Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> С.Л.Рубенштейн: годы жизни. Вклад Рубенштейна в становление психологии, как науки.

С.Л.Рубенштейн: годы жизни. Вклад Рубенштейна в становление психологии, как науки.

Санкт-Петербург

Реферат по предмету:
"Психология"



Название работы:
"С.Л.Рубенштейн: годы жизни. Вклад Рубенштейна в становление психологии, как науки."




Автор работы: Ольга
Страниц: 16 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Российская психология связана с именами таких учёных, как И.М.Сеченов, М.Я.Басов, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе, Б.Г.Ананьев и другие. Именно они определили современный облик психологии.

Основные труды отечественных психологов приходятся на 30-60-е годы XX века. Для этого периода характерно возникновение нескольких школ и направлений. Одно из них возникло в Грузии, его возглавил Дмитрий Николаевич Узнадзе. Школа Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений. В классическом варианте установка человека это первичная, неосознанная реакция на ситуацию, в которой он осознаёт и решает задачи.

Другое, пожалуй, самое сильное направление связано с именем Льва Семёновича Выготского. В центре внимания этой школы находились вопросы общей и педагогической психологии. Исходной позицией считалось целостность психической жизни личности, взаимосвязь психических процессов и свойств, развитие личности в процессе обучения и воспитания, социальная обусловленность психической жизни человека.

Третью школу возглавил Сергей Леонидович Рубинштейн. Ему принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематике труда, под названием «Основы общей психологии» (впервые издано в начале 40-х годов, переизданное в 1989г.).

Борис Герасимович Ананьев внёс большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки. Заслугой Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском университете.

Алексей Николаевич Леонтьев разрабатывал проблемы памяти, восприятия, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности.

Александр Владимирович Запорожец, совместно с Даниилом Борисовичем Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных интересов А.В.Запорожца входили вопросы возрастного развития, воспитания детей. Д.Б.Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры.

Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды Пётр Яковлевич Гальперина. Из его работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Благодаря Александру Романовичу Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т.е. как восприятие, память, воображение, мышление представлены в головном мозге человека. Труды А.Р.Лурии заложили основу для современной медицинской психологии.

Труд С. Рубинштейна "Основы общей психологии" можно отнести к одному из наиболее значительных вкладов в отечественную психологическую науку. Его сделали "настольной книгой" для себя, многие поколения психологов, педагогов, философов. Рубинштейн на основании новейших достижениях и новой философской парадигме в результате своих теоретических и экспериментальных исследований развил в этой монографии вывел оригинальную целостную систему психологической науки. Этот труд до сих пор не имеет аналогов в отечественной и зарубежной философско-психологической литературе.

1. С.Л.Рубенштейн годы жизни

Сергей Леонидович Рубинштейн, один из крупнейших психологов и философов, родился 6 (18) июня 1889 г. в Одессе.

В 1908 году, окончил Одесскую Ришельевскую гимназию, занимался самообразованием, много читал, изучал языки, увлекался философией и литературой, физикой и математикой.

В 1908 Р. уезжает сначала во Фрейбург, а затем в Марбург, где поступает на философский факультет университета.

В 1913 году, блестяще защищает докторскую диссертацию "Изучение проблемы метода", посвященную главным образом критическому анализу философской системы Гегеля, прежде всего, ее рационализма.

Вернувшись в Одессу, Рубинштейн стал доцентом Одесского университета, а после смерти известного русского психолога Н.Н.Ланге с 1922 г. возглавил кафедру психологии и философии.

Так как отец Рубинштейна крупный адвокат был знаком с академиком Г.В.Плехановым и даже часто бывал у него в гостях, то это, по-видимому, стало причиной, что юный, еще тогда Рубинштейн стал изучать философию К.Маркса. В это время происходит формирование научного стиля С.Л.Рубинштейна.

В 1930 г. С. Л. Рубинштейн был приглашен в Ленинград на пост заведующего кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.

В 1933 - 1934 гг. вышла в свет статья «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса», в которой освещались моменты трансформации марксистской теории. В этот момент определяются три задачи, совокупность решений которых поставила его на особое место в психологической науке 30-х годов и сделала уникальной, его роль в психологии.

Первая разработка марксистской методологии психологии как фундамента построения науки нового типа, представляющей собой не описательное, а объяснительное значение.

Вторая создание системы психологии как науки, которая включила все критически переосмысленные достижения мировой психологии и одновременно опиралась на отечественные эмпирические исследования.

Третья, непосредственно вытекающая из второй раскрытие и преодоление кризиса психологической науки.

В отличие от своих коллег-психологов, только еще начинавших пересматривать свое методологически позитивное отношение к мировой, особенно европейской, психологии, пытавшихся ограничиться лишь некоторыми коррективами существующих теорий, С. Л. Рубинштейн выработал принципиально другое методологическое решение проблем психологии.

Ленинградский период жизни Рубинштейна. В эти не легкие времена, Рубенштейн, организовал коллективную работу над своими трудами. Коллектив, состоял из друзей, коллег по работе, единомышленников, и всех их, он направлял в одно русло исследований - эмпирические исследования. Это исследования, которые не просто описывают психологическую действительность, даже опираясь на определенную гипотезу, но существляются принципиально новым методом - единство воздействия и изучения. Этот метод, базировался на методологическом принципе единства сознания и деятельности, на котором Рубинштейном была построена новая система психологической науки.

Циклы экспериментальных исследований, осуществлявшихся под его руководством, регулярно освещались в ученых записках ЛГПИ им.А.И. Герцена. В эти годы завязывается дружба-сотрудничество с молодым блестящим психологом Б.Г. Ананьевым. Устанавливаются научные контакты с главой грузинской психологической школы Д.Н.Узнадзе.

Познакомившись с харьковской группой психологов, Рубинштейн организует в Ленинграде защиту докторских диссертаций А.Н.Леонтьева и Б.М.Теплова, выступает их официальным оппонентом.

В связи с обширными эмпирическими исследованиями мышления и речи он устанавливает научные контакты с Ленинградским институтом языка и мышления, с Кацнельсоном, позднее с Марром. Чувствуя потребность фундировать психологию в естественнонаучном плане, С. Л. Рубинштейн обращается к оригинальной физиологической концепции академика А. А. Ухтомского и вступает с ним в глубокие научные контакты. Позднее Ухтомский даст свою рецензию на книгу Рубинштейна «Основы общей психологии» при выдвижении ее на соискание Государственной премии. Это выдвижение монографии на Государственную премию поддержал также академик В.И.Вернадский.

Таким образом, под руководством Сергея Леонидовича кафедра психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена становится крупным научным, организационным центром, осуществляющим интеграцию разных направлений советской психологической науки, базой серьезных эмпирических исследований познавательных процессов и речи.

Одновременно Рубинштейн пишет свою первую книгу по психологии, назначение и форму которой можно понять, только раскрыв те задачи, которые он перед собой поставил. Эта книга и философско-психологический трактат, и учебное пособие для будущих психологов. Рубинштейн вошел в психологическую науку не только как методолог, не только как теоретик, сумевший интегрировать достижения мировой психологии и наметить основные направления советской психологии, не только как исследователь.

Вся его деятельность ленинградского и последущего московского периодов это деятельность по организации науки, способ развития которой, по его замыслу, должен был и институционально соответствовать способу ее нового методологического построения.

В 1935 г. выходит его первая монография и одновременно учебное пособие «Основы психологии». Затем он садится за написание следующего труда «Основ общей психологии». И если первые «Основы психологии» все годы, прошедшие с момента их издания, служили единственным учебным пособием университетского курса психологии, то новая книга закладывает основы всей научной жизни советской психологии учебной, организационной, исследовательской. В этом труде, как отмечали рецензенты, он «впервые всесторонне и обоснованно представил психологию как относительно законченную систему в свете материалистической диалектики. В этом труде профессор Рубинштейн по существу подвел итоги развитию советской психологии за 25 лет. . . и наметил новые пути ее дальнейшего плодотворного развития на основе марксистско-ленинской методологии.

Содержание работы

Введение 3

1. С.Л.Рубенштейн годы жизни 5

2. Вклад Рубенштейна в становление психологии, как науки 11

Заключение 16

Литература 17

Использованная литература

  1. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985
  2. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. МГУ, 1991
  3. Петровский В.А. Психология личности. Субъектный подход. Ростов-на-Дону. 1997
  4. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. 1997
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 2007 г. - 720 с.


Другие похожие работы