Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> развитие толерантности в подростковом возрасте

развитие толерантности в подростковом возрасте

не указан

Реферат по предмету:
"Психология"



Название работы:
"развитие толерантности в подростковом возрасте"




Автор работы: Юлия
Страниц: 26 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Чтобы взрастить толерантность, порой требуется смена своих установок на более приемлемые, отсюда важно уяснить основные психологические составляющие толерантности (эмпатия, терпимость в общении, самоуважение и признание других), которые в совокупности являются отличительными признаками толерантного человека.

Эмпатия заключает в себе способность человека к сопереживанию, т.е. испытывать те же чувства, которые ощущает другой человек, это эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям, радостям. Она проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку, что способствует развитию гуманистических ценностей, без которых невозможно полноценное толерантное восприятие действительности.

Смысл эмпатического принятия другого это попытка прочувствовать состояние собеседника через мысленное перевоплощение, вхождение в его роль, временное проживание его состояния, чувствительность к непрерывно происходящим в нем изменениям [2]. Отсюда напрашивается логический вывод, что развитие эмпатии является первым признаком толерантного человека.

Коммуникативная толерантность как черта человека комплексная: в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления [13]. Люди, с высоким уровнем коммункативной толерантности уравновешены и хорошо уживаются с различными людьми, создавая психологически здоровую и приятную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания. И для педагогической деятельности такая толерантность в общении способствует формированию отношений на основе взаимопринятия.

Коммуникативная толерантность хорошо видна в тех обстоятельствах, когда человек не замечает ярких различий между собой и партнером либо не испытывает острых эмоций по этому поводу. К ней относятся:

принятие различия интересов, потребностей и ценностей других людей;

отказ от превосходства собственного взгляда, поскольку мнение, отличное от моего, не всегда может быть ошибочным;

личностный рост человека путем преодоления себя самого, самостоятельного и успешного разрешения и выхода из конфликта.

ситуативное реагирование в эту же минуту, на этом же месте. Легко быть теоретически терпимым, гораздо труднее быть таким в ситуации незапланированного непосредственного общения;

ответственность личности за процесс и результат собственных жизненных выборов и проявлений себя в общении с другими;

умение услышать и понять не только себя, свое мнение, а желания, взгляды и позиции другого человека.

Развитие толерантности начинается с установления контактов, поскольку в этом процессе происходит понимание и прочувствование другого, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами, вжиться в его мир.

Возникающие потребности в совместной деятельности рождают взаимодействия между людьми и включают обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание других на основе сопереживания и взаимного обмена эмоциями и толерантность выступает в виде эмоционально-чувственных переживаний.

Поскольку в общение включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом, приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Эта связь носит двоякий характер: богатство представлений о самом себе определяет богатство представлений и о другом человеке, но вместе с тем, чем полнее раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе [1].

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовоспитания, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально - перцептивных процесса [11].

В основе восприятия других людей лежат определенные психологические механизмы, которые зависят от степени и длительности общения. Так, в процессе восприятия ранее незнакомого человека происходит отнесение его к определенной социальной группе и приписывание ему качеств, свойственных представителям данной группы в целом. Кроме этого, на данный процесс оказывают влияние факторы превосходства (при встрече с человеком, превосходящим нас, мы оцениваем его положительно и по многим другим параметрам, чем в случае, если бы он был нам равен); привлекательности (внешне привлекательные люди обычно воспринимаются более интересными, умными, успешными и т.д.); отношения к нам (люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто относится к нам плохо).

Знание того, как партнер по общению будет понимать другого, регулируется процессом рефлексии, а именно знание того, как другой понимает меня. В качестве объекта рефлексии могут выступать: и отражение мира, и размышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, и свое личное сознание [1].

В течение жизни, общаясь с разными людьми в личном и профессиональном плане, человек расширяет и обогащает собственные представления и суждения о самом себе. Формирование собственного образа приводит к возникновению ощущения себя, а закрепление описания самого себя по различным оценкам, полученным в свой адрес от другх, выстраивает некое обобщенное представление, заключающееся в углубленном понимании собственной уникальности и ценности. Тормозом в этом процессе является отграничение себя от восприятия оценок окружающих [2].

На развитие коммуникативных процессов влияет также самооценка общающихся, которая является своего рода регулятором поведения. Она отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к себе. От нее зависит степень критичности человека, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что влияет на процесс общения с другими, эффективность деятельности и процесс дальнейшего развития.

Расхождение между своими притязаниями и реальными возможностями приводит к искажению в оценивании себя, поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность. Деформация самооценки может происходить в сторону занижения или завышения, и в том и другом случае это негативно сказывается на установлении продуктивных контактов с окружающими.

Собственный образ характеризуется мерой устойчивости (инерционности), а, как известно, устойчивость одно из наиболее охраняемых качеств человека, при угрозе нарушения которой автоматически включаются защитные механизмы. Благодаря осознанию своей индивидуальности человек стремится защитить ее от угрозы нивелирования. Поэтому из совокупности внешней информации человек выбирает только ту, которая согласуется с его картиной себя и мира, не разрушая и не внося существенного разлада в душевную жизнь. Информация, факты отбираются и упорядочиваются в соответствии с личными ценностями и установками человека. А поскольку факт это лишь интерпретация событий, то мерой объективности восприятия служит система ценностей. Внутренняя цензура осуществляет фильтрацию поступающей информации под углом зрения ценностей, интересов, идеалов [2].

Таким образом, изначальное допущение возможностей разных ситуаций дает ту необходимую информацию, которая создает эмоционально безопасный фон для человека. Принятие новой информации может проходить без сильных внутренних противоречий для психики человека и без прибегания к защитам в том случае, если человек допукает свободу разнообразия и обладает широким аспектом допущения вариантов нового, то есть характеризуется наличием толерантных ценностей. Чем больше допущений человек имеет, тем психологически комфортнее он себя ощущает.

Существуют различные критерии толерантности [14]:

равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой- либо другой группе);

взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества, сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности интолерантности или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

Содержание работы

План

Введение 3

Основная часть

1. Определение понятия «толерантность» 4

2. Толерантность как психологическая концепция 7

3. Компоненты и критерии толерантности 10

4. Психологические особенности подростков 16

Заключение 24

Список литературы 25

Введение

Актуальность данной темы реферата неоспорима, что подтверждается неспокойной обстановкой в мире, в котором все меньше и меньше придается значению толерантности как основы для мирного сосуществования и делового сотрудничества всего человечества на общественных началах.

Утрата и сведение на нет терпимости и благожелательности к другим людям, отличающимся от нас по социальному положению, национальности, вероисповеданию, своим образом мировоззрения и даже, в некоторых случаях, половой принадлежностью становится проблемой одной из основных.

Наш реферат посвящен попыткам раскрыть смысловые значения понятия «толерантность», выделить из имеющейся психологической литературы основные положения, относящиеся к этому термину, представить все его многообразие и актуальность применительно к подростковому возрасту.

Воспитание подрастающего поколения на основе толерантности сейчас имеет не меньшее значение, чем стремление научить его различным общественным дисциплинам в образовательных учреждениях любых типов.

Поэтому эта тема представляет интерес не только для психологов, интересующихся проблемами личностного развития человека, его коммуникативных способностей, но и для педагогов и родителей, на которых возлагается серьезная задача показать своим примером образец толерантности младшему поколению.

1. Определение понятия «толерантность»

В зависимости от накопленного исторического опыта различных народов, наличия многообразных культур, меняется содержание понятия «толерантность».

Если проследим толкования этого понятия в некоторых языках, убедимся в своеобразности его понимания их носителями. Так, у англичан, по Оксфордскому словарю, толерантность «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», французы понимают это как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». Для китайцев быть толерантным, значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». Для арабов толерантность это «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». Персы толерантность воспринимают как «терпение, выносливость, готовность к примирению». Для нас, русских, слово «толерантность» имеет синоним «терпимость». Термин «толерантность» часто встречается в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость» используемое в просторечии, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [14].

В научном мире толерантность понимается как уважение и признание равенства, отказ от превосходства над другими и насилия как физического, так и психического, принятие многогранности и многообразия человеческой культуры, этических норм, личных верований и отказ от культивирования узкого мышления, чаще всего ограниченного, стремящегося к преобладанию какой-то одной точки зрения.

Толерантность означает нашу безусловную готовность принять другого человека, который не похож на нас, имеет иное мировоззрение и устанавливать с ним ровные, деловые или дружеские отношения. Она строится на основе взаимоуважения сторон, и может обеспечить здоровое общение при условии заинтересованности каждого в непосредственном контакте и продуктивном сотрудничестве.

Толерантность является ценной составляющей жизненной позиции зрелого человека со своими моральными установками и интересами и готового отстоять свои убеждения без нанесения психологической травмы другому собеседнику или без давления на личность [14].

В переводе с латинского, толерантность означает ерпение. В словаре С.И. Ожегова [10] есть три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется, с одной стороны, как способность терпеть, с другой как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть, это значит безропотно и стойко переносить что нибудь, мириться с наличием чего-либо, испытывать что-то неприятное, тяжелое, откладывать какие либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому нибудь, чему нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Первое значение толерантности, как свойство личности связано с терпением, терпимостью, но это лишь одна сторона трактовки.

Второе значение включает элемент основного процесса приспособления человека к чему-либо, кому-либо, т.е. невосприимчивость или спокойное реагирование индивида на конкретный неблагоприятный фактор.

Третье значение толерантности связано с устойчивостью: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Четвертое значение включает понятие позволения, а именно, быть толерантным означает допускать, что есть люди, отличные от нас, что у других есть собственное мнение, ценности, идеалы, что другие способны на иные эмоциональные способы реагирования, то есть признание самого факта многообразия. Но данная трактовка может быть связанной с определенным безразличием к особенностям других и пассивным терпением.

Пятое значение толерантность как признание. В отличие от позволения принятие характеризуется направленностью на другого человека.

Шестое представляет толерантность как стремление человека достичь консенсуса с другими, согласовать самые разные установки, мотивы, ориентации, не прибегая к насилию и подавлению человеческого достоинства [14].

Графически все перечисленные взгляды на толерантность можно условно представить так: в центре - толерантность, от которой отходят два полюса: агрессивность и безразличие.

Таким образом, толерантность являет собой гармонию многообразия, критерий развития и культуры человека. Терпимость способствует воспитанию индивиуальной ответственности, ответственности за свое предназначение и ответственности за судьбу мирового сообщества.

Нельзя допускать адаптации и привыкания к агрессии и безразличию. Сейчас очень актуальна потребность в новой философии безопасности, основой которой станут толерантные принципы, основанные не на силе, а на гармонии интересов, проявлениях нравственности и духовности для современного мира.

Интересную иллюстрацию толерантности в виде огромного цветка с лепестками представили Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова [13].

Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения и взаимодействия. Только если мы сами будем взращивать этот прекрасный цветок, оберегая его от иссушающей нетерпимости, можем быть уверены, что толерантность сделает мир добрее.

2. Толерантность как психологическая концепция

Концепция толерантности подразумевает существование двух линий ее развития: во-первых, через формирование мотивов в период воспитания человека, во-вторых, путем целенаправленного осознанного изменения ценностных ориентацией взрослых людей, что довольно сложно, так как усвоенные и принятые нормы и ценности в какой-то степени поддаются коррекции путем обучения или самообучения [2]. Нужна сильная внешняя поддержка или пережитый индивидом личностный стресс, чтобы началось движение к толерантности.

Всем известно, что в детстве многое усваивается гораздо легче, чем во взрослом состоянии. Следовательно, на систему образования, а в частности, на учителей ложится серьезная нагрузка по выстраиванию новых отношений в обществе и только толерантный преподаватель может способствовать становлению этого качества у своих подопечных. Но для этого необходимо, чтобы толерантность стала основной личностной особенностью педагогов.

Вычленим основные пути формирования толерантности в процессе обучения и воспитания молодого поколения. [2,4].

1. Развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия других народов, признание ценности многообразия культур и истории. Средствами развития являются подробные и переработанные с позиций педагогики толерантности программы и курсы по истории, разработка учебников по политиеской географии, этнической истории с целью подготовки молодежи к предупреждению ситуаций, порождающих межэтническую, эмоциональную напряженность.

2. Обучение по использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов, отказ от насилия.

3. Формирование умений и навыков конструктивного общения в ситуациях проявления различий между людьми, разногласий и конфликтов, развития умений эффективного взаимодействия с представителями различных этнических культур. Диалог не только рассматривается в качестве приема усвоения знаний и умений, но и определяет стиль межличностного взаимодействия в учебном процессе.

Поскольку толерантность является характеристикой личности и проявляется при взаимодействии с окружающими людьми или предметами деятельности, определим с позиций психологии, каким образом появляется толерантность и что является тормозом на пути ее проявления.

Психология толерантности включает адекватное познание самого себя, своего мировоззрения, убеждений и установок, переживаний и эмоций, получение опыта толерантного действия, построение толерантных отношений и продолжение нашего толерантного отношения к миру в других людях [2].

Установка это особый психический механизм, наличие которого выражает способность индивида к опережающему отражению действительности. Содержанием установки является нечто в психике, «заданное наперед»[15].

Использованная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект-Пресс, 2001.- 376 с.
  2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум, 2003.-168 с.
  3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1996. 352 с.
  4. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - М.: НПО МОДЭК, 2003. - 240 с.
  5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Т.В.Драгуновой, Д.Б.Эльконина. - М.: Просвещение, 1967. 360 с.
  6. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте // Дисс. канд. псих. наук. 1983.
  7. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1999. №2
  8. Назаров О.В. Возрастная психология. М.: 2002. - 224 с.
  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 442 с.
  10. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: АЗЪ, 1993.- 960 с.
  11. Петровский В.А., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. - М.: Просвещение,1986.- 464 с.
  12. Ремшмидт Х. Психотерапия детей и подростков. М.: «Мир», 2000. 656 с.
  13. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2001. -112 с.
  14. Толерантность // Вестник психологической службы школы, май №3 (6), 2006.
  15. Узнадзе Д.Н. Теория установки. - М.: НПО МОДЭК, 1997- 448 с.
  16. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1988. № 6. - с. 31.
  17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.


Другие похожие работы