Формирование навыка общения у младших школьников в условиях лечебно-образовательного учреждения
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Формирование навыка общения у младших школьников в условиях лечебно-образовательного учреждения"
Автор работы: Юлия
Страниц: 108 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Проблема общения младших школьников достаточно актуальна, т.к. общение выступает важной стороной жизнедеятельности младшего школьника. Дети с нарушениями в опорно-двигательном аппарате в большей мере, чем их здоровые сверстники, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем навыка общения у этой категории детей, так как круг общения ограничен. Низкий уровень развития навыка общения способствуют возникновению у младших школьников речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же моделей поведения и стиля общения.
В сегодняшнее время педагоги, социологи и психологи отличают негативную тенденцию с появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть, в связи с чем ухудшается отношение детей к непосредственному общению. Опосредованная компьютером коммуникация создает иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы, ребенок чувствует аффективную раскрепощенность, ненормативность и некоторую безответственность участников общения.
Данная тема актуальна еще и тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которыми в дальнейшем ребенок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни. Поэтому педагогам-психологам необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы вовремя провести коррекционно-развивающую работу с ребенком.
Кроме того, развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда именно общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности в данном возрастном периоде. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
Содержание работы
Введение 3
I. Теоретические аспекты коммуникативной сферы младших школьников 6
1.1 Общение как вид психической деятельности 6
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста 17
1.3 Особенности развития навыка общения у младших школьников в условиях лечебно-образовательного учреждения 31
II. Эмпирическое исследование и формирование навыков общения у младших школьников в условиях лечебно-образовательного учреждения 46
2.1. Организация и методы исследования 46
2.2. Диагностика уровня развития навыка общения у младших школьников в условиях лечебно-образовательного учреждения 52
2.3. Методика развития навыка общения у младших школьников в условиях лечебно-образовательного учреждения 55
2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 75
Заключение 80
Список используемой литературы 82
Приложение 1 88
Приложение 2 92
Приложение 3. 93
Приложение 6. 96
Приложение 7. 100
Приложение 8. 101
Приложение 9. 102
Приложение 10. 103
Приложение 11 104
Использованная литература
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М., 1982. 182 с.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1985. 238 с.
- Акимова М.Н., Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьника Школа здоровья. 1997. 2. 21 31.
- Актуальные проблемы современного детства. Под общ. ред. Е.М. Рыбинского. Вып. 3. -М., 1994. 121 с.
- Альманах «Исцеление». Для врачей, педагогов и родителей детей с неврологической инвалидностью Под ред. И.А. Скворцова. М., 1993.-282 с. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Л.М. и др. Оздоровительное значение дифференцированного обучения Школа здоровья. 1996. №3.-С.32-39.
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- М., 1999.- 234с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Академия, 2001.
- Атватер И. Невербальное общение.- М.: Смысл, 1999.- 156с.
- Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998.
- Баранова П.А. Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях воспитательной системы лечебно-профилактического учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. 24 с.
- Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. – Таллинн, 1998.
- Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук.- М., 1979.- 134с.
- Безруких М.М., Ефимова СП. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М., 1994. 99 с. П.Бехтерев В. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., 1905.-43 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1994. 338 с.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2002.
- Березина В., Ермоленко Г. Социальная педагогика в школе //Воспитание школьников. – 1994. - № 3.
- Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека.- М.: МПСИ, 2010 – 256с.
- Бильгельдиева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее самореализации: Дис. канд. пед. наук. Кострома, 1998.-225 с.
- Бодалев А.А. - «Психология общения», «Москва – Воронеж», 2002 г.
- Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1993.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1995.
- Болотов В. Должность социального педагога скоро станет привычной //Учительская газета. – 1994. - № 9.
- Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001.
- Большая медицинская энциклонедия Под ред. А.П. Бакулева. М., 1960.-Т.15.-1216с.
- Большая медицинская энциклонедия Под ред. Б.В. Петровского. В 30-ти т. М., 1976. Т.З. 584 с.
- Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. М., 1980. 167 с.
- Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: Просвещение, 1989.
- Быков А.В., Шульга Т.Н. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. М., 2001.-100 с.
- Быков С В Образование и здоровье СОЦИС 2000. №1. С125 -129.
- Быкова В.П. Организация учебно-воспитательного и оздоровительного процессов в обш,еобразовательной санаторной школе-интернате: Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 1995.-20 с.
- Бычкова Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2005. 18 с.
- Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2001.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000.
- Васина Л.Г. Реабилитация через образование: Опыт Московской городской средней профессиональной школы для подростков и лиц с нарушением слуха Дефектология. 1998. Хо5. З 5.
- Волкова В.К. Интеграция деятельности образовательной в условиях и лечебнодетского оздоровительной реабилитационного центра. Тюмень, 1997. 24 с.
- Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М.: Политиздат, 1998.
- Вульфов В.З. Социальная педагогика в системе общего воспитания //Педагогика. – 1992. - № 5, 6.
- Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера / Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М 1996. 533 с.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избр. психологические исследования. М.,1956.
- Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М., 2002. 283 с.
- Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика в обшеобразовательном контексте. М., 2002. 62 с.
- Давыдов Д.В. Лекции по общей психологии. – М., 1998.- 345с.
- Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999.
- Дробинская А.О. Пути формирования активного отношения к обучению младших школьников с церебростенией Дефектология. 1999.- №3.-С.12-17.
- Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. – Психология, «Москва»,2003 г.
- Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М.: НГИК, 1994.
- Запорожец А.В. Психология. – М.: Учпедгиз, 1961.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, Наука, 2001.
- Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Ковалевский В.А. Особенности психологических новообразований у хронически больных младших школьников Школа здоровья. 1997.- №1.-С.40-47.
- Коджаснирова Г.М., Коджасниров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.-176 с.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. – М.: Знание, 1974.
- Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М.: МУБУ, 1997.
- Корнев С.М. Организация досуга: что для этого нужно?//Веч. сред. шк. – 1999. - №6.
- Котова И.Б., Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. – Основы психологии, «Феникс», 2002 г.
- Краткий словарь психологических терминов / Сост. И.А. Стернин. – Горький, 1990.
- Куницына В.П. и др. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2002.
- Кулагина Н.Ю. Младшие школьники: особенности развития.- М., 2009.- 267с.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.: Просвещение, 1985.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Высш. шк., 1972.
- Леонтьев А.И. Психология общения.- М.: Смысл, 1993. 365с.
- Липский И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики // Педагогика, 2001. - №10.
- Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 1985.
- Лисина М.М. Формирование личности ребенка в общении.- М.: Питер, 2009- 320с.
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орел, 1994.
- Матюхина М.В., Михальчик Т.С. – Психология младшего школьника.
- Мясищев В.Н. Психология отношений.- М.: Эксмо, 2008.- 345с.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2006.
- Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ//Воспитание школьника. – 2000. - №10.
- Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1991.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я.М. Яноушека. – М.: МГУ, 1987.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: ИГУП, 1999.
- Петровский А.В., Ярошевскй М.Г. – Психология «Москва», 2002 г.
- Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1981.
- Развитие личности учащегося в процессе общения / Под ред. М.И. Боришевскиго. – Киев: Высш.шк., 1985.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.
- Рудольф Вердербер, Кэтлин Вердербер – «Общение», 2005 г.
- Санникова О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности //Вопросы психологии.- 1982.- № 2.- С. 66-70.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
- Сластенин В.А., Исаев Н.Ф. – Педагогика, «Москва» Издательский центр «Академия», 2002 г.
- Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000.
- Социальная психология / Под ред. П.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М.: Высш. шк., 1975.
- Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности.- М., 2009.- 456с.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.
- Эльконин Д.Б. Детская психология.- м.: Смысл, 1989.- 278с.