Особенности проявления неконструктивного поведения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности проявления неконструктивного поведения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста"
Автор работы: Юлия
Страниц: 37 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность. Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Неповторимые особенности физического, психического, социального развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника. Дошкольный возраст является достаточно важной вехой в развитии личности, в нем формируются основополагающие для последующих возрастных этапов новообразования, данный возраст является переходным между младенчеством, как периодом максимальной зависимости ребенка от родителей, к школьному возраста, когда диапазон его социальных взаимодействий существенно расширяется.
Одной из важных составляющих данного возрастного периода является развитие первоначальных навыков общения, а так же построения межличностных отношений. К сожалению, данный процесс проходит не всегда успешно и в отдельных случаях дошкольники демонстрируют различные формы неконструктивного поведения, проявляющегося от излишней демонстративность и активности до агрессивности. В тоже время причины того, почему те или иные дети в большей степени склонны демонстрировать такое поведение, являются на настоящий момент не полностью изученными.
Другой достаточно актуальной проблемой детства является частая заболеваемость детей, в большинстве случаев это простудные и респираторные заболеваний. Данная категория детей выделяется в литературе в отдельную категорию часто болеющих детей (ЧБД).
Наше исследование мы решили посветить изучению связи между частотой заболеваемости и особенностями проявления неконструктивного поведения дошкольников.
Целью нашей работы является исследование связи между частотой заболеваемости и особенностями проявления неконструктивного поведения дошкольников.
Объектом исследования является неконструктивное поведения в дошкольном возрасте
Предметом — особенности неконструктивного поведения часто болеющих детей.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
1. провести теоретический анализ основных понятий исследования:
1.1. показать основные подходы к изучению неконструктивного поведения дошкольников;
1.2. раскрыть содержание категории часто болеющих детей.
2. провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей неконструктивного поведения часто болеющих детей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что часто болеющие дошкольники будут демонстрировать больше проявлений неконструктивного поведения, чем их обычные ровесники.
В процессе исследования были использованы следующие методы и методики:
изучение данных о состоянии здоровья испытуемых;
методика «Изучение коммуникативных умений детей»;
методика Розенцвейга.
Базой исследования являлся дошкольное образовательное уч-реждение № 15 города Красноярска. В качестве испытуемых нашего исследования были выбраны 24 детей данных учреждений в возрасте 5–6 лет.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Особенности проблемы проявления неконструктивного поведения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 5
1.1. Особенности личности и социальной ситуации развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Типы неконструктивного поведения в дошкольном возрасте 10
1.3. Характеристика категории часто болеющих детей дошкольного возраста 18
Выводы по Главе 1 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей неконструктивного поведения часто болеющих детей 23
2.1. База и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов первичного диагностического среза 28
2.3. Описание программы формирующего эксперимента 30
2.4. Анализ результатов повторного диагностического среза 33
Выводы по Главе 2 35
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1996.
- Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка//Психология личности. Тексты. — М.,1982.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. — М.: 1992
- Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002.
- Ершов Ф.И., Романцов М.Г. Часто болеющие дети: современная фармакотерапия. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче-нию в школе. — М.: 1991.
- Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. Лисиной М.И. — М.: 1980
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2001.
- Мухина В.С. Возрастная психология. — М.: Academia. 1997.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты. — М.: 1995.
- Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования. — М.: Просвещение, 2001.
- Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. — М.: 1989.
- Технология игровой деятельности: Учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; науч. ред. В.А. Фадеев. — Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.
- Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрица-тельных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением//Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л.И.Анцыферовой. — М., 1981.
- Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. — СПб.: Речь, 2003.