Полимическое мастерство
Реферат по предмету:
"Риторика"
Название работы:
"Полимическое мастерство"
Автор работы: Валерий
Страниц: 16 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее че-ловека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он человек - ор-ганизовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное об-щение (именно оно составляет сущность процессов коммуникации, в том числе и речевых) в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности: в политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями разных культур и т.д.
Сегодня, в начале ХХI столетия, большая часть человечества осознала очень простой и очевидный факт, что лишь немногие суждения о мире ис-тинны и не требуют доказательств. Но львиная доля наших суждений пред-полагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики).
Несколько нудной, вялой, неинтересной, скучной была бы жизнь чело-века, если бы речевые коммуникации между людьми сводились к строгой и бесстрастной констатации «положения дел». В действительности в коммуни-кативных процессах, помимо высказываний, выржающих то или иное со-стояние дел, содержатся побуждения, вопросы, оценки, согласия и возраже-ния вплоть до неприятия чего-либо. Кроме того, определенную окраску, ха-рактер коммуникативным актам придает манера поведения, позы, выражения лиц. Все это мы можем обнаружить и в спорах.
Спор представляет собой одну из основных форм человеческой комму-никации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сто-рон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина». Вывод из сказанного выше предельно прост. «Роскошь человеческого обще-ния» (А.Сент-Экзюпери) является наградой за изнурительный труд ума, вы-сокий уровень логической культуры и культуры поведения, а также за фили-гранное владение искусством спора.
1. ПОНЯТИЕ «ПОЛЕМИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО»
Понятие «полемическое мастерство» включает в себя знание предмета спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оп-понента, использование полемических приемов, умение противостоять улов-кам противника.
В русский язык слово «полемика» пришло из древнегреческого: po-lemikos переводится как воинствующий, враждебный. Действительно, в от-личие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что связано с целью, которую преследуют участники полемики. Именно поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называется острым спором.
2. СПОР. ВИДЫ СПОРА. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СПОРА
Спор это акт речевой коммуникации, однако не всякий коммуника-тивный процесс является спором. Спор это коммуникативный процесс в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиции участ-вующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценность данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Б.Шоу так обосновал этот тезис: если у вас есть одно яблоко и у меня одно яблоко, то при обмене ими и у вас, и у меня останется по одному яблоку; но если у вас есть одна идея, а у меня другая и мы обмениваемся ими, то в ре-зультате у каждого из нас будет по две идеи. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.
Искусство ведения спора получило название эристика. Эристика явля-ется интегральным искусством, возникшим на стыке знаний и умений, выра-батываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказатель-ностью и убедительностью. Доказательность это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность это психоло-гическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. За более чем двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способству-ет повышению плодотворности спора:
- если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ее восполь-зоваться;
- не спорьте по мелочам; если уж спорить, то только по принципиаль-ным вопросам;
- почву для спора образует наличие несовместимых позиций относи-тельно одного и того же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает;
- спор должен быть предметным, а предмет спора достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении;
- спор возможен только при наличии определенной общности исход-ных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонима-ния спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора;
- спор предполагает следование определенным законам и правилам ло-гики, этики и психологии;
- спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады лич-ного характера; спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения;
- в споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения досоинства противника, подмены предмета спора и т.д.;
- стремитесь излагать свои мысли кратко, связно и красиво.
Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, со-держательным или формальным.
Перечисленные виды спора выделены по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами.
Дискуссия это вид спора, в рамках которого рассматривается, обсу-ждается, исследуется какая-то проблема с целью достичь взаимоприемлемого решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые об-ладают конкретными необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.
Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает не-обходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам основа-тельно подготовиться к ней более основательно.
От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дис-куссии достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.
Содержание работы
Введение..3
1. Понятие «полемическое мастерство»4
2. Спор. Виды спора. Стратегия и тактика спора.4
3. Логические аспекты полемики..10
4. Логические ошибки в споре...13
5. Логические уловки в споре.15
Список литературы.17
Использованная литература
- Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Р/Д.: 1996. 480 с.
- Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.: Просвещение, 1991. 320 с.
- Павлова Л. Г. Обучение полемическому мастерству. - М.: Знание, 1988. 433 с.
- Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М.: Наука, 1986. 218 с.
- Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М.: Моск. Ун-тет. 1992. 602 с.
- Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. М: Норма-ИНФА, 2000. 560 с.
- Минеева С.А. Полемика диспут дискуссия. - М.: Просвещение, 1990. 520 с.
- Прошунин Н.Ф. Что такое полемика? М.: Знание, 1985. 288 с.
- Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2000. 413 с.