психологическая защита личности
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"психологическая защита личности"
Автор работы: Юлия
Страниц: 50 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Понятие и сущность.
В самой упрощенной трактовке перенос можно обозначить как защит-ный механизм, который имеет возможность удовлетворить потребности при сохранении, обычно качество энергии (танатоса или либидо) на замещающих объектах.
Одним из первейших и наименее сложных является вымещение. То есть, непосредственная подмена объектов изливания энергии, которая накопилась в виде агрессии, обиды.
Такой механизм защиты, направляет отрицательную эмоциональную ре-акцию даже не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, который не каается этих отношений. Внутри преобладает «замкнутый круг» взаимодей-ствия людей друг на друга .
Бывают моменты, когда наше Я стремиться найти, чтобы выместить свою обиду или агрессивную энергию. И основными особенностями этих объектов является то, что они безгласны, безропотность, невозможность оса-дить вымещающего. То есть они, как правило, должны иметь те же характе-ристики как и у меня, когда я послушно выслушиваю упреки и унизитель-ные замечания со стороны любых субъектов. И злость, которая не примени-лась на истинного виновника, переносится на того, кто еще слабее меня.
Задачи такого способа не имеют закрытого перечня. Их элементами мо-гут являться и живые существа, и неживые вещи.
Вандализм - явление широко распространенное, но к сожалению не только среди подростков. Ведь факт вандализма по отношению к безгласной вещи является следствием процесса вандализации по отношению к личности.
То есть, по другому их еще называют садистический вариант вымеще-ния. Например, вымещение агрессии на другом человеке. Но существует еще и вариант с мазохистским уклоном, то есть, таже сама агрессия, но уже по отношению к себе. Таким образом проявляется, ситуация, когда индивид не имеет возможности отреагировать на противника и обращается внутрь себя. Выражение в физических действиях отражается не только во внешнем про-явлении агрессии, но и во внутреннем. Например, человек от злости может кусать себе губы в кровь и т.п. На уровне психики это выглядит как угрызе-ниями совести, самоистязаниями, заниженной самооценкой, чрезмерной кри-тикой в адрес себя, неуверенностью.
Другой вид переноса - замещение. То есть замене подвергаются объекты желаний, обеспечивающиеся в основном энергией либидо.
Глубина внутреннего мира зависит от широкой палитры предметов, объ-ектов потребности.
Процесс замещения возникает в тех случаях, когда стабилизация по-требности на совершенно узком и почти не изменяемом виде объектов; клас-сика замещения стабилизация на одном объекте. В ходе замещения сохра-няется архаика либидо, отсутствует любое стремление к наиболее трудным и социально важным объектам.
Перед возникновением процесса замещения появляются с начало при-чины возникновения.
Часто встречается такая ситуация, когда существует сотрудничество за-мещения и вымещения. Для того, чтобы лучше понять суть, можно привести старое выражение: «любящие только животных часто равнодушны к челове-ческим несчастьям». То есть однолюбие является причиной тотального от-вержения оставшегося мира. Такой принцип жизни ни к чему хорошему не приведет, так как у всего есть свои конец. Если же умрет то единственное существо, то индивид просто потеряет смысл жизни. Ведь это был опреде-ленный стержень существования его. Ситуация предельная, и есть конечно еще один вариант существования в таком случае это проживать каждый день памятью о предмете своей любви.
Еще один вариант последствий, к которому может привести такая си-туация соизмеримость сил действия и противодействия. В смысле, человек бессознательно может стремиться к прекращению той зависимости, которая сковывает его. От любви до ненависти один шаг, и однолюбы могут пред-стать в роли уничтожителя своей любви.
Следующий вид переноса уход. К нему относится и избегание, и бег-ство, и самоограничение. Личность отходит от тех ситуаций, которые ей не-приятны, она покидает дискомфорт как существующий в реальности уже, так и планируемые.
Анна Фрейд в своей книге «Я и защитные механизмы» приводит став-ший классикой пример ухода.
К ней на прием привели мальчика, которому дала задание раскрасить «волшебные картинки». А.Фрейд поняла, что процесс раскрашивания делает ребенка счастливым. Дл того чтобы завоевать доверие к себе и начать разго-вор, Анна начинает помогать ему. Но увидев что получилось у Анны Фрейд, он прекратил свое занятие. Эту ситуацию исследовательница раскрывает в виде возникшего страха перед сравнение не в его пользу.
У процесса ухода есть свои причины, но также есть и своя итоговая кар-тина. То есть всегда существует какое то продолжение. Ведь если я прекра-щаю заниматься одним видов деятельности, я свою активность на другом объекте. Как можно уже заметить, уход есть определенное замещение объ-ектов.
С это позиции между уходом и творческой сублимацией много и труд-но- разграничивающегося общего. Первые его отличием считается то, что сама сублимация есть занятие новой деятельностью, которое носит компен-саторный характер. Он придерживаетс защитной позиции и имеется нега-тивные предпосылки у новой активности. Точнее, эта активность является итогом ухода от неприятных переживаний, страхов, неуверенности. В дан-ный момент произошла замена, бес переживании.
Сама по себе мыслительная деятельности человека обладает огромным количеством возможностей для замещений в таком виде как уход.
Понимание личностью своих недостатков, своей неспособности разре-шить ту или иную проблему возникшую перед ней, вытесняется тем, что че-ловек переносит в те условия, где он способен что то сделать. За счет этого, у личности есть возможность пользоваться чувством контроля над реально-стью.
Когда человек пытается уйти, погрузиться в научную деятельность, то это ведет к тому, что он постоянно повышает объем понятий, критериев клас-сификации, у него есть маниакальная нетерпимость к любому противопо-ложному мнению.
Все вышеперечисленные форм ухода являются горизонтальным видом бегства от существующих проблем к мысленному пространству. Мысленное пространство здесь понимается как та часть проблемы, которую либо не нужно решать вообще, либо индивид сам в состоянии ее решить.
Раз есть горизонтальный вид, значит, есть и вертикальный. Под этим ви-дом понимают, интеллектуализацию, в которую включено мышление и таким образом решение проблемы переносится из индивидуальной противоречи-вой, не поддающейся контролю реальности в сферу сугубо мыслительных операций. Но эти самые мыслительные варианты устранения от конкретной реальности могут привести к такому абстрагированию самой действительно-сти, что после, решение проблемы на замещающем объекте ни чего общего с решение в реальности не имеет. И хоть контроль за моделированием сохра-няется, уход от реальности может завести слишком далеко, до такой степени, когда забывается путь обратно, к реальности.
Фантазия является часто встречаемым видом ухода от реальности. Ини-циатором фантазии может стать хоть что, и пережитая травма, и незавершен-ность ситуации, несостоятельность желании.
По мнению Фрейда, «инстинктивные желания...можно сгруппировать по двум направлениям. Это или честолюбивые желания, которые служат воз-вышению личности, или эротические».
То есть в честолюбивых фантазиях объектом желания будет сам фанта-зирующий. Он хочет быть желанным для других объектом.
Ну а в эротически окрашенных желаниях, объектом является лицо из близкого или дальнего социального окружения, то есть тот, в реальной жизни никогда не станет объектом..
Существует такой вид фантазии как «фантазия избавления». В ней сли-ваются оба желания одновременно. То есть человек представляет в опреде-ленных ролях.
Среди пациентов Фрейда встречались такие мужчины, которые фантази-ровали спасти женщину от социального падения, с которой у них была ин-тимная связь. Занявшись анализом их фантазии, Фрейд при помощи их самих рассмотрел причины этих фантазии. Началом фантазий стали бессознатель-ные желания мальчика забрать от отца свою любимую женщину, мать маль-чика, самому стать отцом и подарить матери ребенка. Фантазия избавления - это проявление нежных чувств к своей матери. Затем с исчезновением Эди-пова комплекса и установления в сознании личности культурных норм, все детские желания вытесняются, после чего будучи взрослым они возникают в воображении себя избавителем для падших женщин.
А также такую фантазии может обусловить и трудная ситуация в семье. Например, отец алкоголик, постоянно устраивает пьяные дебоши в семье, бьет мать. После этого в сознании ребенка откладываются мечты избавить родную мать от деспотичного отца. Иногда идеи заходят до представления убийства отца. Обычно в жены такой тип мужчин выбирают себе женщин, похожих на их несчастную мать. Но все эти фантазии и мечты не говорят о том, что сам ребенок потом не станет как его отец, муж-тиран.
Неофициально следующий рассматриваемый вид переноса мы можем обозначить как «переживанием из вторых рук» .
«Переживание из вторых рук» предполагает ситуацию, когда человек из за причин как объективного, так и субъективного плана не может найти себе вариант приложения своих сил и интересов, так сказать, «в нужное время и в нужный час». После этого переживание желания применяется на замещаю-щих объектах, которые находятся ближе всего и которые относятся к реаль-ным объектам желания: книги, фильмы. Но какой бы не была реализация на замещающих объектах удовлетворить индивид она не в силах. Это желание на протяжении всего времени сохраняется, поддерживатся, и существует та-кая возможность застрять в этой позиции. Так как этот способ переживания безопасен.
Содержание работы
Введение....2
I. Глава. Защитные механизмы: понятие и их разработка.....3
II. Глава. Способ вытеснения как вид психологической
защиты личности:. 12
2.1 Сущность вытеснения...12
2.2 Вытеснение влечения13
2.3 Вытеснение реальности....13
2.4 Вытеснение требований и предписаний Сверх-Я......15
2.5 Работа по преодолению вытеснения....................................................15
III. Глава. Первостепенные способы защиты....16
3.1 Оглушение......16
3.2 Подавление.....17
3.3 Аскетизм.....18
3.4 Нигилизм.....19
3.5 Изоляция......21
3.6 Аннулирование действия.......21
IV. Глава. Перенос:......22
4.1 Понятие и сущность....22
4.5 Работа с переносом.....30
V. Глава. Другие способы защитного механизма......31
5.1 Рационализация......31
5.2 Идеализация....36
5.3 Обесценивание....36
5.4 Проекция..........37
5.5 Идентификация...39
5.6 Образование симптомов.....43
5.7 Реактивные образования....45
5.8 Регрессия......47
Заключение....48
Список литературы
Введение.
Особая актуальность данной темы неоспорима. Так как, степень акту-альности зависит от того, на сколько близкий характер имеет рассматривае-мый предмет. Механизм психологической защиты личности непосредственно является частью нас, он формируется, существует и совершенствуется с дет-ства и на протяжении всей жизни. Тем амым, пытаясь постоянно сохранить наше внутренне стабильное душевное равновесие. Такой механизм очень ва-жен для нас, так как окружающий мир сам по себе непредсказуем, и пытаться что то прогнозировать тоже смысла нет.
Человеческая психика у каждого индивида своя, свое воспитание, свои убеждения, свои манеры поведения. И для того, чтобы в некоторых сложных ситуациях, человек всегда умел найти свое место, нужен этот механизм. Он работает на подсознательном уровне. И человек порой не осознает что за процессы происходят внутри него. Однако, стоит заметить, что личность мо-жет контролировать или изменять эти процессы.
Целью этой работы является полное рассмотрение механизма психоло-гической защиты личности, его видов, и анализ их. А также рассмотрение особенностей протекания защитных реакции.
В данной работе будут приводиться примеры для более лучшего пони-мания ситуации.
I Глава. Защитные механизмы: понятие и их разработка.
С самых ранних этапов нашего развития внутри нашего сознания в пси-хике формируются и развиваются определенные механизмы. Они продолжа-ют действовать и развиваться в течении всей жизни. Эти механизмы обычно называют «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности ». Все это предохранение нашего сознания от разных по форме и роду негативных переживаний и перцепций, которые способствуют сохранению психологического гомеостаза, душевной стабиль-ности, а также умению разрешить внутриличностные конфликты. Все это может происходить как на бессознательном, так и подсознательном психоло-гических уровнях .
За счет предохранительных механизмов личность бессознательно защи-щает себя от вреда, который может возникнуть и нанести ей реальные жиз-ненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но стоит от-метить еще и то, что эта же самая защита временами работает не на пользу личности. Так как, она порой мешают человеку самокритично относиться к себе и следовательно, это зачастую затрудняет эффективное разрешение лич-ных проблем.
Зигмунд Фрейд в 1894 году был первым психологом, который ввел эти понятия в психологию. После чего, их развивали, продолжали, интерпрети-ровали, трансформировали, модернизировали представители разных поколе-ний психотерапевтов психоаналитической ориентации и других психологи-ческих отраслей например, экзистенциальной психологии, гуманистиче-ской психологии, гештальт-психологии и др .
Еще в первых своих исследованиях Фрейд обуславливал то, что прото-типом психологической защиты есть механизм вытеснения, который задачей своей ставит избегание неудовольствия, всех отрицательных аффектов, со-провождающихся внутренними психическими конфликтами между влече-ниями бессознательного и теми сферами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Одновременно с редукцией всех плохих аффектов воз-никает вытеснение содержания этих аффектов, а также реальных сцен, мыс-лей, представлений, фантазий, которые предшествовали появлению аффек-тов.
Продолжательницей династии психоаналитиков явилась Анна Фрейд. Она в свою очередь, твердо обозначила тот аффект, который включает рабо-ты защитных механизмов, таких как страх, тревога и т.д.
В своих концепция она обусловила три источника тревоги. Во-первых, это - тревога, страх от разрушительных и безоговорочных притязании ин-стинктов бессознательного, которые основываются исключительно принци-пом удовольствия (страх перед Оно). Во-вторых, это - тревожные и невыно-симые состояния, которым способствуют чувства вины и стыда, разъедаю-щими угрызениями совести . В-третьих, это - страх перед требованиями ре-альности.
А.Фрейд поддерживала точку зрения отца и утверждала, что защитный механизм базируется на двух типах реакций :
блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;
искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсив-ность заметно снизилась или отклонилась в сторону.
Проанализировав работы и исследования своего отца и совместив это с собственным психоаналитическим опытом, она подвела итог - что основные проблемы никуда не исчезают. То есть, использование защиты конфликт не снимает, страхи остаются и все ведет к тому, что велика вероятность появ-ления болезни. Она указала на определенные наборы психозащитных техник, которые непосредственно ведут к соответствующей симптоматике. Доказа-тельством здесь является то, что при определенных психологических патоло-гиях возникают оответствующие защитные техники. Например, при истерии часто проявляется обращение к вытеснению, а при неврозе навязчивых со-стояний происходит массированное использование изоляций и подавления.
Анна Фрейд исследовала определенные механизмы, такие как: вытесне-ние, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена бывшего некогда, проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в свою противополож-ность, сублимация. Но этот список не был исчерпывающим. Своеобразное отношение к вытеснению основывается на том, что оно количественно со-вершает намного объемнее работу, чем другие техники защиты. А также применяется сопоставительно сильных влечений бессознательного, которые не по силам другим техниками. Подведя небольшой вывод Анна выдвинула предположение - что способность вытеснения в первую очередь состоит в борьбе с сексуальными влечениями, в то время когда другие техники защиты работают в основном с агрессивными импульсами.
Однако, в 1919 году Мелани Кляйн выступая на заседании Будапешт-ского психологического общества отметила, что вытеснение как защитный механизм уменьшает качество исследовательской деятельности ребенка, не образуя перехода энергии на социальную деятельность, в том числе интел-лектуальную .
Психоаналитик Вильгейм Райх, идеи которого являются по сей день ос-новами для самых различных телесных психотерапии считал, что вся струк-тура характера человека представляет из себя определенный целостностный защитный механизм.
В отечественной психологии важнейшим подходом к психологическим защитам являлся подход представленный Ф.В.Бассиным. Который включает в себя то, что психологическая защита исследуется как основная форма реа-гирования сознания индивида на психическую травму.
Подход предлагаемый Б.Д.Карвасарским разбирает психологическую защиту как совокупность адаптивных реакций личности, устремленных на защитное изменение важности дезадаптивных компонентов отношений - когнитивных, эмоциональных, поведенческих. Во всем этом преследуется цель ослабления их психотравмирующего воздействия на Я - концепцию. Сам процесс протекает обычно не выходя за границы неосознаваемой дея-тельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических за-щит. Одни из которых проявляются на уровне восприятия (например, вытес-нение), другие на уровне трансформации (искажения) информации (напри-мер, рационализация) .
Так же не будем забывать, что люди редко пользуются одним механиз-мом защиты, как правило, они применяют различные защитные механизмы.
Если рассматривать вопрос происхождения разных типов защиты, то здесь будет правильным ответ с детства. То есть, ребенок появляется на свет без психологических защитных механизмов, все это он нарабатывает и приобретает на той же стадии, когда еще плохо работает сознание, он просто пытается выжить, сохранив свою душу.
Важнейшим открытием в исследовании этой темы было открытие пси-ходинамеческой теории ранних детских травм. Смысл ее токай: чем в более раннем возрасте ребенок получает психическую травму, тем более глубокие слои личности оказываются 'деформированными' у взрослого человека. Пе-реживания, возникшие от социальной ситуации или каких либо систем от-ношений, могут оставить неизгладимый след на всю жизнь, а иногда и обес-ценят ее.
По описанию Фрейда в самом раннем возрасте, на самой ранней стадии взросления ребенок должен установить связь со своим первым объектом общения - материнской грудью, а через нее - со всем миром. И если ребенку уделяется достаточное внимание, если мать полностью отдает себя малышу, интуитивно она будет чувствовать его настроение, самочувствие и желания. Если такого не происходит - закладывается одна из самых тяжелых личност-ных патологий отсутствует формирование базового доверия к окружающе-му миру. Возникает чувство неуверенности в окружающем мире, отсутствие поддержки и доверия к миру. Подобное отношение остается у человека на всю жизнь. Вследствие этого окружающее пространство для такого индиви-дуума становится не помощником и союзником, а врагом, от которого чело-век всегда ждет подвоха и предательства. Неконструктивно решенные зада-чи раннего возраста приводят к тому, что человек воспринимает мир иска-женно. Страх переполняет его, он живет с сомнением, не может трезво вос-принимать мир, доверять себе и людям .
Использованная литература
- Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
- Батаршев А.В. Тестирование: основной инструментарий практическо-го психолога. М.: изд-во Дело, 2001.
- Беличева В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб., 1994.
- Джемс У. Психология. М., 1991. Гл. XXIV.
- Изард Кэррол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
- Кондаршенко В.Т. Общая психология. Учебное пособие. Минск, 1997.
- Леонтьев А.Н. Предисловие // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып. V. М.: Прогресс, 1975.
- Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер. 2002.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. М.: Владос, 2001.
- Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. Методическое по-собие. СПб., 1995.
- Психология личности: Хрестоматия. СПб., 1997.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, рабо-тающих с персоналом). М., 1996.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М., 1990.
- Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М., 1997.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Тайсон Ф. Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. Екате-ринбург, 1998.
- Технология социальной работы. Ч.1. Учебное пособие для вузов (ма-териалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Цит-килова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.
- Эмоции и личность. Учебное пособие: практикум / сост. Строков Тю-мень: ТГУ, 1998.
- Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межлично-стных суждений // Вопросы психологии, 1981, № 2.