Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании самостоятельности дошкольников
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании самостоятельности дошкольников"
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 72 шт.
Год:2001
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Воображение, характерное только для человека и возникающее в процессе деятельности, принадлежит к числу высших познавательных процессов. Истоками формирования воображения считается изначальная активность ребенка. В.Д.Небылицын дает следующую характеристику этого понятия: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, вообще к самовыражению относительно внешнего мира» [5].
В дошкольном возрасте активность ребенка возрастает. Она приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Достаточно четко выделяются игра, учение, труд, продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования.
Игра, а точнее, сюжетно-ролевая игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Она является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое оказывает на формирующуюся личность. Д.Б.Эльконин в своих трудах подчеркивает огромное значение сюжетно-ролевой игры для развития познавательных функций, и, прежде всего, воображения.
В игре ребенок учится проявлять свою творческую инициативу, учится умению организовывать, планировать и направлять игру. Следовательно, именно сюжетно-ролевая игра подводит ребенка к способности действовать в плане образов, в плане представлений. А поскольку сам процесс воображения заключается в создании образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий, то венцом процесса формирования образа становится развитие воображения.
Старший дошкольный возраст и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения/ Вначале воссоздающего (позволяющего представлять образы), а затем и творческого (благодаря которому создаются принципиально новые образы). Воображение начинает складываться в игре и переходит в другие виды детской деятельности.
Сюжетно-ролевая игра - самая сложная форма игры. Многие психологи считают, что расцвет сюжетно-ролевои игры происходит в старшем дошкольном возрасте. Поэтому именно эта возрастная категория берется в работе для исследования влияния обогащенной сюжетно-ролевои игры на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы заключается в исследовании влияния сюжетно-ролевои игры на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В работе поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ исследований отечественных и
зарубежных психологов по проблеме влияния сюжетно-ролевои игры на развитие
воображения детей дошкольного возраста.
Сформировать систему средств обогащения и развития сюжетно-
ролевои игры, оценить ее эффективность в плане оптимизации развития
воображения детей и внедрить ее в практику работы с детьми в дошкольном
учреждении.
3. Исследовать особенности влияния сюжетно-ролевои игры на развитие
воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект данного исследования - особенности воображения детей двух подготовительных групп (6-7 лет) детского сада обычного типа в количестве 40-а человек.
Предметом исследования являются особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
Содержание работы
Введение
Глава 1.
Анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований по проблеме воспитания у детей дошкольного возраста самостоятельности в игровой деятельности.
1.1 Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности развития самостоятельности в дошкольном возрасте
1.4 Особенности развития самостоятельности в сюжетно-ролевой игре
Глава 2.
Исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие самостоятельности детей дошкольного возраста.
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы
Заключение
Литература
Использованная литература
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и
- развитие. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: МПСИ,
- «Флинта», 1998.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ; Воронеж:
- НПО «МОДЕК», 1995.
- Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО
- Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000.
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного
- воспитания. М.: Педагогика, 1986.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.
- Леонтьева, А.В.Запорожца. М.: Педагогика, 1995.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение,
- Воспитание детей в игре // Составители: Бондаренко А.Н., Матусик А.И. М.:
- Просвещение, 1994.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте //
- Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП,1996.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1995 №5, с.32.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Просвещение,
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный
- образовательный и психологический колледж, 1996.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М.: МПСИ,
- Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-
- педагогическая практика в системе образования. М.: МПСИ, 1998.
- Жуковская Р.Н. Творческие ролевые игры в детском саду. М.: АПН 1963.
- Запорожец А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы
- дошкольного воспитания. М.: Знание, 1070.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской
- личности // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП, 1978.
- Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных
- процессов у ребенка // Избранные психологические труды. М.: Педагогика,
- Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и
- воображения. М.: Педагогика, 1956.
- Ильина М.В. Развитие невербального воображения. М.: Прометей, 2003. ( С.
- Психологическая служба.)
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.:
- «Роспедагентство», 1997.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. М.:
- Университет, 1999.
- Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе
- схематизации // Вопросы психологии, 1997, №5.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской
- психологии. М.: ИПП, 1996.
- Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные
- психологические произведения. М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.
- Лендрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М.: МПСИ, 1994.
- Леонова Е.В. Некоторые аспекты использования фигурного теста П.Торренса
- для диагностики творческого мышления детей дошкольного и младшего
- школьного возраста // Психолог в детском саду, 2000, №4.
- Макарова Е.В. В начале было детство. М.: Педагогика, 1990.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Проавещение, 1982.
- Михайленко Н.Я. Управление самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
- // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М.:
- Педагогика, 1987.
- Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.
- Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности / Под
- ред.А.В.Брушлинского и Т.Н.Ушаковой. М.: МПСИ, Воронеж: ПНО «МОДЕК»,
- Немов Р.С. Психология. Книга 1,2. М.: Владос, 2001.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 1996.
- Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. М.: МПСИ, 1997.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.:МПА, 1995.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред.
- И.В.Дубровиной. М.: Академия, 2000.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред.
- И.В.Дубровиной. М.: Академия, 2001.
- Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 1996.
- Психология и педагогика игры дошкольника // Под ред. А.В.Запорожца,
- А.П.Усовой, М.: Просвещение, 1966.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Просвещение, 1998.
- 67
- [ 46. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Автореф. канд. дисс. психол. наук, М., 1976.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. - Воронеж:
- МПСИ, 1996.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: «Республика», 1995.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. Учпедгиз, 1960.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И.
- Фельдштейна. М.: МПСИ, 2001.