САМООТНОШЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"САМООТНОШЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ"
Автор работы: Баранова Алена
Страниц: 39 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена исследованию самоотношения студентов. В первом разделе нами раскрываются психологические особенности самоотношения, психологическая характеристика, структура и этапы становления самоотношения. Во втором разделе представлены особенности самоотношения в студенческом возрасте. В третьем разделе представлены экспериментальное исследование комплекса факторов отношения к себе у студентов.
В психологии к проблемам самоотношения обращались такие психологи Пантилеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Бернс Р., Рубинштейн С.Л. и другие.
На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я–концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности. Исследователи рассматривали его общие и частые аспекты, не опираясь на все достижения в сфере исследования личности, и не используя все известные методологические принципы и подходы к ее изучению, что позволило бы интегрировать научное знание о Я–концепции и самоотношении в связи с категориями «личность», «сознание», «самосознание», во–вторых.
В то же время изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложилось определенные предпосылки для углубления теоретико–методологического анализа и обоснования категории самоотношения.
Также необходимо отметить, что студенческий возраст – один из важнейших этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап еще продолжает рост человека, формирование организма в процессе полового созревания, что оказывает важное влияние на психофизиологические особенности. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, а также социальная адаптация в отношениях с коллективом. Студенты сталкиваются с тем, что испытывают потребности, осуществление новых контактов, установлении нового уровня взаимоотношений. Ситуация неудовлетворённости, порождённая различными аспектами: сохранением многочисленных ограничений, свойственных предшествующему возрасту, и появление новых стремлений быть взрослым, требуют не малой работы над собой, а главное над отношением к себе.
На сегодняшний день существует огромное количество способов воздействия на молодую личность, на ее эмоциональную сферу, являющуюся определяющей в системе самоотношения и самосознания.
Таким образом, актуальность данного вопроса позволяет сформировать тему нашей работы: «Самоотношение и его особенности в студенческом возрасте».
Объект исследования: самоотношение
Предмет исследования: особенности самоотношения у студентов
Цель исследования: выявление особенностей самоотношения в студенческом возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что самоотношение в студенческом возрасте характеризуется низкой склонностью к самообвинению и высоким уровнем принятия себя.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить общетеоретические подходы к проблеме самоотношения;
2. проанализировать и изучить литературу об особенностях студенческого возраста
3. провести исследование направленное на выявление особенностей самоотношения в студенческом возрасте.
Экспериментальная выборка: в исследовании принимало участие 10 студентов в возрасте 18–20 лет.
Исследование проводилось на базе НГПУ. В качестве инструмента исследования был использован тест–опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).
Содержание работы
Содержание:
Введение………………………………………………………..………….3
Глава 1. Психологические особенности самоотношения
1.1 Психологическая характеристика самоотношения …………………6
1.2 Структура самоотношения ……………………………………..……16
Глава 2. Особенности самоотношения в студенческом возрасте
2.1. Студеческий возраст…………………………………………………21
2.2. Характеристики самоотношения в студенческом возрасте….……28
Глава 3. Исследование особенностей самоотношения в студенческом возрасте
3.1. Организация и методы исследования………………………….……32
3.2. Результаты исследования……………………………………………34
Заключение……………………………………………………………….36
Список литературы…………………………..…………………………37
Использованная литература
- Аверин, В.А. Психология личности / В.А. Аверин. - СПб.: Академия, 2001. – 89 с.
- Агапов, В. С. Сущностная характеристика Я–концепции / В.С. Агапов. – М.: МГСА, 2002. – 230 с.
- Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста /Б.Г. Ананьев // Современные психолого–педагогические проблемы высшей школы. – Вып. 2.–Л., 1974.–С. 3– 9.
- Визгина, А.В. Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А.В. Визгина, С.Р. Пантилеев // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. –С. 91–100.
- Карнилова, А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания / А.П. Карнилова //Психологических журнал. – 1995. – № 1. – С. 107–114.
- Колышко, A.M Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
- Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Прогресс 1984. - 335 с.
- Кон, И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
- Кордуэлл, М. Психология: словарь–справочник / М. Кордуэлл ; пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: Фаир–Пресс, 2003. – 448 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие для вузов / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 352 с.
- Личность и проблемы развития: сборник работ молодых ученых / под ред. Е.А. Чудина. – М.: «Инсти», 2003. – 127 с.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; ред. и авт. вступ. ст. А. А. Бодалев; сост. В. А. Журавель; Акад. пед. и соц. наук; Моск. психолого–социальный ин–т. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 356 с.
- Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально–оценочная система / С.Р. Пантилеев. –М.: МГУ, 1991. – 100 с.
- Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан; Акад. пед. и соц. наук; Моск. психолого–социальный ин–т. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост.: К. А. Абульханова–Славская, А. В. Брушлинский. – Санкт–Петербург : Питер, 2009. – 713 с.
- Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [электронный ресурс] / Н.И. Сарджвеладзе – режим доступа – http://pedlib.ru
- Столин, В.В. Самосознание личности [электронный ресурс] / В.В. Столин – режим доступа – http://pedlib.ru
- Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
- Эльконин, Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. - СПб.: Академия, 2007. – 144 с.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов / В.А.Якунин – М.: [Б.и.], 1994.