Русский язык в профессиональном общении
Контрольная по предмету:
"Риторика"
Название работы:
"Русский язык в профессиональном общении"
Автор работы: Максим Клименко
Страниц: 54 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Задание 1. Проанализируйте с точки зрения использования речевых тактик и стратегий диалог Чичикова с одним из помещиков (Н.В.Гоголь «Мертвые души»), диалог Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым (И.С.Тургенев «Отцы и дети»), диалоги героев в романах Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», Л.Н.Толстого «Война и мир». (Один диалог по выбору).
<...> На террасе в течение нескольких мгновений господствовало молчание.
Павел Петрович похлебывал свой какао и вдруг поднял голову.
- Вот и господин нигилист к нам жалует, - промолвил он вполголоса.
Действительно, по саду, шагая через клумбы, шел Базаров. Его полотняное
пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало
тулью его старой круглой шляпы; в правой руке он держал небольшой мешок; в
мешке шевелилось что-то живое. Он быстро приблизился к террасе и, качнув
головою, промолвил:
- Здравствуйте, господа; извините, что опоздал к чаю, сейчас вернусь;
надо вот этих пленниц к месту пристроить.
- Что это у вас, пиявки? - спросил Павел Петрович.
- Нет, лягушки.
- Вы их едите или разводите?
- Для опытов, - равнодушно проговорил Базаров и ушел в дом.
- Это он их резать станет, - заметил Павел Петрович, - в принсипы не
верит, а в лягушек верит.
Аркадий с сожалением посмотрел на дядю, и Николай Петрович украдкой
пожал плечом. Сам Павел Петрович почувствовал, что сострил неудачно, и
заговорил о хозяйстве и о новом управляющем, который накануне приходил к
нему жаловаться, что работник Фома "либоширничает" и от рук отбился. "Такой
уж он Езоп, - сказал он между прочим, - всюду протестовал себя дурным
человеком; поживет и с глупостью отойдет".
VI
Базаров вернулся, сел за стол и начал поспешно пить чай. Оба брата
молча глядели на него, а Аркадий украдкой посматривал то на отца, то на
дядю.
- Вы далеко отсюда ходили? - спросил наконец Николай Петрович.
- Тут у вас болотце есть, возле осиновой рощи. Я взогнал штук пять
бекасов; ты можешь убить их, Аркадий.
- А вы не охотник?
- Нет.
- Вы собственно физикой занимаетесь? - спросил, в свою очередь, Павел
Петрович.
- Физикой, да; вообще естественными науками.
- Говорят, германцы в последнее время сильно успели по этой части.
- Да, немцы в этом наши учители, - небрежно отвечал Базаров.
Слово германцы, вместо немцы, Павел Петрович употребил ради иронии,
которой, однако, никто не заметил.
- Вы столь высокого мнения о немцах? - проговорил с изысканною
учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайное раздражение. Его
аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот
лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в
звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое.
- Тамошние ученые дельный народ.
- Так, так. Ну, а об русских ученых вы, вероятно, но имеете столь
лестного понятия?
- Пожалуй, что так.
- Это очень похвальное самоотвержение, - произнес Павел Петрович,
выпрямляя стан и закидывая голову назад. - Но как же нам Аркадий Николаич
сейчас сказывал, что вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им?
- Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут
дело, я соглашаюсь, вот и все.
- А немцы все дело говорят? - промолвил Павел Петрович, и лицо его
приняло такое безучастное, отдаленное выражение, словно он весь ушел в
какую-то заоблачную высь.
- Не все, - ответил с коротким зевком Базаров, которому явно не
хотелось продолжать словопрение.
Павел Петрович взглянул на Аркадия, как бы желая сказать ему: "Учтив
твой друг, признаться".
- Что касается до меня, - заговорил он опять, не без некоторого усилия,
- я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю:
известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние
туда-сюда; тогда у них были - ну, там Шиллер, что ли. Гетте... Брат вот им
особенно благоприятствует... А теперь пошли все какие-то химики да
материалисты...
- Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, - перебил
Базаров.
- Вот как, - промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть
приподнял брови. - Вы, стало быть, искусства не признаете?
- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! - воскликнул
Базаров с презрительною усмешкой.
- Так-с, так-с. Вот как вы изволите шутить. Это вы все, стало быть,
отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?
- Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука - наука
вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует
вовсе.
- Очень хорошо-с. Ну, а насчет других, в людском быту принятых,
постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?
- Что это, допрос? - спросил Базаров.
Павел Петрович слегка побледнел... Николай Петрович почел должным
вмешаться в разговор.
- Мы когда-нибудь поподробнее побеседуем об этом предмете с вами,
любезный Евгений Васильич; и ваше мнение узнаем, и свое выскажем. С своей
стороны, я очень рад, что вы занимаетесь естественными науками. Я слышал,
что Либих сделал удивительные открытия насчет удобрения полей. Вы можете мне
помочь в моих агрономических работах: вы можете дать мне какой-нибудь
полезный совет.
- Я к вашим услугам, Николай Петрович; но куда нам до Либиха! Сперва
надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не
видали.
"Ну, ты, я вижу, точно нигилист", - подумал Николай Петрович.
- Все-таки позвольте прибегнуть к вам при случае, - прибавил он вслух.
- А теперь нам, я полагаю, брат, пора пойти потолковать с приказчиком.
Павел Петрович поднялся со стула.
- Да, - проговорил он, ни на кого не глядя, - беда пожить этак годков
пять в деревне, в отдалении от великих умов! Как раз дурак дураком станешь.
Ты стараешься не забыть того, чему тебя учили, а там - хвать! - оказывается,
что все это вздор, и тебе говорят, что путные люди этакими пустяками больше
не занимаются и что ты, мол, отсталый колпак. Что делать! Видно, молодежь
точно умнее нас.
Павел Петрович медленно повернулся на каблуках и медленно вышел;
Николай Петрович отправился вслед за ним. <...>
Данный диалог представляет собой спонтанно возникшую беседу дискуссионного (полемического) характера, обмен мнениями, сведениями о личностных интересах каждого из участников (из них заинтересованными лицами являются двое - Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров, так именно являются активными участниками коммуникации). Тему данной беседы можно определить, как обсуждение общественно важных социально-культурных проблем, в частности, влияния западной науки и культуры на русскую жизнь, обмен мнениями по данному вопросу. Это, можно сказать, явная, формальная тема диалога. Что касается реального положения вещей, то тематика данного диалога сводится к выявлению со сторона Павла Петровича (адресанта, инициатора беседы) основ мировоззренческой концепции современной молодежи в лице Евгения Базарова (в данном диалоге он является адресатом) и Аркадия Кирсанова, который, тем не менее, не принимает участия в диалоге.
Целевая направленной диалога неоднозначна. Каждый из коммуникантов, активных участников беседы (Павел Петрович и Базаров), преследует свои коммуникативные цели, которые условно можно разделить на эксплицитные (явные, формальные) и имплицитные (скрытые, но вместе с тем, истинные).
Содержание работы
Задание 1. Проанализируйте с точки зрения использования речевых тактик и стратегий диалог Чичикова с одним из помещиков (Н.В.Гоголь "Мертвые души"), диалог Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым (И.С.Тургенев "Отцы и дети"), диалоги героев в романах Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы", Л.Н.Толстого "Война и мир". (Один диалог по выбору).
Задание 2. Проанализируйте одну из публичных речей какого-либо известного оратора прошлого или нашего современника. Определите все композиционные части этой речи, использованные аргументы (назвав их тип), приведенные факты, использованные фигуры речи, риторические слова и выражения.
Задание 3. Составьте свою собственную публичную речь эпидейктического характера, употребив в ней 10 фигур речи и 15 слов риторического характера.
Задание 4. Объясните, что такое жесты-симптомы и кинетические манеризмы, какое значение они имеют во время деловой беседы и в других случаях общения. Ваш ответ проиллюстрируйте рядом примеров.
Задание 5. Объясните, какие существуют правила работы с различными письменными и устными источниками материала для написания работы научно-делового характера; как необходимо обрабатывать собранный материал (что такое концепция исследования, аспектуализация, классификация). Проиллюстрируйте это собственными примерами.
Задание 6. Представьте анализ телеинтервью. (Предлагаем взять для анализ интервью:.в рамках передач Вл. Соловьева "К барьеру", "Воскресный вечер с Вл.Соловьевым")
Задание 7. Исходным компонентом этого блока заданий является краткий анализ характеристики организации (организация выбирается студентом самостоятельно; в идеале должна быть реально существующей). Все задания этого блока будут связаны с исследуемой организацией (фирмой, компанией, учреждением). См. рекомендации по выполнению задания.
Задание 8. Смоделируйте коммуникативную ситуацию в рамках исследуемой организации и представьте докладную и объяснительную записки. Проанализируйте языковые средства официально-делового стиля.
Задание 9. Представьте обзор деловой прессы ("Коммерсанта", "Экономика и жизнь", "Человек и его карьера" и т.д.), ориентируясь в основном на основные направления деятельности исследуемой фирмы.
Использованная литература
- Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. Современная деловая риторика. - М., 2001.
- В.Е.Рева. Деловое общение, учебное пособие на электронном носителе, Пенза, ПГУ, 2003.
- Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА М, 1999.
- Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. В. И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001.
- Богданова Н. В. Словарь основных понятий и терминов риторики - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»; М.: МУПК 2001.