Пути оптимизации сотрудничества ДОУ и семьи на современном этапе
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Пути оптимизации сотрудничества ДОУ и семьи на современном этапе"
Автор работы: Елена Рабощук
Страниц: 44 шт.
Год:2013
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Глава 1. Теоретические основы путей оптимизации сотрудничества ДОУ и семьи на современном этапе
1.1 Понятие «семья» в психолого-педагогической литературе
Семья – это малая социальная группа, основанная на браке, кровной родственности или усыновлении и связанная общностью быта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью. Формы семей бывают разные, их типологизация зависит от предмета изучения. Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи: общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные); противоречие (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими); антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества). Семью характеризуют такие параметры, как дееспособность и активность. Дееспособность семьи может быть: ограниченной (через психосоматические, возрастные особенности ее члены не способны самостоятельно зарабатывать средства для существования и вписаться в систему социальных отношений - пенсионеры, инвалиды); временно ограниченной (психосоматические, возрастные особенности лишь временно ограничивают социально-экономическую самостоятельность); неограниченной (члены семьи имеют полный спектр возможностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, которые не носят характер социального катаклизма). Активность семьи характеризует ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, то есть мера самообеспечения и самопомощи. Выделяют три вида активности: собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей); ограниченная активность; пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей). Существует также типологизация, в основу которой положен феномен психологического здоровья семьи - интегральный показатель ее функционирования, который отображает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояния душевного психологического благополучия семьи, которая обеспечивает адекватную жизненным условиям регуляцию поведения всех ее членов. Этот показатель разделяет все семьи на двух основных типов: благополучные семьи.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы путей оптимизации сотрудничества ДОУ и семьи на современном этапе 7
1.1 Понятие «семья» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Воспитательная роль семьи 15
1.3. Взаимодействие ДОУ с семьей 18
Глава 2. Практическое осуществление оптимизации сотрудничества ДОУ и семьи при социальной адаптации детей младшего дошкольного возраста (4-5лет) в ДОУ 24
2.1. Организация и проведение исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 34
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 43
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Абраменкова, В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам Вопросы психологии. -1980. №5. 60 70.
- Абульханова - Славская, К.А. Деятельность и психология личности. М. Наука, 1980.-335 с.
- Агеев В.В. Психологические условия организации совместных учебных действий школьников: автореф. дисс.... 1санд. нед. наук. -М., 1986. -19 с. 4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1998. 376с.
- Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы Избр. психол. труды М.: Моск. П И О .С Ц ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999.- 411с.
- Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. Новые ценности образования: забота поддержка консультирование. Вьш.6. М. Инноватор, 1996. 71 88.
- Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте. Как помочь ребенку войти в современный мир. под ред. Т.В.Антоновой. М. Центр Дошк. детсгво им. А. В. Запорожца, 1995. с. 327.
- Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: автореф. дисс канд. психол. паук. М, 1983.-23 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл: Академия, 2002. - 414с.
- Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре. Психология и педагогика игры дошкольника, (материалы симпозиума). -М.: Просвещение, 1966. 188 -205.
- Бабаева Т.И. Подходы к программе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду Теоретические основы программы воспитания в детском саду: сб. науч. трудов. С-Пб.: Образование, 1992. 14-29.
- Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Междупар. пед. акад., 1994. 106 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.- 93 с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. -143 с.
- Голованова, П.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб: Речь, 2004. 272с.
- Головаха, Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979. -139 с.
- Гузман Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач// Вопросы психологии. -1980. №3. 133 -136
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников под ред. Т.А. Репиной. М. Педагогика, 1987. -191 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива М.: изд-во МГУ, 1984. 208с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов –на- Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 397-405.
- Кошелева А.Д. Нравственные эмоции детей в условиях практической деятельности. Эмоциональное развитие дошкольника Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 553 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл: Academia, 2005. 365 с. 23. Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования. Методологические проблемы социальной психологии. под. ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука,1975.
- Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте М.: Прометей, 1990. 219 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками Под ред. А.Г.Рузской.- М Педагогика., 1989.-215 с.
- Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и со взрослыми. Л.: РГПУ, 1991 28 с.