Слухи, их распространение и борьба с ними.
Реферат по предмету:
"Риторика"
Название работы:
"Слухи, их распространение и борьба с ними."
Автор работы: Ольга
Страниц: 12 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Объект рассмотрения настоящей работы слухи. Слухи, такое привычное и обыденное явление очень трудно уложить в рамки лаконичного и устраивающего всех определения. Расхождения в понимании, что же есть слух, существуют и между теми, кто сталкивается с этим явлением в своей научной или практической деятельности, и теми, кто с большей или меньшей степенью осознанности соприкасается со слухами в повседневной жизни. Каждый специалист по-своему трактует это понятие.
В одном из своих значений слово «слух» определяется как «сведения, достоверность которых не установлена» . В данной работе мы рассмотри и другие подходы к определению этого понятия, а так же распространение и борьбу со слухами.
1. ПОНЯТИЕ СЛУХОВ
В специальной литературе термин «слухи» имеет множество трактовок, редко совпадающих и во многом противоречащих друг другу.
Слухи это элемент устной коммуникации. Даже сегодня, когда мир охвачен индустриализованными формаи массовой коммуникации, они присутствуют везде, поскольку слух соответствует человеческой природе общения. Устная коммуникация иногда недооценивается, хотя репутация формируется во многом в этой сфере. Японцы давно определили, что в ситуации личной коммуникации очень эффективно создавать репутацию, например врача, или утверждать действенность того или иного лекарства .
Слухи это специфическое (или злободневное) высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку, обычно посредством устной речи, без предоставления надежных гарантий достоверности. В данном определении можно выделить несколько характерных моментов. Во-первых, слух это высказанное мнение. Очевидна связь между слухом и сознанием человека, группы. Слух есть проявление мнения, а именно: проявление, которое выражается в словах. Второй важный факт это мнение подлежит распространению по цепочке от одного участника коммуникации к другому, от другого к третьему и т. д. Обмен мнениями между двумя людьми это еще не слух. Слух начинается, когда эта информация становится достоянием более чем двоих. И, наконец, слух перестает быть слухом, когда информация проверяется и ее достоверность становится гарантированной. Также подчеркивается актуальность (злободневность, интересность) распространяемой информации для данной группы лиц.
Слухи изучаются с позиций самых разных наук, поскольку слухи это:
канал коммуникации, атрибут неформальной подсистемы любой организации;
одна из форм стихийного массового поведения со всеми присущими особенностями;
проявление общественного мнения;
канал формирования общественного мнения;
продукт устного народного творчества, язык коллективного сознания.
Слухи классифицируются по:
по происхождению. Несмотря на стихийный характер распространения слухов, их возникновение случайным бывает далеко не всегда. Поэтому самое простое основание классификации делить слухи на «спонтанные» и «сфабрикованные».
по степени опасности. Слухи бывают «плохие» и «хорошие», их последствия могут носить различный характер.
по экспрессивным характеристикам. Негативное воздействие слуха на поведение аудитории отчасти связано с тем, что любой слух, как правило, эмоционально заряжен. Информационному ядру, основному сюжету сообщения, взрывной характер придает именно эмоциональный заряд.
по информационным характеристикам. Какова бы ни была природа слуха, информационная характеристика является его основой, определяющей степень его достоверности. По этому основанию можно выделить четыре типа:
o абсолютно недостоверные слухи (в сущности, отражающие только настроения аудитории либо являющиеся чистым продуктом фантазии распространителя);
o слухи недостоверные, с элементами правдоподобия;
o слухи достоверные, с элементами неправдоподобия;
o относительно близкие к действительности слухи.
по пространственным характеристикам. Пространство понятие широкое. Можно рассматривать чисто наземный (территориальный) аспект, а можно говорить о материальном, воздушном, политическом, религиозном, валютном и т. д. пространстве количества вариантов пространственного разделения множество.
по временным характеристикам. Полагают, что жизнь слуха ограничивается моментом его проверки на достоверность. Однако ряд слухов нельзя проверить в принципе, а часть из них продолжает свое активное распространение и после того, как была предпринята попытка официального его опровержения. Актуальность временная мера слуха.
2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЛУХОВ
Известны два фундаментальных условия, совпадение которых делает возможным возникновение слуха. Первое из таких обязательных условий наличие интереса массовой аудитории к определенной проблеме, высокая актуальность данной проблемы и ее связь с жизненными потребностями людей.
Второе условие возникновения слуха неудовлетворенность соответствующих потребностей. Жизнь сама должна порождать потребность в информации на некоторую тему. Потребность эта должна быть высокоактуальной, т. е. совершенно неудовлетворенной. При этом условии почти любое сообщение будет заполнять возникший информационно-потребностный вакуум и, соответственно, пользоваться успехом, передаваясь в виде слуха. Ощущение же неудовлетворенности интереса возникает у людей в двух случаях. Либо это всякое отсутствие информации на данную тему вообще, либо же это такая ситуация, в которой имеющаяся информация не представляется аудитории надежной..
Помимо двух названных выше основных условий, возникновению и распространению слухов содействует также ряд дополнительных факторов. К ним относятся такие моменты, как степень эмоционального напряжения в общности, в которой возникает слух, и связанная с ней соответствующая потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения.
Известно также, что на возникновение и распространение слухов влияют и сравнительно мелкие, но часто существенные детали. К ним относится, например, демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность передаваемого сообщения.
Основным же фактором развития и распространения слухов является желание повысить свой престиж, что часто толкает людей как на передачу, так и на сочинение слухов.
Содержание работы
Введение 3
1. Понятие слухов 4
2. Распространение слухов 7
3. Борьба со слухами 8
3.1. Профилактика слухов 8
3.2. Противодействие слухам 9
Заключение 11
Список литературы 12
Использованная литература
- Бортник Е. М., Коротков Э. М., Никитаева А. Ю. Управление связями с общественностью. - М: ФБК-ПРЕСС, 2002.- 128 с.
- Катлип СМ., Сентер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. - М.: Вильямс, 2000. - 624 с.
- Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. М.: Академический Проект, 2005. 432 с.
- Мамонтов А. Слухи и современное общество: Трансляция информации о компании по немедийным каналам // Сообщение. - 2002. - № 2. с. 5-9.
- Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 1999.
- Ныосом Д., Терк Д.В.С., Крукеберг Д. Все о РR. Теория и практика паблик рилейшнз. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001. - 628 с.
- Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
- Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-бук, 2000. 624.
- Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2000. - 271 с.
- Щедровицкая М. О важности слухов в условиях диктатуры СМИ // Сообщение. - 2002. - № 3. c. 14-16.