Состояние установок толерантного поведения у современного подростка
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Состояние установок толерантного поведения у современного подростка"
Автор работы: Рябых Людмила
Страниц: 69 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Еще несколько лет назад слово «толерантность» ежедневно звучало по телевизору, из уст чиновников разных уровней и на каждой научной конференции, посвященной проблемам образования. Сейчас это слово встречается значительно реже, хотя проблема никуда не делась, а стоит, на наш взгляд, еще более остро, чем раньше. В системе воспитания и образования, в работе школьного психолога, вопросы, связанные с толерантностью, возникают практически ежедневно и особенно, в подростковой среде. И тридцать, и сто лет назад, и сегодня подростничество – особый период жизни человека. Поэтому в настоящее время важнейшей задачей образовательной системы следует считать создание условий для развития толерантной личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке.
Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX – начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в подростковую среду. Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и выработке толерантного сознания.
Толерантное сознание – это сложная психологическая реальность, характеризующаяся образующими ею структурными компонентами, главный из которых поведенческий компонент, включающий поступки и конвенциональные поведенческие установки по отношению к особенностям различных культур, основанные на понимании и направленные на установление контакта .
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам. Таким образом, проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке и одной из важнейших задач современности является воспитание у подростков толерантности как качества личности.
Ребенок входит в мир человеческих отношений, будучи естественным и природосообразным, но, несмотря на это, его позитивная социализация является необходимым основанием развития правового, демократического, гражданского общества. Именно в младшем подростковом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Л. С. Выготский, Р.С. Немов, С.И.Галяутдинов, В.Д.Ермоленко, Л.В.Занков), в том числе и толерантности.
Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих диссертационных работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P.Валитова, В.Жанкелевич, В.М.Золотухин, Ж.Лессэ, Дж.Локк, А.П.Мчедлов, Э.Нарагхи, Н.К.Рерих, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Тишков, Л.Н.Толстой, Б.Уильяме и др.; психологи: А.Г.Асмолов, В.Е.Кемеров, Е.Ю.Клепцова, И.В.Крутова, Ф.М.Малхозова, В.Г.Маралов, А.П.Оконешникова, Г.У.Солдатова, В. Ясвин и др.
Итак, феномен толерантности является объектом изучения многих наук (политологии, этнологии, философии, социологии, психологии), что доказывает значимость работы над проблемой воспитания толерантности у подрастающего поколения. Вместе с тем можно утверждать, что проблема формирования толерантного поведения подростков не исследовалась полно и всесторонне. Решения требуют такие аспекты проблемы, как выявление установок толерантного поведения подростков и разработка педагогических технологий формирования толерантного поведения подростков в системе воспитательной работы общеобразовательной школы, где дети проводят большую часть своего жизненного времени.
Суммируя изложенное выше, отметим, что на сегодняшний день явно фиксируется ряд противоречий между: объективной потребностью общества в толерантной личности, ориентированной на проявление на всех уровнях социального взаимодействия и недостаточной направленности системы образования на ее воспитание; значительными потенциальными возможностями формирования толерантного поведения в системе воспитательной работы образовательных учреждений и их низкой реализацией на практике.
Обозначая сущность противоречий, определяем цель нашего исследования: выявление представлений подрастающего поколения о толерантности, - в чем заключается их содержание и, каким образом, используя потенциал воспитательной работы в образовательном учреждении, эффективно организовать процесс формирования толерантного поведения подростков.
Исходя из вышесказанного, объектом исследования выступает толерантность как система нравственных представлений подростка, как интегральной личностной характеристики индивида.
Предметом исследования - средства и методы формирования толерантного поведения у современного подростка.
В своем исследовании мы исходили из гипотезы: эффективное формирование толерантного поведения подростков успешно осуществляться в том случаи, если будет рассматриваться в разных направлениях: формирование отношения подростков к толерантности, как общественно значимой ценности; формирование толерантного сознания в системе образования; родительская и педагогическая толерантность.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности психолого-физиологического развития младшего подросткового возраста.
2. Дать сущностные характеристики толерантности, как качества личности подростка.
3. Обосновать сензитивность подросткового возраста для воспитания толерантности в поведении.
4. Охарактеризовать систему педагогических средств, способствующих воспитанию толерантного поведения современных подростков.
5. Выявить состояние установок толерантного поведения у современного подростка и разработать упражнения, способствующие повышению уровня толерантности у детей младшего подросткового возраста.
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический и сравнительный анализ литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение опыта формирования толерантности детей и подростков в отечественной и зарубежной практике; наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности; аналитическая и математическая обработка полученных данных.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе проводился теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы по теме исследования. Были определены: объект, предмет, цель, задачи исследования и рабочая гипотеза.
На втором этапе осуществлялась организация и проведение экспериментальной работы.
На третьем - осуществлялся анализ, обобщение и систематизация результатов исследования, статистическая обработка результатов экспериментальной работы, завершалось оформление материала.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и приложения.
В первой главе определены особенности психолого-физиологического развития подросткового возраста, дано теоретическое обоснование толерантности как морального качества, и особенности восприятия толерантности детьми подросткового возраста. Вторая глава – экспериментальная.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ
1.ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретическое обоснование толерантности, как морального качества личности. Основные критерии толерантности
1.2 Особенности воспитания толерантности в младшем подростковом возрасте
1.3. Воспитание толерантных установок в семье
1.4. Пути и средства воспитания толерантного поведения младших подростков в школе
2.ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОГО ВОЗРАСТА
2.1 Программа исследования
2.2 Констатирующий эксперимент
2.3 Формирующий эксперимент
2.4 Повторная диагностика уровня сформированности толерантности у детей младшего подросткового возраста
2.5 Выводы и предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Использованная литература
- Богданова В. Формирование межэтнической толерантности. – Воспитание школьников.- 2007.- № 6.
- Громова Е.Л. Развитие этнической толерантности в школе. - Ульяновский университет, 2005.
- 3.Зелова Т.П. Формирование толерантности «Толерантность – гармония многообразия». - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2007.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. – М., 1998.
- Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию).- Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
- Краткая философская энциклопедия.- М.: Энциклопедия, 1994.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова С.Н. // Воспитание? Воспитание… Воспитание! - М., 2002.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитательной работы. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Маленкова Л. В одном классе - два разных мира. // Народное образование.- 2002.- № 1.
- Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей // Начальная школа. -2000. -№ 5.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. КН.1.- М.: Просвещение: Владос, 2002.
- Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг)». Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования.- 2001.- № 20.
- Права ребенка: Нормативные правовые документы. – 2-е изд., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Ризванова Е. К то поможет подростку в семье. – Воспитание школьников – 2005 - №4. с.44-51.
- Риэрдон Э. Толерантность – дорога к миру. Пособие для подготовки учителей. - Нью-Йорк, 1995.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
- Родионов В.П. и другие. Тренинг социальных навыков. – Ярославль: Академия развития, 2001.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969.
- Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование.- 2001.- № 9;
- Степанова E.Н, Александрова М.А. «Классному руководителю о классном часе». М., 2002.
- Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - М., Бонфи, 2002.
- Фрумин И. Тайны школы. – Красноярск, 1999.
- Хейнс У. и другие. Мой мир и я: Путь к единению.- Международный Фонд Образования, 1994.
- Шнейдер Л. Подростковый кризис и его особенности.- Школьный психолог. – 2009. - №20. – с.37- 43.
- Фромм Э. Искусство любви. – Минск, 1991.
- Хьелл Л. Теория личности. - СПб., 1997.
- Хухлаев О. Как говорить об «иных» или измерения культуры в сфере образования. - //Школьный психолог. – 2009. - №20. с.6 - 11.
- Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. - М., 2000.
- Ясвин В. Исследование толерантности в школе. – Школьный психолог. - №20. – 2009. - с.18-21.