Влияние самооценки студентов ВУЗов на успешность образовательной деятельности
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Влияние самооценки студентов ВУЗов на успешность образовательной деятельности"
Автор работы: ольга
Страниц: 64 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Таким образом, в нашей работы мы рассмотрели факторы, влияющие на успешность образовательной деятельности студента. Одним из факторов является сама специфика образовательной деятельности в вузе, которая отличается от учебной деятельности в общеобразовательной школе рядом специфических особенностей: узкой специальной направленностью, возросшей нагрузкой и ответственностью, своей структурой, содержанием, формами отетности и контроля, организацией самостоятельной работы.
Кроме того, можно выделить такие группы факторов, определяющие успешность образовательной деятельности как: индивидуально-психические характеристики студента (тревожность, свойства его нервной системы, определяющие тип темперамента, индивидуальные способности к учебной деятельности, определяемые задатками); личностные (уровень развития волевых качеств личности, сформированная устойчивая мотивация к обучению, сформированность самосознания, и, в частности, четкие представления об «образе профессионала» в рамках данной специальности, т.е. сформированность такой подструктуры самосознания как «Я-профессинал» и т.п.); успешность прохождения процесса адаптации к обучению в вузе.
Самооценка как подструктура самосознания, может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Неоднозначны и критерии самооценки. Традиционно выделяют следующие характеристики самооценки: адекватностъ-неадекватность (Л.И.Божович, Р.Б.Стеркина). Мерой адекватности при этом выступает ее соответствие объективной ценности индивида. Самооценка может быть высокой, средней и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.
Проведенное нами эмпирическое исследование частично подтвердило нашу Гипотезу о том, что студенты с высокой (адекватной) самооценкой проявляют большую успешность в учебной деятельности, меньшую - студенты с низкой (адекватной) самооценкой и студенты с неадекватной самооценкой наименее успешны в образовательной. Кроме этого, выяснилось, что студенты с неадекватно завышенной самооценкой, также способны добиваться высоких успехов в образовательной деятельности. Однако, нереалистичный уровень притязаний таких студентов говорит о некритичном оценивании своих возможностей и может быть индикатором неблагоприятного развития личности. Последний факт заставляет обратить пристальное внимание администрации вуза к показателям психологического здоровья таких учащихся.
Кроме эого, проведенной исследование выявило следующие результаты: девушки более мотивированы к обучению в вузе, нежели их сокурсники-юноши; студентами, с устойчивой мотивацией к обучению в вузе культивируются такие личностные качества как настойчивость и терпимость, и менее привлекательны капризность и нерешительность; в подавляющем большинстве опрошенные студенты характеризуются адекватной самооценкой и реалистичным уровнем притязаний.
Таким образом, наше исследование открыло новые перспективы к изучению данной проблематики изучение показателей психологического здоровья студентов с неадекватной завышенной и заниженной самооценкой, на основе которого необходимо разработать комплекс мероприятий по коррекции и профилактике возможных выявленных отклонений. Интересны будут исследования, раскрывающие взаимосвязь стабильности/нестабильности самооценки и успешности в образовательной деятельности в период экзаменационной сессии.
Содержание работы
Введение 2
Глава 1. Образовательная деятельность и критерии ее успешности 6
1.1. Специфика образовательной деятельности в высших учебных заведениях . 6
1.2. Факторы влияющие на успешность учебной деятельности. ... 10
Выводы по Главе 1 . 20
Глава 2. Проблема самооценки в контексте образовательной деятельности 21
2.1. Самооценка как категория самосознания . 21
2.2. Сущность и причины формирования адекватной и неадекватной самооценки 29
Выводы по Главе 2 .. 36
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и уровня успешности образовательной деятельности студентов высших учебных заведений 37
3.1 Цели, задачи, исследования . 37
3.2 Организация исследования .. 38
3.3 Количественно-качественный анализ исследования .... 42
Выводы по Главе 3 . 55
Заключение 57
Литература 59
Использованная литература
- Алексеев В.А. Развитие самооценки на рубеже подросткового и юношеского возраста. М. 1985.
- Анохин П.К. Эмоции. В кн.: Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., 1964.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука. 1988.
- Березин Ф.Б. Барлас Т.В. Социально-психологическая адаптация при невротических психосоматический расстройствах // Журнал «Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова», 1994, Т. 94, №6, с. 38-43.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс,1986.
- Богданова Д.Я. Практические занятия по психологии. М, "Физкультура и спорт", 1989.
- Бодалев А.А. Столин А.А. Общая психодиагностика. М., 1978.
- Брайт Д. Джонс Ф. Стресс: теории, исследования, мифы. Спб.,2003.
- Василюк Ф.А. Психология переживания. М., 1984.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А. . Психология личности. Тексты. М., Издательство московского университета. 1982. С.60
- Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1, М., 1997.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. - 500 с.
- Гринберг Д. Управление стрессом. Изд-во «Питер», 2004.
- Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных образах. М., 1979.
- Джеймс У. Психология. М., Педагогика. 1991.
- Диянова З.В., Щеголева Т.М., Самосознание личности. Иркутск,1993.
- Елисеева И.М., Ильин Е.П., Качанова Н.А. Соотношение субъективных и объективных показателей эмоционального возбуждения до экзамена и после него // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности.,Л., 1981., с. 81-85.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., Московский психолого-социальный институт., 2003.
- Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. М., 1995.
- Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. СПб.: Питер, 2000.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структуры сознани// Вопросы психологии. 1991, №3.
- Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышников И.В. проблемы Я-концепции в отечественной психологии // Мир психологии, 2002, №2, с. 17-19.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
- Изучение стресса в институте психологии РАН // Наука в России. М., 1996, №2, с. 56-58.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001.
- Ильин Е.П., Молчанова Н.М., Замкова М.А. и др. Изучение проявлений нервно-эмоционального напряжения у студентов во время сдачи экзаменов и зачетов // Современна высшая школа.,1979., №1, с. 67.
- Ильина М.Н., Колюков В.П. // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. Л., 1981, с.89-92.
- Карандышев В.Н. Как жить в условиях стресса. СПб., 1993.
- Карольчак-Бернацкая В. Нетрадиционная трактовка состояния тревоги и стресса в спорте // Стресс и тревога в спотре. М., 1983,с.47-56.
- Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. - М.: "Смысл", 2000.
- Китаев-Смык А.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
- Козак М.Г. Динамика оценочных отношений личностей к себе и к другим. Киев. 1978.
- Коломинский Я.Л. Психология эмоциональных отношений // Воросы психологии. 1988,№5.
- Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
- Кон И.С. Открытие «Я». М.,1978.
- Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение. 1989. С.85-150.
- Кондаш О. Волнение и страх перед испытанием. Киев, 1981.
- Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М., 1976.
- Краткий психологический словарь // Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999.
- Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
- Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя / Современная социальная психология. Тексты. Изд-во Моск. Ун-та. 1984, с. 180.
- Лазарус Р. Теории стресса ипсихофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970.
- Либин А.В. Дифференциальная психология. М., 2004.
- Липкина А.И. К вопросу о методах владения самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблема диагностики умственного развития. М., 1975.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
- Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
- Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.:Сентябрь, 2001.
- Марцинковская Т.Д. История психологии. М.,2003.
- Миронова Т.Л. Развитие самосознания у учащихся ПТУ в процессе профессиональной подготовки. М. 1985.
- Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание. М., 1991.
- Наенко Н.Н. Психическая напряженность. М.,1976.
- Первин Л., Оливер П. Психология личности: теория и исследования. СПб., 2000.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
- Петровский А.В. Введение в психологию. М., Academia. 1995.
- Холл К.С., Линдсей Г.. Теории личности. М., КСП+. 1997.
- Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. Т5. С.48-50.
- Погорелова Г. Экзаменационный страх. // Высшее образование в России., 2003, №5., с.125-127.
- Похилько В.И. Когнитивная дифференциальность. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. МГУ, 1987, с. 238-240.
- Практические занятия по психологии. Под ред. А.В. Петровского. М., 1972.
- Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / «Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик». М., 1988, с. 110-118.
- Психо-эмоциональный стресс. Под ред. К.В. Судакова. М.: НИИ им. П.К.Анохина, 1992.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,2000.
- Самосознанние и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности // Ред. Д.Я.Райгодский. - Самара: "Бахрах-М", 2000.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
- Собчик Л.Н. Теория и практика психологической оценки личности // Московский психологический журнал. ,2004,№3.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972 с. 149.
- Столин В.В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности. М., 1982,с. 58-67.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. М., 1985.
- Столин В.В. Самосознание личности. МГУ. 1984.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2000.
- Тарт Г. Механизмы защиты. // Самосознанние и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности // Ред. Д.Я.Райгодский. - Самара: "Бахрах-М", 2000.
- Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.
- Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж., Студия ИАН., 2000.
- Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж: Исток, 1998. 262 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1996.
- Якобсон П.Н. Психология чувств. М., 1958.
- Berger E., "Relationships Among Acceptence of Self, Acceptence of Others and MMPI Scares", Journal of Counseling Psychology 2 (1955): 279-284.
- Rogers C.R., Client - Centered Therapy In I.l.Kutush, A.Wolf, Eds., Psycho-therapist's Casebook (San Francisco: Jossey-Bass, 1986).
- Suinn R., "The Relationships Between Self-Acceptence and Acceptence of Others: A Learning-Theory Analysis", Journal of Abnormal and Social Psychology 63 (1961): 37-42.
- Интернет ресурсы:
- How Worksite Stress and Self-Esteem Relate (Стресс и самооценка)
- www.welnessnet.com/stress-self-esteem.htm
- Резюме исследований стресса и самооценки, включая ссылки на исследование стресса и самооценки.