б .Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М., 2000
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  19. Смирнов Б.Н. Психология: Учебник. М., 1984.
  20. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982 год
  21. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. М, 1989.
  22. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. Иркутск, ИГПУ, 1996 год
  23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
  24. Юстицкий В. В. Применение математических методов в исследовании процесса обучения. //Соотношение структуры и основных типов акцентуаций личности в системах Личко и Леонгарда. - Вильнюс, 1977


Другие похожие работы