Предмет психология. Место психологии в системе наук
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Предмет психология. Место психологии в системе наук"
Автор работы: Анастасия
Страниц: 27 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Ведение.
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.
Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желания и т.п., – то есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…».
Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта,
чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит
постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.
Что такое психология.
Психология очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что
психология – наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука).
Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психологического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: « у него (у них) такая психология».
Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его
этимологии: психология – учение о психике.
Отечественный психолог М.С. Роговин утверждал, что можно выделить три этапа становления психологии как науки. Это этапы донаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии.
Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя
непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают:
1) личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим
собой;
2) общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи,
представления, передаваемые из поколения в поколение.
Философская психология – знание о психике, полученное с помощью
умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом размышления по аналогии. На уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим объединением. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для философской психологии характерным является не только поиск некоторого объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все природные стихии.
Содержание работы
Введение
Предмет психология. Место психологии в системе наук
Вывод
Список литературы
Использованная литература
- Ждан А.Н., История психологии. От античности до наших дней, М.,
- 2002.
- 2. Марцинковская Т.Д., История психологии: Учеб. пособие для студ.
- высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр "Академия", 2003.
- 3. Немов Р.С., Психология, М., 1998
- 4. Общая психология под редакцией Карпова А.В, М., Гардарики, 2002.
- 5. Петровский А.В., Вопросы истории и теории психологии, Москва,
- 2001.
- 6. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.,
- М., Педагогика-Пресс, 1997.
- 7. Шульц Д.П., Шульц С.Э., История современной психологии. С-
- Петербург, 2000.