Изучение социальных характеристик личности
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Изучение социальных характеристик личности"
Автор работы: Ольга
Страниц: 30 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
При всей значимости «природных качеств» человека, необходимости учета их в процессе социального развития не следует забывать, что сущность личности социальная. Маркс писал: «...сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» .
Как же формируется «социальное качество» человека, его социальные характеристики? Человек не рождается личностью, он ею становится, усваивая общественный опыт. Характер развития человеческого индивида в личность зависит от общества. Условием формирования и развития личности является ее реальная социальная деятельность, выполнение человеком определенных функций в обществе. Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.
Анализируя процесс формирования личности, важно разграничить следующие аспекты:
- процесс становления личности, достижения ею социальной зрелости;
- вхождение человека в определенную социальную среду и дальнейший процесс ее существования и развития в определенном обществе.
В первом случае речь идет о развитии ребенка в процессе общественного обучения и воспитания, в ходе которого он усваивает человеческие формы деятельности и отношений, нормативы и ценности общественного сознания, необходимые ему для тоо, чтобы он достиг социальной зрелости и стал способным к выполнению определенных общественных функций. Во втором имеются в виду социальные условия существования, деятельности и развития взрослого человека.
Цель данной работы изучены социальных характеристик личности, для достижения этого, в первую очередь необходимо ответить на вопрос: «Какие виды деятельности или социальные функции наиболее существенны для формирования социальных качеств человека?» Ведь не секрет, что, выполняя общественные функции, человек формируется разными гранями своей личности: как труженик, как хозяин-организатор и исполнитель, как гражданин, как семьянин, потребитель, воспитатель и воспитуемый, как субъект познания, общения, досуга и т.п.
При этом надо иметь в виду, что деятельность личности в социуме это не вообще комплекс всех видов общественной практики, а те виды деятельности, в которых человек принимает более или менее активное личное участие.
Глава 1. Процесс развития человека.
Формирование личностных качеств
В глубокой древности, 20-15 тыс. лет назад в условиях присваивающей экономики человек пользовался маской, «личиной» для успешной охоты. Использование шкур животных, в том числе чучел, их морд, в которые наряжался, маскировался охотник, чтобы незамеченным подкрасться к добыче, получило закрепление в охотничьей магии, мифах, обрядах. Кроме магического значения, маски-личины имели еще и очень важное прямое практическое значение при воспитании и обучении молодого поколения, начинающих охотников. Постепенно личина переросла в личность, характеризуя уже социальные качества человека на последующих этапах его общественного развития .
Социализация это объективный, самоорганизующийся процесс становления личности человека, определения его социальных свойств, его правового положения. Как личность человек выступает в имущественных, в семейно-брачных, государственно-властных отношениях, в научно-технической, духовной, творческой сферах, в территориальной организации общежития и т.д. Личность понимается в современной теории права как общественное существо, наделенное достоинством, волей и сознанием, как итог определенного эволюционного процесса.
Личность это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Это член общества, наделенный правовым статусом, правосубъектностью, адресат правового воздействия, участник многообразных общественных отношений, совокупность и содержание которых определяют его положение и социальную роль, поведение и духовную жизнь.
В переводе с латинского «процесс» означает движение вперед, изменение. Это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте .
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.
Развитие человека очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса диалектический переход количественных изменений качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Представители различных философских течений по-разному объясняют этот во многом еще не познанный процесс.
Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни и детерминировано лишь «врожденной потенцией»; развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может это лишь небольшая часть мнений представителей идеалистической философии. Диалектико-материалистическая философия трактует развитие как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства существования своим трудом.
Движущая сила развития борьба противоречий. Последние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий.
Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные характерные для отдельно взятого человека.
Универсальный характер имеют противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий расхождение между возникающими новыи потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелости. «Хочу» - «могу», «знаю» «не знаю», «можно» «нельзя», «есть» «нет» это типичные пары, емко выражающие наши постоянные противоречия .
Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи, между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой.
Одними из характеристик, препятствующих изменениям, явля¬ются особенности (черты) характера. Черты характера определя¬ются как некоторые поведенческие установки, которые сохраня¬ются во времени и в различных ситуациях.
Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению. И так без конца. Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным в различных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Процесс развития человека. Формирование личностных качеств 5
Глава 2. Характеристика индивидуальности человека 9
2.1. Понятие индивидуальности 9
2.2. Основные признаки, индивидуализирующие человека 11
Глава 3. Социальные характеристики человека 14
3.1. Личностные основы поведения 14
3.2. Профессия как социальная характеристика человека 20
Заключение 27
Список литературы 29
Использованная литература
- Алиев В.Г., Доюдян С.В. Организационное поведение. Махачкала, 1998.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
- Аширов Д.А. Организационное поведение. М.: МЭСИ, 2001.
- Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л., 1983.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1993.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М.: Дело, 1993.
- Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов. / Под ред. А.Я.Кибанова. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
- Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: «ЮНИТИ», 1999.
- Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1986.
- Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Милнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Моля Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.
- Организационное поведение / Под ред. Э.М. Короткова. Тюмень, 1998.
- Оучи У. Методы организации производства (японский и американский подходы). М.: Экономика, 1984.
- Робер М.А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.; Прогресс, 1998.
- Травин В.В., Дятлов В.А Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина И.А. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Управление прсоналом: Учебник для вузов. / Под ред. М.Ю. Базарова, Б.А. Еремина М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.