Особенности сенсомоторной асимметрии у младших школьников с разными показателями успеваемости
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности сенсомоторной асимметрии у младших школьников с разными показателями успеваемости"
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 73 шт.
Год:2005
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Общие положения концепции системной динамической локализации высших психических функций находят свое подтверждение в нейропсихологических исследованиях, посвященных изучению проблемы межполушарного взаимодействия у детей. Как пишет Е.Д. Хомская, ни одно из полушарий не может рассматриваться как доминирующее по отношению к какой бы ни было психической деятельности или функции в целом. Каждое полушарие «доминирует лишь по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, который оно вносит в общую мозговую организацию любой психической деятельности» [Хомская, 2002, с. 68].
Современные исследователи рассматривают проблему межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия по отношению к вербальным и невербальным функциям, прежде всего, как проблему функциональной специфичности полушарий. Однако функциональная специфичность полушарий по отношению ко многим познавательным и эмоциональным процессам исследована еще недостаточно.
Исследование функций коры больших полушарий у детей разного возраста позволяет не только своевременно выявить отклонения, но и устранить их, наметить индивидуальную программу развития здорового ребенка. Знания о специфике работы левого и правого полушарий мозга и закономерностях их взаимодействия, полученные с помощью экспериментального и клинического изучения мозговых структур, необходимы для наиболее точного определения происхождения тех или иных отклонений психического развития ребенка, а также для объяснения особенностей его познавательной и учебной деятельности.
I . Теоретическая часть исследования
I.1.Особенности развития и задачи учебной деятельности младших школьников
Каждый возраст характеризуется, согласно взглядам Л. С. Выготского, своей своеобразной модификацией для него, единственной и неповторимой ситуацией развития. “Возраст, - писал он, - представляет собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития” [Выготский, 2004, с. 18].
Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учебной деятельности происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей, через учение опосредуется вся система отношений ребенка с окружающим миром взрослых.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу; его не было у тех детей, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Младший школьный возраст выделился тогда, когда в развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе.
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. И. Божович.
Л. И. Божович констатирует: «Какими бы яркими индивидуальными, психологическими чертами ни обладали дети одного и того же возраста, они, как правило, имеют нечто общее между собой. Это и дает основание говорить о психологических особенностях, типичных, например, для детей младшего школьного возраста» [Божович, 1997, с.16].
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………………….3
I. Теоретическая часть исследования……………………………………………4
I.1.Особенности и задачи развития учебной деятельности младших
школьников…………………………………………………………………………….4
I.2. Проблемы формирования межполушарного взаимодействия…………16
I.2.1. Межполушарное взаимодействие в системе мозговой
Организации ВПФ…………………………………………………………………...15
I.2.2. Развитие межполушарного взаимодействия в онтогенезе……...18
I.2.3. Влияние типа профиля латеральной организации на
Психическую деятельность……………………………………………………….32
I.3.Методы диагностики межполушарного взаимодействия
в детском возрасте………………………………………………………………….36
II. Экспериментальное исследование особенностей
сенсомоторной асимметрии у младших школьников с разными
показателям успеваемости…………………………………………………...45
II.1.Постановка проблемы, цели и задачи исследования………………….....45
II.2.Характеристика испытуемых и методы исследования………………..47
II.3.Описание и анализ результатов исследования, их обсуждение………53
Выводы……………………………………………………………………….......66
Заключение………………………………………………………………………68
Литература…………………………………………………………………..…...70
Приложения……………………………………………………………………...74
Использованная литература
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., АПН РСФСР, 1960.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. Хрестоматия по нейропсихологии. М., 2004.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций. В кн. А.Р. Лурия и психология 21 века. Под ред Т.В. Ахутиной и Ж.М. Глозман. М., 2003.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, У-Фактория, 2003, 304 стр.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные нейропсихологические труды. М. – Воронеж, 1997.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2003.
- Выготский Л.С. Проблемы развития высших психических функций. В кн. Собрание сочинений в 6-ти томах, том 3, стр.6-164. М., 1983.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб, 2004.
- Глозман Ж.М. Культурно-исторический подход как основа нейропсихологии 21 века. Вопросы психологии, № 4, 2002, стр. 62-68.
- Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М.,1999.
- Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
- Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., Книга, 1994.
- Еникеев М.И. Общая психология. Учебник для вузов. М.,2000,400 стр.
- Корнев А.И. Дислексия и дисграфия у детей. СПб, Гиппократ, 1995. Стр. 153 – 158, 160 –196.
- Корнев А.И. Психология усвоения чтения. В кн: Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., 2000.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.
- Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., Наука, 1983.
- Кречмер Э. Медицинская психология. СПб, 1998.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1999.
- Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников. В кн: Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. СПб., Питер, 2002, стр. 10-31.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Третье издание. М., Академический проект, 2000. 512 стр.
- Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. М., 2003.
- Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. В кн. Хрестоматия по нейропсихологии под редакцией Е.Д. Хомской, М. 2004.
- Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Смирнов Н.А., Филатов Ю.М. О роли мозолистого тела в организации высших психических функций. А.Р. Лурия и современная психология. М., изд. МГУ, 1982.
- 27.Москвин В.А. Особенности асимметрии при наркотической зависимости. А.Р.Лурия и психология 21 века. Вторая международная конференция, посвященная 100-летию со дна рождения А.Р.Лурия. М., 2002, стр.97.
- Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования. Вопросы психологии. 1988, № 6.
- Николаенко Н.Н. Метафорическое мышление у здоровых детей и больных аутизмом как показатель межполушарного взаимодействия. Доклады Академии наук, том 379, № 5, 2001, стр. 705-707.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. 4-ое издание. Книга 1. М., ВЛАДОС, 2001, 688стр.
- Полонская Н.Н., Яблокова Л.В. Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников. В кн. Первая международная конференция памяти А.Р. Лурия. Под редакцией Е.Д. Хомской и Т.В. Ахутиной. М., 1998.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., ВЛАДОС, 1997.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., Академия, 2002, 232 стр.
- Семенович А.В. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. М, Генезис, 2004, 250 стр.
- Семенович А.В., Архипов Б.А., Фролова Т.Г., Исаева Е.В. О формировании межполушарного взаимодействия в онтогенезе. В сборнике докладов на 1-й Международной конференции памяти А.Р. Лурия. Москва, 1998. Стр. 215-224.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., изд. МГУ, 1985.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М., издательство МГУ, 1978.
- Сиротюк А.Л.. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., ТЦ Сфера, 2003. 288с.
- Скворцов И.А. От врача по нервным болезням – к врачу по здоровью нервной системы. В кн. Хрестоматия по нейропсихологии. Под ред. Е.Д. Хомской.М., 2004.
- Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
- Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
- Учебное пособие. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Под редакцией Цветковой Л.С. М.,2001.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2002.
- ХомскаяЕ.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы. В кн. Первая международная конференция памяти А.Р. Лурия. Под ред Е.Д. Хомской и Т.В. Ахутиной. М., 1998.
- Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Еникополова Е.В., Ефимова И.В., Степанова О.Б., Горина И.С. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Издательство Московского Университета, 1995.
- Чуприков А.П., Линев А.Н., Марценковская И.А. Латеральная терапия. Киев. Здоровье, 1994.