Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Риторика --> Проблема рационального и эмоционального в публичной речи

Проблема рационального и эмоционального в публичной речи

москва

Реферат по предмету:
"Риторика"



Название работы:
"Проблема рационального и эмоционального в публичной речи"




Автор работы: Юлия
Страниц: 14 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Соответствие формы содержанию речи может быть выражено через сочетание рационального и эмоционального. Рациональная часть высказывания выражается в логико-композиционной структуре текста, а эмоциональная часть в эстетических компонентах речевых средств. Причем эстетический, эмоциональный аспект речи воспринимается сразу, создавая первые впечатления о ней .

Впоследствии они могут либо укрепиться под воздействием рациональных средств, либо ослабнуть, или вовсе нейтрализоваться. Поэтому теория риторики требует разумного сочетания рационального и эмоционального в речи.

Выразительность внушающее качество стиля речи, эстетическое упорядочение высказывания, средств привлечения внимания, с ее помощью создается атмосфера, настроение высказывания.

Эмоциональность речи выступает важным критерием культуры речевой деятельности, средством вербального воздействия. Суггестивная функция слова определяется такой характеристикой, как повелительность. Носителями ее являются ритм, темп и громкость речи, а также испоьзование модальных глаголов. (Модальность грамматическая категория, обозначающая отношение содержания предложения к действительности и выражающаяся словами наклонения глагола (должен, обязан, следует), интонацией, вводными словами.) Сознательная регуляция говорящим этих показателей речи существенно сказывается на результативности воздействия слова.

Благодаря выразительности речи привлекается и фиксируется внимание слушателя к сказанному. Выразительная речь способна в потоке информации "удержаться на плаву". Кроме того, выразительные компоненты внутри сообщения выделяют в нем главное и тем самым облегчают восприятие всего сказанного.

В слове закреплено не только понятие, но и чувства, настроения, желания, переживания. Образная выразительность, особенно перифраза и аналогия, является "средством поднятия темы", "путем восхождения на эмоциональные высоты". С помощью эмоциональных средств можно возвысить стиль публичной речи, придать ей торжественность и величавость. Удачная форма с соответствующим содержанием воздействует на слушателей комплексно, многофакторно, всесторонне.

Эмоциональную выразительность устной речи можно придать через многократное повторение одних и тех же образно-художественных слов. Смысл от этого не меняется, однако все зависит от интонации говорящего. Через интонацию говорящим передается оценочная характеристика содержания и текста. Симметричное построение параллельных смысловых единиц в тексте создает эстетически значимый определенный словесный орнамент. Этот словесный орнамент повышает эмоциональную силу данного сочетания слов.

Мысли вынуждают прибегать для их выражения к таким средствам, как логическое. Оно является эмоциональным ударением, или интонированием речи. В русском языке выделяют три типа логической интонации: сообщения, вопроса, побуждения.

Наряду с логическим ударением и порядком слов, в русском языке в целях выделения логического предиката пользуются также различными служебными словами:

усилительная частица "же" (в постпозиции к тому члену предложения, который выступает в функции логического предиката): "Декан определил же задание"; "Декан же определил задание";

определительная частица "именно" (выступает в препоиции): "Именно декан определил задание";

при образовании сослагательного наклонения глагола посредством сочетания формы прошедшего времени с частицей "бы" она способна присоединиться не только к глаголу, но и к любому другому слову в предложении: "Декан вчера определил бы задание"; "Декан вчера бы определил задание"; "Декан определил бы задание вчера". Перемещение частицы "бы" в приведенных примерах также связано с изменением логической структуры мысли. Она служит средством выделения логического предиката, который выражается разными членами предложения;

в предложениях с иной модальностью, чем простая достоверность, логический предикат выделяется наряду с логическим ударением также посредством модальных слов типа "конечно", "вероятно", "может быть";

в вопросительных предложениях русского языка в качестве средства выявления логического предиката используется вопросительная частица "ли (ль)", которая ставится после того слова, на которое падает логическое ударение и сила вопроса.

В любом языке имеются эмотивные знаки, с помощью которых вербализуются, т. е. отражаются и выражаются, эмоциональные отношения человека к миру. Установлено, что преднамеренное обращение к эмотивам в речи может вызывать в психике говорящего то эмоциональное состояние, знаками которого являются эмотивы. Примером такого эмоционального сдвига в психике индивида служит случай, когда человек гневными словами может сам себя "распалить" до потери контроля над своими поступками. Таким образом, само значение слова может регулировать или саморегулировать эмоциональное состояние и поведение индивида. Этим объясняется магия слова и его прагматика.

В своей повседневной служебной речевой практике специалисту приходится пользоваться побудительной интонацией. Основная коммуникативная целеустановка приказных и директивных текстов убеждение аудитории в истинности избранной оратором позиции, а также в необходимости предпринять действия в соответствии с излагаемой автором программы определяет использование тех приемов и средств, которые позволяют оратору достичь максимальной результативности выступления, обеспечив поддержку и расположение аудитории. Решение данной задачи может осуществляться на разлчных уровнях организации текста, в том числе и на эмоциональном уровне.

В последнее время происходит процесс постоянного сокращения предложений и концентрации информации в меньшем количестве слов. Эта попытка сэкономить время за счет слов ведет к большой потере эмоционального воздействия на слушателей.

В сложных ситуациях по-разному проявляется связь между эмоциональными явлениями и управлением собственной речемыслительной деятельностью. Можно утверждать, что форма произвольной эмоциональной регуляции играет решающую роль в условиях, заведомо не допускающих внешнеречевой выраженности неуверенности самого говорящего, его самокоррекции, повторов, тем более ошибок. К таким ситуациям относятся работа дикторов радио и телевидения, связистов, диспетчерская служба, педагогическая, лекторская деятельность, где особенно большое значение имеют знание исходного текста и использование жестко регламентированного кода языковых обозначений. В этих случаях некогда обдумывать допустимые варианты употребляемых эмоциональных интонаций, а тем более слов и фраз.

В речевой деятельности эмоции проявляются по-разному. Одним свойственна преувеличенная громкость и навязчивая расположенность, другим холодность и подчеркнутая учтивость.

Эмоциональность речи фиксируется:

в соотношении используемых речевых средств (интонационных, словарных, структурных) и общего объема текстов, их композиционного построения, образности и метафоричности;

она проявляется в содержательной стороне текстов, определяя их эмоциональную модальность, а также типичные для индивида модальности целостного речевого поведения.

Конструирование и интонирование речи представляют собой сознательную регуляцию речевой деятельности, что в соответствии с эмоциональными особенностями психологического облика говорящего проявляется в избирательности регулирования вербального общения. Выделяют два уровня регулирования: осознанно-произвольный и неосознаваемый .

Осознанно-произвольный уровень обнаруживает себя в особенностях целенаправленного отбора совокупности языковых средств, придающих тексту определенную эмоциональную окраску, меру экспрессивности и коммуникативности.

Эмоциональность регулируется в зависимости от целей и задач устного высказывания. Такое регулирование эмоций осуществляется в заранее спланированном выступлении или речи. Степень эмоциональности задается в зависимости от стилистических особенностей речи. Так, в научной и официально-деловой речи количество эмоционально-выразительных средств будет ограничено рамками этих стилей. В речевом поведении студента подтверждение этому мы может найти во время чтения какого-либо учебного занятия. В этом случае эмоциональные средства необходимы для того, чтобы сформировать наглядный образ изучаемого предмета. В инструкции или приказе таких эмоционально-стилистических средств меньше или они совсем отсутствуют.

Содержание работы

Тема: Проблема рационального и эмоционального в публичной речи

Содержание

Введение

1. Проблема рационального и эмоционального в публичной речи

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одну и ту же мысль можно выразить как устно, так и письменно. Однако устная речь имеет явные преимущества перед письменной.

1. Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать.

2. В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.

3. В условиях устной публичной речи дополнительно воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.

4. В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.

5. В процессе публичного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, он следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли.

6. Публичное устное выступление часто легче понять слушателям ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором.

7. Устное выступление оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени.

Публичная речь - это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой. Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер, темы и используемых средств.

1. Проблема рационального и эмоционального в публичной речи

В числе средств публичной речи необходимо выделять собственно логические (рациональные) средства, методы доказательства и аргументации, фактические средства, тактические методы, психологические приемы, структурно-композиционные и организационно-методические средства, специальные приемы и способы невербального воздействия.

Логические средства представляют собой совокупность правил, позволяющих корректно и непротиворечиво обосновывать спорные положения или предмет речи. Логических средств много, выделим среди них следующие:

Суждение форма мышления, выраженная в языке, представляющая собою утверждение или отрицание чего-либо о предмете.

Суждения можно подразделять на простые и сложные.

Простые суждения нельзя разделить без ущерба к выражаемому ими смыслу и содержанию.

Сложные суждения состоят из простых и образуются при помощи союзов или операторов: "и", "или", "если, то", "равнозначно".

Использование суждений в речи должно быть логически корректным.

Определение представляет собою логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина, выражения неизвестного термина через значение уже известного, уточнение этого смысла и значения.

Использование определений как логических средств в речи предполагает умение задавать разные типы определений, подходящие для данного конкретного случая.

Применение определений в. речи связано с прояснением слов, которые слушатели не знают, уточнением их значения, пояснение новых терминов через уже известные.

Классификация разновидность определения. Это логическая операция распределения предметов, терминов или аргументов по классам.

Цель классификации раскрыть объем понятия посредством перечисления всех входящих в него терминов. Понятие, объем которого раскрывается, называется делимым понятием, а с помощью чего это делается членами деления.

Деление (классификация) всегда осуществляется на базе какого-либо признака (основания деления). Так, в классификации "треугольники бывают прямоугольные, тупоугольные и остроугольные", понятие "треугольник" делимое понятие, виды треугольников члены деления, а основанием деления служит угол.

Одно и то же понятие может делиться по разным признакам.

Правила деления включают в себя:

а) соразмерность делимого понятия и членов деления;

б) равозначность основания деления для всех членов деления.

Различают вспомогательную и естественную классификации.

Первая создается с целью наиболее быстрого отыскания какого-либо предмета среди многих; например, распределение карточек в каталоге по алфавиту. Зная порядок букв в алфавите, мы легко можем отыскать нужную нам карточку.

Вторая распределение предметов по классам на основании их наиболее существенных признаков.

Кроме чисто логических правил применения определений и классификаций, надо придерживаться и таких правил, которые связаны с контекстом их речевого использования.

К их числу относятся следующие правила:

1. Определения и классификации должны соответствовать теме речи и характеру аудитории.

2. Определения, помимо того что они являются логически корректными, должны быть еще и понятными, иллюстративными, показательными, в достаточной степени экземплярными (дающими нужный пример или образец).

3. Определения должны быть авторитетными, убедительными. ''

4. Определения должны оттенять существенные качества предметов.

5. Использование определений не должно быть чрезмерным, оно должно быть продиктовано соображениями прояснения значений неизвестных слов, а не риторическими целями украшения речи .

Публичная речь предполагает логически корректное использование понятий и терминов. Понятие подразумевает мыслительную операцию, связанную с обобщением, выделением общего признака класса предметов, группирование класса по принципу указания на единичные признаки, общие признаки, существенные и несущественные признаки, родовые и видовые признаки.

Языковой формой понятия служат слова, имена, термины. Образование понятий связано со сравнением, анализом, синтезом, абстрагированием и обобщением. В каждом понятии различаются объем (класс предметов, имеющий выделенный признак) и содержание (признак или совокупность признаков).

Среди понятий принято выделять единичные и общие (указывающие соответственно на предмет или класс предметов), собирательные (множество или класс предметов как целостность, например "библиотека", "созвездие").

Регистрирующие и нерегистрирующие (объем которых составляет конечное множество элементов, подлежащих учету, и понятие с неисислимым объемом), конкретные и абстрактные понятия (к примеру, понятие "стол" и "равенство"), положительные и отрицательные (указывающие на наличие или отсутствие того или иного признака), безотносительные и соотносительные (характеристики которых не связаны с другими предметами, например "число", и такие, значения которых проясняется только через другое понятие "числитель", "юг", "правая сторона").

Использование понятий в речи будет более обоснованным, если оратор ясно представляет себе соотношение их, в том числе соотношение по объемам.

В связи с этим нужно выделять совместимые понятия (объемы которых частично или полностью совпадают, например "студент" и "отличник"), несовместимые понятия ("здоровый" и "больной", "жизнь" и "смерть"), а также противоречивые понятия.

Использованная литература

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.,Деловая риторика: Учебное пообие для ВУЗов. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. 512с.
  2. Риторика: Учебное пособие / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2005. 572с.
  3. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «академия», 2003. 272с.


Другие похожие работы