Диагностика и коррекция социальной тревожности у детей с ЗПР
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Диагностика и коррекция социальной тревожности у детей с ЗПР"
Автор работы: Ольга
Страниц: 58 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса. В частности, оно предполагает решение проблемы развития социального интеллекта, под которым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные отношения.
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах.
Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности – сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.[15, с.56]
Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить условия эффективности многокомпонентной модели оказания коррекционно-педагогической поддержки учащихся с ЗПР в младших классах школы в специально созданной социально – образовательной среде.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы тревожности у детей с ЗПР 5
1.1 Особенности ЗПР 5
1.1.1 Определение понятия ЗПР 5
1.1.2 Современное представление о ЗПР 6
1.1.3 Основные диагностические методики определения ЗПР 19
1.2 Причины появления тревожности и особенности ее проявления 23
1.2.1 Тревожность – как нарушение эмоциональной сферы ребенка 23
1.2.2 Причины и механизмы проявления тревожности у детей с ЗПР 30
1.3 Методологические основы коррекции и профилактики тревожности 35
Глава 2 Диагностика и пути коррекции социальной тревожности у детей с ЗПР на примере ГОУСОСКОШ № 171 40
2.1 Постановка экспериментальной задачи 40
2.2 Эмпирическое исследование уровня тревожности детей 44
2.3 Осуществление коррекционных мероприятий 53
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Использованная литература
- Асеев А.Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1994.
- Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1985.
- Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
- Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с резидуально-органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Издательство Ставропольского государственного университета, 2000.
- Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Пособие для родителей. - М.,1986.
- Гидденс Э. Социология / Пер.с англ. под ред. В.А. Ядова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
- Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? М., 1995.
- Дорога — это то, как ты идешь по ней... Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. — Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. уч. центра, 1996.
- Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. М., 1998.
- Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и подростков с коррекцией семейного воспитания. СПб. Плюс. 2003.
- Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми. СПб. Дидактика плюс. 2003.
- Захаров А.И. Неврозы у детей. М., 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., 1998.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1993.
- Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб. 2001.
- Камаев И.А. Детская инвалидность. ( проблемы и пути решения). Н. Новгород. 1999.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
- Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Meтодические рекомендации.-М.; СПб., 1998.
- Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудо-вой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 1989.
- Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.
- Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М.: \"Весь мир\", 2000.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов.–М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. М., 1996.
- Преодолевая барьеры инвалидности. — М.: Ин-т соц. работы, 1997.
- Проектирование развития учреждений социального обслуживания. — М. Ин-т соц. работы, 1996
- Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.
- Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.–М.: ИНФРА-М, 2002.
- Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева.–М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1988. № 6. С. 32
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1995.