Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Теоретические подходы к изучению особенностей социальной перцепции у воспитанников коррекционного детского дома VII вида.

Теоретические подходы к изучению особенностей социальной перцепции у воспитанников коррекционного детского дома VII вида.

МПСИ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Теоретические подходы к изучению особенностей социальной перцепции у воспитанников коррекционного детского дома VII вида."




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 57 шт.



Год:2000

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение.

Социально-психологическая перцепция ребенка в обществе во многом связана с формированием у него социальных норм поведения. Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психического развития выявило большое количество фактов, свидетельствующих о том, что эти дети иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нем.

В настоящее время отмечается повышенное внимание к проблеме социальной перцепции у детей с задержкой психического развития в связи с увеличением числа детей данной категории.

В нашей стране ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью. Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее—в детские дома или школы-интернаты. В нашей стране: 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей; 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном и психологическом плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная.

Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, и это несмотря на то, что педагогические коллективы вкладывают в них «частичку себя».

Проблема социально-психологической перцепции рассматривалась во многих психологических исследованиях, однако содержательно она является еще малоизученной, поэтому представляет научный и практический интерес, что позволило сформулировать тему: «Особенности социальной перцепции

у воспитанников коррекционного (специального)

детского дома VII вида ».

Данная работа носит во многом ориентировочный характер, поскольку нас интересует возможность комплексного подхода к особенностям социальной перцепции у детей-сирот.

Актуальность настоящего исследования. Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении и познании происходит развитие восприятия человеком человека. Данное исследование основывается на представлении о том, что существуют механизмы, обеспечивающие познание и понимание другого человека, самого себя в процессе общения с другим, и обеспечивающих прогнозирование поступков партнера по общению

Работа с материалами на данную тему позволяет:

1)углубить представления о социальной перцепции у детей - сирот, особенностях ее становления и возможности ее коррекции в ходе психокоррекционной работы;

2)сопоставить темпы и характеристики развития столь важных для успешной социализации и адаптации процессов у детей-сирот в ходе коррекционной работы;

3)основываясь на данных исследования, точнее прогнозировать процессы социализации того или иного ребенка, подбирать наиболее эффективные техники коррекционной работы с ним;

4) использовать полученные новые данные в психологической диагностике индивидуальных особенностей социализации и т.п.

Становление умения опознавать эмоциональное состояние человека по его невербальному поведению у детей является неотъемлемой частью процесса их личностного развития. Данный уровень опознания невербальной знаковой системы позволяет уточнить направленность детей на человека в полифункциональном процессе межличностных отношений, это одно из условий формирования собственных паттернов социального взаимодействия.

Эмпирический объект - группа детей и подростков (7-14 лет), проживающих в специальном (коррекционном доме), VII вида.

Предметом исследования в данной работе являются особенности формирования способности опознавать эмоциональное состояние человека по элементам его невербального поведения, а также анализ таких характеристик ответов детей, как распространенность ответа и указание на половую принадлежность изображенных в стимульном материале людей.

Проблема исследования - специфика различных сторон социальной перцепции у детей-сирот.

Цель исследования - изучить особенности (специфику) социально-перцептивных установок при восприятии графических изображений поз и жестов у детей – сирот и возможность их коррекции.

Поставленная цель конкретизирована постановкой следующих задач:

1. Изучить литературу по теме.

2. Выбрать наиболее адекватный для экспериментального исследования диагностический комплекс.

3. Сформировать исследовательский комплекс для многостороннего исследования особенностей социальной перцепции у детей-сирот.

Гипотеза исследования:

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что условия воспитания в детском доме является одним из главных фактов нарушения социальной перцепции у воспитанников.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Детского специального (коррекционного) дома, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей VII вида. Автор благодарит всех воспитанников, принимавших участие в экспериментальных исследованиях. Выражает глубокую признательность научному руководителю в оказании помощи и поддержке при написании данной работы – кандидату психологических наук Н.В. Зверевой. Так же автор выражает благодарность директору Детского дома №2 г. Москвы, Хрыкиной Н.М.

Теоретическое значение:

1.Проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы социальной перцепции у воспитанников детских домов с задержкой психического развития.

2.Определены факторы, влияющие на социальную перцепцию детей с ЗПР.

3.Показана значимость типа социальных отношений в формировании типа социальной перцепции у воспитанников детских домов с задержкой психического развития.

Практическая значимость исследования:

Проведенное исследование позволило определить основные направления реабилитационной работы с детьми с задержкой психического развития, проживающих в детских домах при различных типах социальной перцепции.

Сформулировать методические рекомендации по проведению коррекционных мероприятий, способствующих развитию детей в благоприятном направлении, а также их социально адаптировать.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению особенностей социальной перцепции у воспитанников коррекционного детского дома VII вида.

1.1. Общие представления о социальной перцепции. ……………… 7

1.2. Особенности социальной перцепции в детском возрасте. ………. 11

1.3. Психического развития детей-сирот и проблемы их социализации. 17

1.4. Влияние материнской и социальной депривации на особенности социальной перцепции у воспитанников детского дома. ………………………………………………………………

35

Глава 2. Проблемы социальной перцепции у детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в коррекционном (специальном) детском доме VII вида.

2.1. Задержка психического развития – тип психического

дизонтогенеза.………………………………………………………

40

2.2. Социальная перцепция детей-сирот с ЗПР………………………. 45

2.3. Факторы социальной перцепции детей-сирот с задержкой психического развития. ……………………………………………..

48

Заключение …………………………………………………………………. 51

Список литературы ………………………………………………………... 52

Использованная литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста./ Под ред. Л.С.Цветковой – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М, 1999.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.
  5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.- М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1973.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Основы дефектологии, т.5 – М.: Педагогика, 1983.
  8. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во «Эксмо-Пресс», 2000.
  9. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры./ Под ред. М.Г.Ярошевского.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.
  10. Дети с задержкой психического развития./ В.И.Лубовский, Л.В.Кузнецова.- М.: Педагогика, 1984.
  11. Дмитриева Л.И. Формирование словаря у учащихся специальных коррекционных школ 8 вида (начальные классы) – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
  12. Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
  13. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЭРСЭ, 2002.
  14. Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. – М.: «Сфера», 1999.
  15. Кулагина И.Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития. // Дефектология.1998, №1.
  16. Кумарина Г.Ф. Методы отбора детей в коррекционные классы: Методическое пособие. – М, 1990.
  17. Лебединский В.В. Задержанное психическое развитие. Нарушение психического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
  18. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.
  19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.
  20. Лубовский В.И. Психологические проблемы аномального развития детей. – М.: 1989.
  21. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.
  22. Матейчек З., Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984.
  23. Мясищев В.Н. Психология отношений./ Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.
  24. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
  25. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.
  26. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей – сирот: профессиональная замещающая семья. – М.:Генезис,2006.- 368 с. – (Ребенок – сирота: семейное жизнеустройство и социализация).
  27. Основы специальной психологии: Учебное пособие./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  28. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: «Флинта», 1998.
  29. Практикум по возрастной психологии. Учеб. пособие /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб: Речь, 2002.
  30. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб: Речь, 2003.
  31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во «Питер», 2000.
  32. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М, 1990.
  33. Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб: Изд-во «Речь», 2001.
  34. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М., 1986.
  35. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  36. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей группы риска. Сост. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. – М.: «Институт практической психологии», 1996.
  37. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.
  38. Шнайдер Л.Б. Основы семейной психологии. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003.


Другие похожие работы